Игры генералов в исполнении ефрейторов

ZN.UA Эксклюзив
Поделиться
Игры генералов в исполнении ефрейторов
Украинское государственное сэннититэ имеет только два варианта окончания: в лучшем случае ничья, в худшем - поражение.

В японской настольной логической игре шахматного типа, носящей название "Игра генералов" (сёги), существует ситуация в партии, когда игроками полностью и добровольно, несколько раз подряд повторяется одна и та же позиция (из-за того, что каждый из них проиграет или получит позицию хуже, если сделает какой-нибудь другой ход в повторяемой серии). С присущей японской нации поэтичностью такой исход боя назван "ходы тысячи дней" (сэннититэ). Аналогичная ситуация, но с гораздо меньшим романтизмом, наблюдается и в нынешней налоговой и регуляторной политике украинского государства.

В парламенте, который сначала, как правило, в критически короткие сроки принимает закон. А потом власть, оглушенная протестом предпринимательской и экспертной среды, садится за стол переговоров с целью внести изменения в принятый закон для смягчения самых "кровожадных" норм и устранения недочетов, вызванных спешкой и низким качеством контента. Подобное явление наблюдается по всем знаковым законодательным инициативам последних восьми месяцев: проектам о тотальной фискализации расчетов для малого бизнеса (закон №129), об усилении (официальное название содержит словосочетание "уменьшение давления на бизнес") рыночного надзора (закон №367), о "налоговом терроре" (закон №466). Однако окончательным результатом "законодательного сэннититэ" каждый раз является ограничение экономических свобод и все нарастающее вмешательство государства в экономику.

В правительстве, которое в "либертарианском угаре" поначалу режет число министерств и ведомств, а после реинкарнирует и создает новые - экологии, культуры, сельского хозяйства, развития стратегических технологий и инноваций, плодя чиновников-дармоедов в еще большем количестве. Качели сэннититэ затрагивают и ведомства: за три недели до Нового года правительство ликвидировало Государственную аудиторскую службу Украины и создало Офис финансового контроля (постановление №1025 от 11 декабря 2019 года), начав тем самым очередной бессмысленный процесс переформирования главной надзорной инстанции за расходами бюджета (структура за несколько лет пережила несколько переименований). Спустя пять месяцев решение о реорганизации "стыдливо" отменяется (постановление №388 от 20 мая 2020 года), и Государственная аудиторская служба восстает из пепла. Мало того, что впустую потрачены деньги налогоплательщиков, так еще бесконечное реформирование, вне всякого сомнения, снизило качество и результаты контроля государства над расходами бюджета. Аналогичная ситуация наблюдается и с уродливой трансформацией налоговых и таможенных органов, куда, очевидно, от безнадежности просто вернули/назначили (пока временно) старые кадры. Смена вывесок и персоналий стала глубинным смыслом и наполнением деятельности исполнительной ветви власти.

В президентской вертикали, демонстрирующей колебания от предвыборных тезисов о "сокращении функций государства", "налоги станут простыми и понятными", о годовых налоговых каникулах молодым предпринимателям, экономическом паспорте украинца и накоплении денег на его личном счете за использование государством природных богатств (недр, земли) и до подписания гарантом Конституции законов о "принуждении" к кассовым аппаратам малого бизнеса и массированном наделении контролирующих органов набором новых "пыточных инструментов" для сбора налогов с бизнеса (законы №129 и 466), февральской блокировки ликвидации налоговой милиции ("слив" законопроекта №1208-2) и фактического отказа в отстранении СБУ от функции проверки и контроля экономики (президентский законопроект №3196 от 10 марта 2020 года). Теперь с интересом наблюдаем обратное движение маятника - создание офиса реформ имени Саакашвили, апрельские откровения советника президента Олега Устенко о полной либерализации налогового законодательства и введении налога на выведенный капитал, а также майский журфикс президента с тезисами о льготах по налогу на прибыль для крупных инвесторов (+10 млн долл. США) и проведении амнистии капиталов. Пестрая политическая жизнь по смене идеологических флагов.

Как показывает практика "Игры генералов", украинское государственное сэннититэ имеет только два варианта окончания: в лучшем случае ничья, в худшем - поражение. Но ничья с экономической стагнацией, безработицей и коррупцией означает то же поражение. И это в тот момент, когда власти имеют во многом уникальный шанс показать лучшие экономические результаты полугодия в современной истории, - быстрый и крутой спад экономической активности может смениться не менее резким отскоком вверх (эффект низкой базы). Но нужно еще суметь воспользоваться предоставленным шансом.

Все статьи автора читайте здесь.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме