Во многих областях в очередной раз обострилась борьба за так называемые леса агропромышленного комплекса. В 2000-е годы, несмотря на все действующие на то время законы, областные рады своими решениями изъяли их у коллективных сельхозпредприятий (правопреемников советских колхозов) и передали в постоянное пользование новообразованным лесохозяйственным предприятиям системы АПК. Позже над этими лесхозами появились сугубо управленческие надстройки в виде коммунальных предприятий — так называемых облагролесов («Житомироблагролес», «Черниговоблагролес», «Галсельлес», «Иванофранковскоблагролес» и т.п.).
И теперь ОТГ хотят получить в свою собственность (!) этот природный ресурс вместе с производственными активами агролесхозов, не ведая, что закон уже давно подарил им статус хозяина коммунального леса, право управлять и контролировать его использование.
С пожарными лопатами — на материнскую компанию
Активисты, деятели местного самоуправления Львовщины под лозунгом «Доста грабувати наші ліси» требуют немедленно передать их громадам. Под давлением общественности глава Львовской областной рады Ирина Грымак лично инициировала создание временной контрольной комиссии по реорганизации коммунального предприятия облрады «Галсельлес», пообещав активистам проверить каждый озвученный ими случай ненадлежащего ведения лесного хозяйства.
«Реорганизация «Галсельлеса» поможет сделать его деятельность эффективной и уменьшить коррупционную составляющую», — откровенно отмечает пани Грымак в комментариях местным СМИ, не уточняя, однако, о какой же коррупции на предприятии облрады идет речь и почему ее надо уменьшить, а не полностью ликвидировать. Однако о передаче громадам области в собственность 146,3 тыс. га коммунальных лесов — от облрады ни слова.
Сильные страсти из-за леса кипят и на Черниговщине. Очередная сессия Черниговской областной рады должна рассмотреть вопрос, вокруг которого местная политическая элита ломает копья уже лет пять. А именно: нужно ли передавать объединенным территориальным громадам края леса и земли лесного фонда бывших колхозов, а с ними и корпоративные права на райагролесхозы? Сейчас эти отраслевые предприятия в статусе дочерних подчинены коммунальному предприятию облрады «Черниговоблагролес».
«Передача лесного ресурса громадам уменьшит коррупцию в лесопользовании, даст местным деревообработчикам доступ к лесосырью, а следовательно, и возможность работать, улучшит охрану лесов и обеспечение населения дровами, цена на которые уже заоблачная», — убежден автор поданного на сессию проекта решения, местный фермер и депутат облрады Иван Якуб.
У громад края действительно много претензий к «Черниговоблагролесу». (Следует подчеркнуть, что такая же ситуация во всех областях, где есть колхозные леса, промышленная эксплуатация которых сосредоточена в руках коммунальных предприятий облрад.)
«Распоряжение материальными благами от пользования агролесами сегодня явно не на пользу громадам и лесной отрасли, — отмечает руководитель Городнянской ОТГ Андрей Богдан, почти 20 лет возглавляющий Городнянскую городскую раду. — Громадам передали немалые полномочия по содержанию социальной сферы. Но для этого нам нужны и немалые финансы. Вместо этого средства, заработанные дочерними предприятиями «Черниговоблагролеса», идут на содержание его аппарата, который разрастается как на дрожжах».
Так, Городнянский райагролесхоз ежемесячно вынужден направлять на содержание центрального аппарата своей материнской компании более 100 тыс. грн, рассказывают в городской раде. А таких лесхозов в области 18. В добровольно-принудительном порядке, по распоряжению из области, они перечисляют немалые суммы куда угодно, только не на развитие производства. Например, на поддержку других областных коммунальных предприятий. Тогда как выпросить лесоматериалы на нужды громады невозможно.
Производственный конфликт вспыхнул с новой силой, когда в прошлом году областное руководство решило заменить успешного директора Городнянского райагролесхоза Игоря Надточия, потому что он отказывался отпускать заготовленную лесхозом древесину «нужным людям» по схемам, убыточным для лесохозяйственного предприятия. Директора «Черниговоблагролеса» Александра Клишту, который привез в лесхоз нового руководителя, городнянские лесоводы встретили с пожарными лопатами в руках.
«Тогда на производственном собрании высказали все, что накипело на душе, — рассказывает дальше Андрей Богдан. — О том, что лесхоз не может самостоятельно выходить на рынок лесоматериалов, об указаниях рубить лес вне материалов лесоустройства».
Закончилось собрание тем, что трудовой коллектив райагролесхоза заявил о своем выходе из-под управления областной рады. А в Семеновском райагролесе нового директора вообще вынесли из кабинета вместе со стулом прямо на дорогу.
Золотые яйца несут одни, а присваивают их другие
Александр Клишта называет свое предприятие лучшим среди всех 12 областных коммунальных предприятий, поскольку оно приносит 84% от общих объемов доходов коммунального сектора областного уровня.
По официальным данным управления коммунального имущества Черниговской областной рады, «Черниговоблагролес» в прошлом году сработал с прибылью в 204,5 млн грн.
Для облрады это действительно курица, сидящая на золотых яйцах. Но загвоздка в том, что она эти яйца не несет, а забирает у других. Миллионные поступления в бюджеты обеспечивают райагролесхозы, которые являются самостоятельными субъектами хозяйствования и ни в чем не зависят ни от материнской компании, ни от областной рады. Именно райагролесхозы имеют статус лесопользователей. В их руках находятся планово-картографические материалы лесоустройства, которые Лесной кодекс даже приравнивает к государственной регистрации права постоянного пользования.
Такая хозяйственная система действует во всех областях с аграрными лесами (за исключением Буковины, где леса и лесхозы АПК остались в государственной собственности). Облагролеса — это бумажные управленческие структуры, которые не пашут и не сеют. Они присваивают и распределяют то, что заработали своим трудом постоянные лесопользователи из реального сектора экономики. Их основной вид деятельности — предоставление вспомогательных услуг в лесном хозяйстве, а также оптовая торговля древесиной, санитарно-техническими изделиями, сдача имущества в аренду, управление хэд-офисами.
Похоже, лучшая реорганизация облагролесов — вообще отстранить их от лесной кормушки. Отрасль от этого ничего не потеряет. Они нужны только областным радам, чтобы руководить лесным хозяйством и межбюджетным распределением прибылей отраслевых предприятий.
Вот здесь основная точка столкновения интересов органов местного самоуправления разных уровней. Ведь львиная доля доходов лесохозяйственных предприятий, а также вся заготовленная ими лесопродукция направляются мимо громады. Поэтому ОТГ стараются выбить себе возможность влиять хотя бы на коммунальные леса и коммунальные лесхозы. Прежде всего в Карпатах и на Полесье, где лесной ресурс — среди основных для развития экономики и предпринимательства удаленных и депрессивных территорий, создания рабочих мест и формирования доходных частей местных бюджетов.
Однако правовой нигилизм, который буйно цветет в местном самоуправлении, не позволяет руководителям территориальных громад понять свое место в системе прав собственности на лесной ресурс. По давней, еще с советских времен, привычке они идут в областные центры с протянутой рукой выпрашивать себе хоть какие-то на него полномочия.
Белые пятна на земельных картах
Подавляющее большинство глав черниговских ОТГ вместе со своими землеустроителями считают колхозные леса государственной собственностью, которой якобы должны руководить облгосадминистрации или Государственное агентство лесных ресурсов.
«Вот передо мной государственный акт от 1995 года, подтверждающий коммунальному предприятию «Коропский райагролесхоз» право постоянного пользования этими государственными лесами», — объясняет свое мнение руководитель Коропской объединенной громады Владимир Куницын.
Но еще в 2013 году законодательство изменилось. Закон об окончательном размежевании земель государственной и коммунальной собственности отнес к коммунальным землям участки, постоянными пользователями которых являются коммунальные предприятия. А их владельцами признал территориальные громады, в административных границах которых эти земли находятся.
Главы территориальных громад первыми должны были позаботиться о подтверждении прав землевладения за своими громадами согласно требованиям действующего законодательства. Ведь это один из важнейших ресурсов их развития. И тогда все рычаги управления лесами, контроль над их использованием и работой райагролесхозов находились бы в их руках. Но на кадастровых картах Козелецкой, Новобелоусской, уже упомянутых Коропской и Городнянской ОТГ (как и всех других) эти земли до сих пор остаются белыми пятнами.
Как сообщили в Черниговской облраде, на сегодняшний день в Государственном реестре вещных прав на недвижимое имущество зарегистрировано право пользования только на 0,3% от всех лесных земель коммунальной собственности. То же самое примерно и в других областях.
В тех редчайших случаях, когда дело все же доходит до регистрации земельных участков, государственные регистраторы вписывают их владельцами именно областные рады, а не территориальные громады, как того требуют действующие законы.
«Нет, коммунальные земли лесохозяйственного назначения принадлежат областным радам, потому что являются совместной собственностью всех громад, а не какой-то одной», — уверена глава Черниговской областной рады Елена Дмитренко.
Однако территориальные громады края никогда не создавали совместную собственность на коммунальные земельные участки, в том числе под лесами, и не наделяли областную раду полномочиями распоряжаться ими от их имени.
Конечно, Черниговская областная рада, как и остальные облрады, не хочет выпускать из своих рук влияние на райагролесхозы и на 181 тысячу лесных гектаров. И даже готова отдать ОТГ все 40% лесной ренты и такой же процент корпоративных прав на коммунальные лесхозы. Только бы и дальше считаться их владельцем.
ОТГ же упрямо бьются головой о глухую стену коммунальных лесов, требуют у облрад каких-то уступок вместо того, чтобы спокойно войти в право собственности на этот ресурс, двери к которому давно перед ними открыты настежь.
«Мы старались довести до громад положения действующего законодательства, наделяющего их правом собственности и распоряжения коммунальными землями, — рассказывает начальник управления по вопросам реформы местного самоуправления и децентрализации власти Житомирской областной рады Николай Ковтуненко. — Но почему-то в стране сформировалась общая практика регистрировать эти земли за областными радами. В том числе земли лесхозов системы АПК. Ни ОТГ, ни правоохранительные органы такую регистрацию не оспаривают. Хотя она явно ошибочна. Громады от этого теряют значительные ресурсы своего развития».
Урегулировать правовой конфликт некому.
«Сейчас нет общегосударственного механизма передачи лесного фонда в коммунальный фонд. Будем обращаться в Кабмин, чтобы помог нам решить эту правовую проблему, которая тянется много лет. Это очень сложный путь», — объясняет Елена Дмитренко, которая, прежде чем возглавить областную раду, руководила Козелецкой громадой, поэтому вроде бы имела возможность и время разобраться во всех правовых нюансах и механизмах обращения с коммунальным имуществом в законных интересах ОТГ.
Так что история с коммунальными лесами в десятый раз зашла на Черниговщине в один и тот же замкнутый круг. ОТГ требуют передать им леса вместе с райагролесхозами, а областная рада клянется, что никак не может найти процедуру такой передачи.
Больше статей Светланы Исаченко читайте по ссылке.