ГРЕЧЕСКИЙ ПРОРЫВ

Поделиться
На этой неделе госкомпания по экспорту и импорту продукции и услуг военного и специального назна...

На этой неделе госкомпания по экспорту и импорту продукции и услуг военного и специального назначения «Укрспецэкспорт» подписала контракт с Министерством обороны Греции на поставку ей двух малых десантных кораблей на воздушной подушке проекта 1232.7 («Зубр» по классификации НАТО). Корабли будут построены на Феодосийской судостроительной верфи «Море», где ранее было освоено их серийное производство. Сумма контракта составляет около 100 млн. долл. Еще два аналогичных корабля Греция получит от российской госкомпании «Росвооружение». Это, на первый взгляд, рядовое событие, тем не менее вызвало немалый резонанс в Европе и стало вехой нескольких важных починов, которые могут вполне определенно отразиться на будущем месте Украины на рынке вооружений. Во-первых, впервые за время осады Украиной рынка вооружений ей удалось продать продукцию военного кораблестроения. Во-вторых, впервые страна НАТО сделала весьма крупный заказ Украине, что прежде всего говорит о том, что не только на Востоке, но и на Западе поверили в стабильность национального ВПК (до этого были только небольшие разовые контракты в интересах стран НАТО). И наконец, самым беспрецедентным явлением стала договоренность Украины и России на рынке вооружений, в возможность чего вообще мало кто верил.

КАК УКРАИНА С РОССИЕЙ НА РЫНКЕ ДОГОВОРИЛИСЬ

Поставляемые Греции «Зубры» способны брать на борт до 500 десантников с полной боевой выкладкой. «Зубр» с боевой нагрузкой 150 тонн способен преодолевать на суше препятствия высотой 2 метра на скорости 60 узлов. Каждый из кораблей, предположительно, будет оснащен реактивными системами залпового огня «Ураган», хотя на заводе говорят, что на этих кораблях будет установлено минимальное количество вооружений. Сегодня на вооружении ВМСУ имеется четыре малых десантных корабля типа «Зубр» и еще один строится на Феодосийском ПО «Море». Кстати, и командование Военно-морских сил Украины надеется, что часть средств, полученных от реализации украинско-греческого контракта, пойдет на достройку кораблей, размещенных на судостроительных заводах Украины и на восстановление технической готовности кораблей и судов, которые ВМС Украины получили в результате раздела Черноморского флота. Таким образом, контракт должен положительно сказаться на боеготовности украинского флота.

Конечно, все это стало возможным благодаря тому, что господин Апостолос Цохадзопулос, министр обороны Греции, сдержал слово, данное Киеву в сентябре прошлого года во время своего официального визита в Украину. Правда, с небольшой задержкой, ибо журналистам тогда сообщили, что окончательно все финансовые вопросы сделки будут выяснены в течение ближайших 2—3 недель. Однако бизнес, и тем более оружейный, — дело кропотливое. Кстати, греческий министр, подписывая соглашение о военно-техническом сотрудничестве между двумя странами, уже тогда намекнул, что его страну интересуют не только «Зубры». «Подписание межправительственного соглашения о ВТС между Украиной и Грецией свидетельствует о высоком уровне возможного сотрудничества в этой сфере», — серьезно отметил он.

Возвращаясь к десантным кораблям, заметим, что несмотря на то, что в свое время они были разработаны в России, главный конструктор корабля работает на Феодосийской судостроительной верфи, где еще во времена Союза было освоено серийное производство кораблей этого типа. Как отметил автору гендиректор ФПО «Море» Леонид Богатов, один из двух продаваемых кораблей будет взят из ВМСУ — завод будет его реставрировать и модернизировать под климатические условия и под условия заказчика по назначению корабля. Второй уже несколько лет строился на заводе, но из-за проблем с финансированием дело с его достройкой продвигалось весьма медленно. Теперь завод рассчитывает на авансы ГК «Укрспецэкспорт». Стоит заметить, что кроме самого головного работу получат еще несколько десятков предприятий.

И наконец, главный вопрос, как же все-таки договорились? Как оказалось, политики в этом вопросе было минимум с самого начала. Победил прагматизм и трезвый расчет. Дело в том, что больше ни одна страна в мире не выпускает таких кораблей и грекам надо было выбирать между Украиной и Россией. Пользуясь этим, последние умело сбивали цену и у первых, и у вторых. Пока они не договорились. Но это только часть правды. На самом деле, не договориться просто было нельзя. Как отметил автору представитель ГК «Укрспецэкспорт», «если бы каждая сторона работала самостоятельно, как это обычно происходило ранее, скорее всего контракта не получилось бы. Вполне возможно, что и в будущем будет удаваться договариваться с российской стороной таким же образом, с учетом реализации интересов обеих сторон». По мнению гендиректора завода «Море», «сегодня ситуация и рыночные условия такие, что уже просто так диктовать их политическим давлением невозможно. Тем более что сердце корабля — чисто украинское». Тут самое время вспомнить, что турбогенераторы и главные турбины для кораблей, в том числе и для российских, сделают в Николаеве и Кривом Роге. Конечно, много контрагентов и в России. Россия, в первую очередь, поставит вооружение на корабли. Ярославль, например, сделает гибкие ограждения и т.д. То есть выступать не в паре было бы не только нелогично, но и просто глупо.

Российская компания «Росвооружение» поставит Греции свои два корабля в 2001 году. Так же, как и Украина, один модернизированный и один полностью новый. Модернизированный «Зубр» поступит заказчику через 12 месяцев, а полностью новый — через 18 месяцев с момента подписания контракта.

БУДЕТ ЛИ ПРОДОЛЖЕНИЕ?

Как говорят специалисты, главное отличие этого контракта от предыдущих небольших украинско-натовских сделок в перспективах. Ведь, как бы там ни было, его важность даже не в 100 млн. долл., которые получат украинские рабочие (хотя и это сегодня значительная победа), а в серьезном политическом решении страны альянса покупать оружие у восточных партнеров, а не у западных. Без преувеличения, кораблестроительная база, оставшаяся на территории Украины, была самой большой в Европе. Также не секрет, что кораблестроители переживают не лучшие времена и такой контракт, как украинско-греческий, вполне может оживить отрасль, как в свое время украинско- пакистанский танковый контракт дал зеленый свет отечественному танкостроению. Стоит заметить и вполне очевидную тенденцию последних лет: Украина сразу в нескольких отраслях замахнулась на стандарты НАТО, и в Брюсселе уже не воспринимают это как что-либо несерьезное.

А вероятные партнеры Украины по ВТС, которые с осени прошлого года вели переговоры о возможных закупках «Зубров», уже сообщили, что готовы приобрести такие корабли в случае, если с появлением украинских «Зубров» через 12—15 месяцев в Эгейском море не возникнет проблем. При этом можно добавить, что Греческая Республика сегодня детально рассматривает и вопросы закупок самолетов АНТК им. Антонова для пополнения парка военно-транспортной авиации. Теперь уже вряд ли кто-нибудь удивится, если Ан-32, более года участвующий в тендере в Греции, будет приобретен Афинами.

По словам министра обороны Греции, в течение ближайших нескольких лет военное ведомство будет заниматься перевооружением собственных вооруженных сил и в этом контексте очень заинтересовано в военно-техническом сотрудничестве с Украиной. Кроме того, в Афинах не видят проблемы в желании продать танки и соседней Турции, с которой Греция в не слишком дружеских отношениях. Еще в Киеве глава военного ведомства Греции не исключил, что для оснащения своей армии она может закупить 250 танков у Украины. Украина с шестью другими танкостроительными державами вошла в короткий список участников тендера на обеспечение ВС Греции основными боевыми танками. И тактико-технические характеристики харьковских танков не вызывают никаких сомнений. В конце 1998 года украинский танк Т-84 участвовал наряду с 11 странами мира в предтендерных танковых испытаниях и получил высокие оценки военных экспертов оборонного ведомства Греции. Его ближайшим соперником будет немецкий танк «Леопард».

Украина и в прошлом году увеличила объемы экспорта оружия. Но, похоже, сегодня в Киеве уже думают о качественно новых партнерах, которым можно продавать не устаревающее оружие из арсеналов Минобороны, а новые образцы современных вооружений, сделанные на отечественных оборонных заводах.

БОРЬБА ЗА КОНТРОЛЬ НАД ЧФ ОБОСТРЯЕТСЯ?

Словно в ответ на неудачные переговоры на саммите СНГ, и в частности о введении зоны свободной торговли, правительство Украины возобновило с 24 января этого года действие постановления № 863 от 19 мая 1999-го о пересечении украинской границы военнослужащими и техникой Черноморского флота.

Правда, первый заместитель министра иностранных дел Александр Чалый опроверг предположения о связи переговоров с Россией и возобновлением действия постановления, отметив, что «постановление № 863 касается вопросов пограничного контроля, обсуждавшихся с российской стороной как на экспертном уровне, так и на заседаниях подкомиссий в течение полугода, а в его содержание внесены некоторые редакционные изменения».

Однако история «внедрения» в жизнь этого постановления заслуживает внимания. Как, в частности, указывается в постановлении Кабмина, военнослужащие, корабли и летательные аппараты Черноморского флота для пересечения государственной границы должны сообщить в Генеральный штаб Украины за 72 часа, а в экстренных случаях — с началом подготовки корабля к выходу в море или вылету (прилету) самолета. Кроме того, согласно положениям постановления, украинской стороной будут контролироваться количество и характер грузов, которые будут пересекать границу на борту корабля или самолета Черноморского флота. Такой поворот дела говорит о более чем страстном желании Киева контролировать действия ЧФ в Крыму.

Об этом свидетельствует и тот факт, что введение в действие постановления Кабинета министров Украины № 863 в мае 1999 г. вызвало негативную реакцию российской стороны и настоящую бурю в российской прессе с обвинениями Украины в нарушении договоренностей с РФ о пребывании ЧФ. А после телефонного разговора Леонида Кучмы с бывшим в то время премьер- министром России Сергеем Степашиным решением КМ Украины от 9 июня 1999 г. действие постановления № 863 было приостановлено. Так что возобновление действия постановления может оказаться либо очередной политической уловкой, либо свидетельством того, что в Украине наконец подумали всерьез о национальных интересах.

Если Советский Союз свой политический вес усиливал благодаря различным заграничным контингентам, то России удается содержать военную группировку лишь на стратегическом направлении. И боевые корабли ЧФ с новыми бомбардировщиками и более 15 тысячами личного состава, безусловно, свидетельство того, что Украина, а вернее, сам Черноморский регион, находится в зоне наиболее важных интересов нашего ядерного соседа. Кстати, появление в Крыму современных бомбардировщиров Су-24М, способных нести ядерные боеприпасы, а также желание России в недалеком будущем перебазировать в Черное море несколько подводных лодок тоже о многом говорит. В том числе и о том, в какую «халэпу» влезла Украины, приютив на 20 лет флот другой державы. И о том, кто же в Черном море хозяин.

Понимая это, легко понять и стремление Киева ограничить российское военное влияние в Крыму. Ибо где гарантия, что конфликтная и непредсказуемая Россия, если ввяжется в какую-нибудь военную авантюру, не подвергнет опасности территорию Украины.

Не случайно также украинский Генштаб настаивает на том, что если Черноморский флот вмешается в боевые действия, то все корабли российского флота должны оперативно оставить Севастопольские бухты. Правда, нет никакой гарантии, что в экстренном случае командование ЧФ выполнит это указание, как и само постановление № 863.

Есть немало свидетельств того, как на всех уровнях две страны демонстрировали друг другу желание показаться хозяином территории. Кроме упомянутого постановления можно вспомнить и обвинения 19 ноября 1999 года Киева со стороны Москвы в нарушении условий Договора о базировании российского Черноморского флота в Крыму и направление МИДом России соответствующей ноты посольству Украины в Москве из-за посещения Севастополя в конце ноября двумя английскими военными кораблями.

В свою очередь, есть вполне определенная информация об участии морских пехотинцев ЧФ в чеченской войне. На этот раз уже Москва не сочла нужным информировать Киев. Москва, используя энергетическую зависимость, выторговала еще одну политическую уступку — замену старых Су-17 на новые бомбардировщики Су-24М, не только способные нести ядерные боеприпасы, но и прошедшие, как утверждают, боевое крещение в Чечне. Не исключено, что в будущем действия ЧФ могут стать дестабилизирующим фактором военного сотрудничества в рамках не слишком любимом Москвой ГУУАМ. Трения и непонимание не могут продолжаться сколь угодно долго. Но в данном случае показательным может оказаться именно способность или неспособность Киева показать свою принципиальность. Москва, кстати, с этой задачей справляется намного лучше.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме