Во второй половине апреля 1986 года произошла самая страшная техногенная катастрофа всех времен, названная чернобыльской трагедией. Не думаю, что свергнувших 26 апреля 2001 года реформаторское правительство Виктора Ющенко могло ужаснуть вопиющее совпадение этих двух дат. Многих из них дальнейшая деятельность правительства могла привести к личным трагедиям. Потеря источников сверхприбылей, необходимость работать честно были для подобных людей страшнее любого Чернобыля.
Вспомним, между прочим, об ожиданиях, охвативших людей в начале 2000 года с приходом нового премьера в дом на Грушевского. Ющенко, которому в обществе уже давно пророчили эту должность, пришел не с пустыми руками, а имея четкий план действий. Даже больше, он согласился на предложение Президента только после того, как были согласованы его ближайшие шаги. Он предложил также инструментарий преобразований, назвал фамилию исполнителя задуманного в топливно-энергетическом секторе, который был самым коррумпированным в Украине. Из трех кандидатур, предложенных Ющенко на эту должность, Президент выбрал наиболее приемлемую — Юлию Тимошенко.
Нельзя сказать, что премьер-2000 предложил какие-то абсолютно необычные рецепты. Проводимые им мероприятия были на слуху еще в 1996 году.
Что же это за мероприятия? В первую очередь — уничтожение бартера и зачетных схем. Эта операция, казалось бы, не очень сложная по идее, но ни один из премьеров до Ющенко не отваживался на ее применение. Было ясно, что наиболее болезненно это отразится на самых богатых людях Украины, поскольку подорвет едва ли не главный источник их обогащения. Рентабельность бартерных и зачетных схем иногда далеко превышала отметку в 200 процентов. По определению Маркса, капитал при таких цифрах звереет. Другим премьерам или недоставало таланта, или просто было страшно от возможных последствий подобной реформы.
Последствия мы увидели в начале зимы прошлого года. Статистика показала: состояние здоровья народного хозяйства начало резко улучшаться. Мы еще поговорим о цифрах, но для всех, даже крайне предвзятых обозревателей и политиков, стал очевиден большой позитив происходящего. И тут две силы в украинском политикуме, казалось бы, неестественно для них объединились и едва не слились в лихорадочном экстазе. Коммунистам все, что идет на плюс в государстве, — кость в горле. Любое улучшение жизни людей сразу же приводит к потере их социальной базы в обществе, а значит — к уменьшению количества их сторонников. Что касается фракций в парламенте, ориентированных на крупный капитал, то подобное положение вещей вызвало резкое уменьшение количества денег в карманах их руководителей. Добывание денег «из воздуха» становилось все более проблематичным, и поэтому они без оваций восприняли результаты таких необходимых для экономики действий.
В думах «сладкой парочки» — коммунистов и олигархически ориентированных депутатов — были парламентские выборы. Одна только невозможность использования рычагов административного ресурса при правлении Ющенко привела бы к сокрушительному поражению коммунистов и олигархов на выборах-2002.
И поэтому случилось то, что случилось. Противники правительства бросились в «последний и решительный». 26 апреля состоялось знаменитое голосование — правительство было свергнуто. Непонятным было поведение Президента, хотя и прогнозируемым. Казалось бы, ему и карты в руки: воспользоваться наработанным позитивом, поддержать «младореформаторов», и в обществе забудут о «кассетном скандале». Но он лишь спокойно поглядывал на бурлящее общество. Не было ли это его самой роковой ошибкой?
Если анализировать социально-экономические показатели Украины в 1997—2002 годах, то просто поражаешься тому, насколько весомыми были результаты действий правительства Ющенко. Какую сферу в жизни ни возьми, заметны существенные изменения уже почти с января 2000 года. Здесь необходимо поспорить с неистовыми противниками реформаторского правительства. Они или замалчивают результаты, или объясняют их как угодно, только не так, как было на самом деле. Виновником улучшения жизни людей они называют кого и что угодно, только не Ющенко и его действия.
Известные на украинской политической сцене Кужель, Семиноженко, Тигипко каждый по-своему объясняли молниеносное разрешение проблемы возвращения пенсионных долгов. Давайте рассмотрим их гипотезы.
Задача избавиться от долгов по выплате пенсий во времена правительства Пустовойтенко была гордиевым узлом для этого кабинета. Здесь пошли в ход проверенные советские методы: отнять и поделить. Был принят целый ряд указов по поводу отчислений от разнообразных видов продаж в Пенсионный фонд. Наиболее примечательный из них — Указ от 31 августа 1998 года о направлении отчислений от купли-продажи валюты, недвижимого имущества, автомобилей, табака и т.п. Несмотря на все это, долги к концу 1998 года даже увеличились, достигнув 2 млрд. грн. Вероятно, именно об этих указах говорит Сергей Тигипко. Подобные чисто фискальные подходы с огромными трудностями позволили за 16 остававшихся у правительства Пустовойтенко месяцев наскрести 600 млн. грн. на возвращение пенсионных долгов и 100 млн. грн. для выплаты зарплат. Подчеркиваем, всего 700 млн. грн. в течение 16 месяцев.
Что происходит дальше? За февраль—март 2000 года новое правительство, еще не освоившись, даже увеличивает долги по выплате пенсий на 200 млн. грн. На 1 марта они несколько превышали 1,5 млрд. гривен. А после этого все происходит по формуле Цезаря: «Veni, vidi, vici!» (Пришел, увидел, победил). За 5 месяцев возвращаются 1,5 млрд. грн. долгов и к августу остается пустячок — 38 млн. грн., с которыми правительство успешно расправляется в течение того же месяца.
По другой гипотезе, пенсионные долги удалось победить за счет знаменитой продажи второй партии облэнерго. Так вот, продажа этого ряда облэнерго действительно состоялась. Но деньги за них в сумме 865 млн. гривен поступили аж в конце июня 2000 года, когда уже было выплачено более 1 млрд. грн. долгов. В данном случае также концы с концами не сходятся, ведь в то время не было возможности отправить поступления от приватизации в Пенсионный фонд. Подобная форма перетекания денег стала возможной лишь под конец 2001 года.
Дело в другом. За 1999 год всего 49% промышленной продукции покупатели проплатили деньгами. Правительство Ющенко практически сразу требует решительного отказа от системы натурального обмена. Наиболее действенным стало постановление правительства от 5 мая 2000 года, которым, по сути, были запрещены неденежные формы оплаты предприятиями полученной электроэнергии. Целый ряд подобных мер начал немедленно давать отдачу. За год в экономику за поставленную производителями промышленную продукцию поступило более 35 процентов денег. Даже трудно себе представить всесторонний положительный эффект этого достижения. Резкое дополнительное наполнение экономики деньгами превращается в расширение кредитной базы и увеличение отчислений на социальные расходы и в Пенсионный фонд.
Одновременно правительство смогло погасить свыше 1,6 млрд. гривен долга по зарплатам. То есть за 2000 год ему удалось уменьшить долги перед населением на 3,1 млрд. гривен. А это в четыре раза превышает достижения правительства Пустовойтенко за существенно больший период — 16 месяцев. В следующем году уже новое правительство существенно замедлило работу в этой сфере. За год было возвращено лишь 2,1 млрд. гривен долгов. А в 2002 году положение еще более заметно ухудшается. За январь—февраль долг даже увеличивается на 150 млн. грн.
Не менее значимые события происходили и в аграрном секторе. В конце 1999 года правительство Ющенко предложило четкую систему отношений между производителем и покупателем. Была удачно изменена структура кредитного финансирования сельскохозяйственных объединений и фермерских хозяйств. Либерализация ценовой политики на селе сделала цену главным стимулятором роста производства.
Сразу же динамика процессов в сельскохозяйственном секторе приобрела положительный характер. Если за три года правления Пустовойтенко объемы производства в этой отрасли упали на 17,6%, то за 2000 год имеем прирост на 9,8%. Хотя следует отметить, что урожай зерновых был в том году едва ли не наихудшим. Правительству удалось помочь сельхозпроизводителям максимально эффективно распорядиться полученным урожаем. И следует признать, что фундамент, заложенный в том году, позволил получить поразительно высокий, как по тем условиям, урожай. Его объемы дошли до отметки 40 млн. тонн. По сравнению со среднегодовыми урожаями времен Щербицкого, это было никак не меньше.
Следующее правительство крайне бездарно распорядилось этим урожаем. Если подсчитать достижения села в 2001 году, исходя из цен предыдущего года, то прирост достигал бы 138%. Но ценовая политика правительства Кинаха привела к тому, что этот прирост остался на уровне прошлого года — лишь 9,9%.
Почти все, кому не лень, упрекают Ющенко в неумении работать с россиянами. А теперь давайте сравним действия трех правительств на этом фронте и определимся, кто здесь «русофоб», а кто — «русофил». И опять-таки начнем только с цифр.
Приведенная таблица объективно показывает поразительное увеличение экспорта в Россию во время премьерства человека, которого некоторые наши СМИ так любят бранить за неумение договариваться с Россией. Чего стоят подобные реминисценции, видно из того, каких «успехов» добилась команда Кинаха: прирост экспорта в Россию упал в 10 раз. И это при том, что импорт из России остался на том же уровне.
Кое-кто объясняет это ухудшением общемирового торгового баланса, событиями 11 сентября. Так вот, прирост показателя роста экспорта в другие страны за это же время снизился только в 2,26 раза. Еще более впечатляющей будет картина, если мы сравним цифры изменений объемов товарооборота Украины с Россией и с другими странами. Мы видим, что первый из них упал в 5 раз, тогда как во втором случае он снизился всего на 45%. Отрицательным для украинско-российских отношений является и то, что одновременно с сохранением уровня импорта из России произошло заметное увеличение импорта из других стран — на 21,5%.
Еще худшим стало положение в 2002 году. Общий товарооборот с северо-восточным партнером не только не вырос, но и существенно снизился — на 17%. «Улучшение» экономических отношений с Россией дошло до того, что в последнее время правительства наших стран обменялись двумя джебами. Россия ввела 40-процентную пошлину на украинские трубы, наше правительство ответило повышением ввозных таможенных ставок на 22 наименования товаров из России. И исходя из результатов последней встречи, стороны не достигли какой-либо договоренности в этом вопросе.
В интервью газете «Известия» советник президента России по экономическим вопросам Андрей Илларионов, характеризуя действия Виктора Ющенко, сказал примерно следующее: «Я хотел бы отметить хотя бы две цифры. Прирост промышленного производства в Украине в апреле 2001 года достиг 18,7%, тогда как в России он составлял 4%. И это при том, что 1000 кубометров газа стоят для Украины 40—45 долл. США, в то время как в России — 10—12 долл. США. Поэтому я хочу сказать, что Украина достигла весомых результатов и, главное, на более здоровой основе». Следует отметить, что российский специалист даже занизил цену газа в Украине, на самом деле она доходит до 80—85 долл. США с поставкой на предприятие.
На этом и хотелось бы остановиться более подробно. В 2000 году промышленное производство после многолетнего топтания бросилось практически с места в карьер: за год его прирост составил 13,2%. За первые четыре месяца 2001 года, пока правительство не свергли, среднемесячный прирост промышленного производства составлял 18,8%. А с приходом нового правительства он начал неуклонно спадать и достиг к концу года 14,2%. Опять же, в 2002 году ситуация стала еще хуже. Объемы работы промышленности за первый квартал увеличились лишь на 3%. Если удельный вес предприятий, получивших прибыль, повысился с 44% в 1999 году до 62% в 2000-м, то в 2001 году он снизился до 58%. В промышленности дела еще хуже. Показатель прибыльных предприятий в прошлом году упал с 58% до 51%.
Какую бы отрасль хозяйства мы ни взяли, практически всюду прослеживается заметное торможение положительных тенденций развития. А в 2002 году вопрос еще более заостряется. После существенных сдвигов в энергетическом секторе сейчас не чувствуется никакого прогресса. Неуклонно внедряется стопроцентное выполнение всех обязательств перед угольной промышленностью за счет прежде всего предприятий атомной энергетики и тепловых электростанций. Долги государства перед теплоэнергетической отраслью остались на прежнем уровне, в то же время долги перед наиболее технологичной атомно-энергетической отраслью увеличились за 2001 год на 3 млрд. грн. Специалисты хорошо понимают, в какое финансовое русло перетекают эти деньги. Все мы были свидетелями того, как неистово усилились нападки на правительство Ющенко, когда было заявлено о желании навести порядок в угледобывающей сфере.
Наиболее весомые изменения произошли именно в той сфере жизни, которая волнует каждого человека. В социально-экономической. Правительство вводило в практику методику получения «коротких» денег. Все мероприятия были направлены на увеличение количества денег у населения, чтобы они вливались в рынок. Возвращенные долги по пенсиям и зарплатам сразу превращались в купленные населением товары самой первой необходимости — то, на что деньги не откладываются. Таким образом, период оборота денег значительно сокращался, и это положительно отражалось на экономической жизни страны в целом.
Чтобы проследить картину происходившего в социальной жизни страны, приведем таблицу, которая, по сути, не требует дополнительных пояснений. Все ее цифры, как и прочие данные, изложенные в этой статье, были взяты из официальных источников Госкомстатистики.
Практически во всех публикациях и выступлениях периода наступления на правительство Ющенко заангажированные авторы оперировали показателями «большой инфляции» периода Ющенко и хвастались низким ИСЦ, достигнутым последующим правительством. Вообще, индекс инфляции — самый консервативный показатель. За первые четыре месяца 2000 года была достигнута почти половина годового ИСЦ. В дальнейшем рост индекса инфляции ощутимо замедлился и постепенно дошел до уровня 1% в месяц. Но важнее то, как одновременно увеличивались доходы населения. Мы видим, что номинальные денежные доходы, подчеркиваем, не зарплата, а именно этот агрегатный, более охватывающий показатель достиг очень высокого уровня — 41,6 процента. Поэтому, несмотря на значительный уровень инфляции, реальные денежные доходы в перечислении на одного человека возросли на 9,9 процента. В следующем году, уже при правительстве Кинаха, при малой инфляции доходы увеличились даже меньше — на 9 процентов.
Впервые за время существования независимой Украины был получен профицит бюджета. То есть доходы превысили затраты. И уже в следующем году, едва ли не сразу после смены Кабинета, начались ссылки на невзвешенность ориентиров бюджета 2001 года.
Год был закончен с дефицитом. Бюджет первого квартала выполнен лишь на 91,6%. И дальнейшая перспектива вырисовывается пожалуй еще боле грустной. Но об этом старались практически не вспоминать до выборов. Сейчас властным структурам приходится говорить об этом вслух. Вот уж и Президент неоднократно ссылался на некоторую фантастичность бюджета и необходимость его изменения.
Не может быть никакого злорадства по поводу случившегося. Просчеты правительства Кинаха не приносят радости Ющенко, т.к. это просчеты правительства его государства, нашего государства.
Если мы хотим снова тратить время на раскладывание поствыборных пасьянсов и думать, чего не нужно делать сейчас, чтобы наш претендент через два с половиной года стал Президентом, то можно и дальше спокойно созерцать действия нашего правительства. Но нет, Украину все-таки жаль. И именно этим должен руководствоваться каждый из тех, кто 15 мая войдет в зал под стеклянным куполом Верховной Рады. Если, разумеется, он будет государственным деятелем, а не только политиком. Ведь первый, как известно, думает о судьбе народа, тогда как у второго в голове только следующие выборы.
Именно такой вывод напрашивается, если проанализировать год, прошедший без Кабинета Ющенко. Но снова, учитывая результаты выборов по партийным спискам, каждый из нас должен руководствоваться той установкой, которую дал нам народ.