С просьбой прокомментировать легитимность постановления Верховного Совета о наложении вето на известный указ Леонида Кучмы, а также законодательную основу самого Указа мы попросили научного консультанта по юридическим вопросам Президента Украины Федора Бурчака.
Анализируя статьи, на которые Верховный Совет ссылался, мотивируя наложение вето, Федор Глебович, в частности, сказал:
«Упомянутая четвертая статья Конституции гласит, что государство Украина, все его органы действуют на основе законности и обеспечивают охрану правопорядка в интересах общества, что государственные и общественные организации, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию и законы Украины. Но это общая норма. Сначала нужно доказать, что нарушена эта статья, а не ссылаться просто на нее как на основание для наложения вето на указ об объявлении опроса. Или, скажем, упомянутая в постановлении пятая статья: «Наиболее важные вопросы государственной жизни выносятся на всенародное обсуждение, а также ставятся на всенародное голосование». По закону о референдуме Президент не имеет права объявлять референдум. Поэтому, в принципе, обвинить его в том, что он нарушил эту статью, нельзя, поскольку он объявил опрос. А опросом может заниматься кто угодно.
Или, скажем, часть вторая статьи 114-й со значком один: «Полномочия Президента определяются Конституцией Украины». Депутаты считают, что он вышел за пределы своих полномочий. Но в данной ситуации никакого нарушения нет. Его шаги не выходят за рамки, очерченные Конституцией. Далее. Пункт 7.1 статьи 1145: «Для обеспечения исполнения Конституции и законов Украины Президент создает, реорганизует и ликвидирует министерства, ведомства и иные органы государственной исполнительной власти в пределах средств бюджета, утвержденных Верховным Советом». Совершенно верно, это так. Но это не имеет значения в проведении опроса. Конечно, это слабый, скажем так, и единственный вопрос, который может двояко толковаться. Хозяин-барин в отношении денег — Верховный Совет. Но у Президента есть резервный фонд. Резервный фонд предназначен для чрезвычайных ситуаций. Скажем, стихийные бедствия или что-то еще в этом роде. Президент считает, что конституционный кризис, который возник в стране, — это, так сказать, чрезвычайная ситуация, и полагает, что может взять деньги из резервного фонда. Верховный Совет оценивает это по-другому. Это оценочный вопрос, но это все не основания для наложения вето. Давать деньги или что-то в этом роде — это право Верховного Совета. Но, скажем, в наложении вето на Указ об опросе я не вижу каких-то правовых оснований. Это социологический опрос. Президент полагает, что ему нужно, так сказать, морально убедиться в том, что народ поддерживает его позицию. С этой целью он и объявил всенародный опрос».