Этот день мы отдаляли как могли

Поделиться
Этот день мы отдаляли как могли
Весьма хочется верить, что на самом деле, пусть так неуклюже и туманно, но тема Крыма возвращается в переговорный процесс, и президент Путин, в числе других подписантов, подтвердил "полное уважение суверенитета и территориальной целостности Украины" в тех границах, которые признаны Большим договором между РФ и Украиной. Но обманываться не стоит.

О Крыме в опубликованных итоговых документах минских переговоров нет ни слова. Но он там есть - убеждают нас украинские чиновники и близкие к власти комментаторы и даже приписывают президенту Порошенко дипломатическую победу. "Минский саммит в нормандском формате подтвердил в Декларации полное уважение суверенитета и территориальной целостности Украины, а значит и Крыма как территории Украины", - пишет в своем Twitter посол Украины в США Александр Моцык.

Но если все так однозначно, то почему об этом не сообщает Владимир Путин? А президент Порошенко не едет поднимать украинский флаг над ВР Крыма? Или кто-то рассчитывает, что эта ложь вернет власти растерянное за год аннексии Крыма доверие народа, подозревающего руководство страны в "слитии" территории или неспособности ее удержать тогда и вернуть сегодня?

Конечно, разная трактовка сторонами даже подписанных президентами Украины и России договоров, не говоря уже о каких-то форматных договоренностях, - общее место в истории отношений двух стран. Еще с тех пор, как мы с Россией Черноморский флот СССР делили. Тогда, выйдя из Массандровского дворца, президенты Леонид Кравчук и Борис Ельцин каждый по-своему сообщили о содержании договоров и приложений. К слову, их хроническое невыполнение российской стороной и преступное бездействие в ответ стороны украинской, оплаченное Кремлем доступом к трубе и поддержкой бизнеса коррумпированных украинских политиков, аукнулось в прошлом году оккупацией полуострова, а затем и войной на Донбассе. А начиналось все с маленькой лжи - нам просто говорили не всю правду.

Весьма хочется верить, что на самом деле, пусть так неуклюже и туманно, но тема Крыма возвращается в переговорный процесс, и президент Путин, в числе других подписантов, подтвердил "полное уважение суверенитета и территориальной целостности Украины" в тех границах, которые признаны Большим договором между РФ и Украиной. Но обманываться не стоит. Нужно выносить уроки из собственных ошибок.

Одну из них - о мере допустимых уступок под давлением обстоятельств - напомнил накануне переговоров в Минске нардеп и советник президента Сергей Куницын. В вопросе статуса "ДНР" и "ЛНР", считает Куницын, Киев может пойти на предоставление "республикам" статуса автономии - по примеру АР Крым. "Я вспоминаю Крым в начале 90-х, когда украинская власть была крайне слаба, и тогда мы создали Автономную Республику Крым. В то время половина райотделов милиции, СБУ были кто за Россию, кто за Украину. Но мы сохранили суверенитет Украины над Крымом благодаря тому, что отдали Крыму автономный статус. Я думаю, что можно согласиться на любые уступки оккупированным территориям, кроме суверенитета", - заявил советник президента в прямом эфире телекомпании "Украина".

Не лишним будет напомнить, что Крымская автономия, на самом деле, создавалась с активным участием Москвы накануне развала СССР, дабы стреножить грядущую независимость Украины, а во-вторых, упреждая восстановление крымскотатарской национальной автономии после массового возвращения ранее депортированного народа. Ну, и опять же, чем закончилось (не без участия и г-на Куницына, назначенного постпредом и.о. президента и ретировавшегося из Крыма при первой же возможности) - известно.

Поэтому сейчас крайне важно не дать втянуть себя в автономизацию "республик" Донбасса - это сценарий, который нам навязывает Владимир Путин. И если мы не в силах сегодня победить или эффективно противостоять его гибридной войне - надо из нее выйти.

Для этого власти нужна всего лишь малость (по меркам правового государства) - неукоснительно исполнять действующую Конституцию. Все, что за ее рамками - не имеет права на жизнь, в том числе - при заключении любых договоренностей по Донбассу и Крыму в любых форматах. Об этом должен был помнить Петр Порошенко, согласовывая "Комплекс мер по имплементации минских договоренностей", этим должны руководствоваться народные депутаты, когда в парламент внесут проекты, прямо или косвенно касающиеся обязательств, которые взял президент. Минские договоренности - не межгосударственный договор, имеющий преимущество над национальным законодательством, это вообще - не договор. И Россия устами Пескова уже сообщила, что она нам ничего не должна, а массированными поставками тяжелого вооружения в день подписания и после - что очередное перемирие может закончиться не начавшись.

Второй шаг для выхода из гибридной войны - власть должна начать называть вещи своими именами. Не просто вопреки мифологии кремлевских технологов, а законодательно. Оккупированные территории Донецкой и Луганской областей должны получить статус, который имеют по факту - т.е. временно оккупированных, так, как это было сделано по отношению к территории АР Крым и Севастополя. С гарантией защиты прав и свобод граждан Украины, на них проживающих. Это может быть отдельный закон, но лучше - дополненный закон по Крыму. И не только потому, что это более быстрый вариант, а потому, что он абсолютно логичный и тактически верный - таким образом Крым, с которого агрессия и начиналась, будет "возвращен" в зону действующего конфликта с Россией, а, следовательно, в повестку дня переговоров по его разрешению. Конечно, это вызовет истерику со стороны Кремля, дескать, не про этот статус отдельных районов Донбасса договаривались в Минске-2. Но должны же эти районы иметь какой-то законодательно-урегулированный статус до того, как обретут тот самый "особый", который все видят по-своему, но вроде согласны в одном: Донбасс - это Украина. А деоккупированными районы в Донецкой и Луганской областях будут считаться только в том случае, когда там будет полностью восстановлена юрисдикция Украины.

И главное: власть не может отвлекаться на навязанные темы госустройства непризнанных "республик", потому что ей некогда - ей необходимо сегодня работать до седьмого пота в проведении реальных реформ, каждый день демонстрируя народу результаты борьбы с коррупцией как главным тормозом на их пути. Все это вернет доверие граждан к власти и не позволит раскачать ситуацию в стране. На самом деле, людям совсем не нужен третий Майдан - им нужно заставить власть работать и выполнять обязательства, взятые после Революции достоинства. В конце концов, нынешняя власть нам обошлась крайне дорого - пусть отрабатывает авансы, коими их щедро наградили, в том числе и под обещания по возвращению Крыма.

Примечательно, что Кабинет министров своим постановлением №38 от 30 января оккупированные Крым и Донбасс уже связал, но в худшую сторону. С
10 февраля, на время проведения антитеррористической операции, Кабмин ввел пограничный режим для ряда районов и населенных пунктов Донецкой, Луганской и Харьковской областей, а также двух районов Херсонской области, граничащих с Крымом.

Сделано это, согласно постановлению, с целью повышения уровня национальной безопасности Украины, обеспечения безопасности граждан, защиты их прав и свобод, законных интересов и исходя из принципов нерушимости государственной границы, территориальной целостности, политической и экономической независимости и суверенитета Украины. По сути, говорят правозащитники, речь идет ни много ни мало об установлении новой линии госграницы и повлечет за собой нарушения прав граждан - от ограничения передвижения до вымогательства взяток, что наблюдается уже на "границе" с Крымом на Херсонщине. Эксперты Майдана иностранных дел, аргументировано критикуя и это постановление, и закон о "СЭЗ" в Крыму, породивший кормушку для таможенников, пограничников и оккупационных чиновников на полуострове, требуют от власти: на кордонах с оккупированными территориями Крыма и Донбасса должны стоять ВСУ и Нацгвардия. Потому что это - линии фронта, а не граница в ее определенном законом понятии.

Экспертное сообщество, предметно занимающееся крымской темой, сегодня уверено доказывает чиновникам, что есть все возможности для возвращения украинской юрисдикции в Крыму. Да, пока точечно - но возможно и нужно. И тут Украине в помощь - санкции ЕС и США по аннексированному Крыму, которые не будут сняты, даже если на Донбассе воцарится мир. На сегодня можно сказать, что этими возможностями результативно начали пользоваться пока только отдельные министерства, но примеры их действенности уже есть. Как сообщает издание Вlackseanews, за первую неделю февраля украинские власти впервые с момента аннексии Крыма создали сразу два прецедента задержаний морских судов, заходивших в порты оккупированного Крыма. 2 февраля в Ильичевском порту задержан сингапурский танкер-газовоз KNEBWORTH, в этот же день в порту Бердянска задержан севастопольский рыболовный траулер CHEREMOSH. Оба судна нарушили как международные санкции, так и закон Украины об оккупированных территориях.

По информации ZN.UA, в Министерстве агрополитики сейчас идет усиленная работа по подготовке документов для перерегистрации юридических адресов и смене руководства госпредприятий отрасли в Крыму - их там более 40, включая всемирно известных производителей вин. Далее - иски в суды о праве собственности на брэнды, а также скрупулезный подсчет убытков, нанесенных "национализацией" предприятий, их мощностей и земли под виноградниками. Конечно, год потерян в этом плане однозначно.

Однако реальное положение дел говорит о том, что и сейчас - не поздно. И вот почему. Предприятия Крыма, попавшие в санкционные списки, до сих пор юридически до конца российскими властями не оформлены. У них, как и у граждан, вынужденных получить российский паспорт, в "кармане" две печати - украинская и российская. И госрегистрация так же. То есть они буквально висят в воздухе - идите и заберите, пока только юридически, конечно. Выигрышность для Украины этой ситуации наглядно продемонстрировал скандал на этой неделе с захватом головного завода "Массандры" бойцами "самообороны Аксенова". После того, как еще в прошлом году НПАО "Массандра" (а кроме головного завода это еще девять совхозов и десятки тысяч гектаров виноградников) было "национализировано" крымскими властями, эту жемчужину с царскими подвалами передали соответственно рангу - Управделами президента России. Однако, как выяснилось благодаря письму правления НПАО президенту Путину, его "ДУСя" активы так и не взяла на баланс. Причину, как видим, следует искать все в тех же санкциях. Если ГУД президета РФ оприходует "Массандру", то сразу же попадет под действие санкций и, что совершенно реально - на госимущество РФ, которым управляет это ведомство, могут быть наложены аресты. А оно есть в нескольких десятках стран мира и в огромном количестве.

Так что работы у каждого министерства, имеющего предприятия и активы в оккупированном Крыму, - непочатый край, но общественность готова помочь - куда ж теперь без волонтеров? И не следует ждать, пока в очередном меморандуме по Донбассу (а их еще будет немало) Владимир Путин согласится на действительно полное уважение территориальной целостности Украины - нужно этот момент приближать.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме