ЕС объявил новый раунд борьбы с налоговой минимизацией

31 мая, 2013, 21:45 Распечатать Выпуск №19, 31 мая-7 июня

Для Украины это может означать существенное сокращение количества схем, позволявших украинским предпринимателям выводить финансовые ресурсы через европейские юрисдикции в офшорные зоны. При этом прямые операции с офшорами для украинского бизнеса сохранятся.

По итогам состоявшегося на прошлой неделе (22 мая) заседания Европейского совета было объявлено о намерении Евросоюза усилить борьбу с налоговыми махинациями и выведением капитала в офшоры (в т.ч. внутренние). Первоочередные шаги будут направлены на расширение сферы автоматического обмена налоговой информацией "по полному спектру доходов" и "на всех уровнях" как внутри Евросоюза, так и "на глобальном уровне". При этом власти ЕС намерены добиваться, чтобы "соответствующих стандартов в сфере администрирования налогов" придерживались "третьи и развивающиеся страны".

Очевидно, что принятые решения будут иметь пусть и не сиюминутные, но очень важные последствия в том числе и для Украины. По данным ZN.UA, для обсуждения вопросов налогового сотрудничества делегация от Украины поедет в Брюссель уже в начале июня.

Как гласит итоговая декларация Европейского совета (EUCO 75/1/13 REV1), главы государств и правительств стран — членов ЕС договорились "ускорить работу в сфере борьбы с налоговым мошенничеством, уклонением от уплаты налогов и растущим налоговым планированием", так как она "приобретает крайне важное значение для политической и социальной поддержки бюджетной консолидации". При этом первоочередные шаги должны быть сделаны в направлении расширения практики автоматического обмена информацией как на уровне ЕС, так и на глобальном уровне.

Как отмечается, на уровне ЕС Еврокомиссия намерена уже в июне с.г. предложить поправки к Директиве об административном сотрудничестве с целью предоставления автоматическому обмену возможности охватить полный спектр доходов

На международном уровне предполагается наладить автоматический обмен информацией в качестве нового международного стандарта (разработка глобальных стандартов уже ведется в рамках "большой восьмерки", "большой двадцатки" и ОЭСР).

Кроме этого, согласно тексту коммюнике, в максимально сжатые сроки будут начаты переговоры по доработке двусторонних соглашений ЕС со Швейцарией, Лихтенштейном, Монако, Андоррой и Сан-Марино с целью "удостоверится в том, что перечисленные страны продолжают придерживаться практики, существующей в ЕС".

Пересмотренную Директиву ЕС о налогообложении доходов, полученных от сбережений (со значительно расширенной сферой применения), предполагается принять до конца текущего года. Также до конца текущего года с целью "противодействия агрессивному налоговому планированию и манипулированию прибылью" Еврокомиссия намерена внести предложения по пересмотру Директив по налогообложению материнских и дочерних компаний ("parent/subsidiary" Directive).

С целью противодействия махинациям в сфере уплаты НДС Европейский совет ожидает утверждения Советом ЕС не позже конца июня 2013 г. Директив по быстрому реагированию и возмещению НДС. В сфере борьбы с финансовыми злоупотреблениями Еврокомиссия осуществляет пересмотр положений соответствующего законодательства Евросоюза.

Помимо прочего, в итоговой декларации Евросовета особо подчеркивается, что "усилия по противодействию размыванию базы налогообложения, манипуляциям с прибылью, а также по повышению прозрачности и устранению вредных налоговых норм должны осуществляться на глобальном уровне с привлечением третьих стран… с целью обеспечения равных условий, основывающихся на согласованных позициях ЕС".

В этом контексте ЕС намерен добиваться, чтобы "третьи и развивающиеся страны придерживались соответствующих стандартов в сфере администрирования налогов".

"Необходимо продолжать борьбу с налоговым мошенничеством всеохватывающим образом как на внутреннем рынке, так и во взаимоотношениях со странами и юрисдикциями, уклоняющимися от сотрудничества. В обоих случаях определяющей является идентификация конечного бенефициария", — указывается в документе. При этом "Третья директива по вопросам противодействия отмыванию средств должна быть подписана до конца текущего года", а "предложения по дополнению директив по раскрытию нефинансовой и другой информации крупными компаниями и группами будут предметом детального изучения их отчетности в каждой стране".

Традиционный вопрос: насколько всерьез следует воспринимать вышеприведенные декларации? Очевидно, что вполне, учитывая, что Европейский совет — директивный орган ЕС, определяющий основные стратегические направления развития Евросоюза; вырабатываемые и принимаемые им решения носят характер политической директивы и обретают юридически обязательную силу.

Какие последствия для международного и украинского бизнеса может означать принятие вышеназванных положений?

В комментариях для ZN.UA директора аналитической группы Da Vinci AG Анатолия БАРОНИНА содержатся следующие выводы.

1. Документ полностью отражает позицию Берлина, которая лоббируется с момента скандала с утечкой информации из банков Лихтенштейна. Имплементация данного решения станет серьезной победой Германии, которая не контролирует сегодня офшорные юрисдикции и находится в менее выигрышном положении, чем Великобритания, Франция и Испания.

2. Внедрение автоматического обмена информацией на всех уровнях приведет к ликвидации института офшорных юрисдикций в Европе с точки зрения схем уклонения (но не минимизации) налогообложения. Таким образом, будут ликвидированы наиболее распространенные схемы вывода средств без уплаты налогов в Европе. Для Украины это может означать существенное сокращение количества схем, позволявших украинским предпринимателям выводить финансовые ресурсы через европейские юрисдикции в офшорные зоны. При этом прямые операции с офшорами для украинского бизнеса сохранятся.

3. Очевидно, что вопрос автоматического обмена информацией будет лоббироваться на общемировом уровне. Однако вряд ли данная инициатива будет реализована в короткие сроки.

4. Ключевое внимание будет уделено странам ЕС с признаками офшорных юрисдикций. Администрирование налогообложения может быть ужесточено в Швейцарии, Лихтенштейне, Монако, Андорре и Сан-Марино. Очевидно, что компромиссом станет сохранение относительно низких ставок налогообложения в этих юрисдикциях в обмен на большую прозрачность банковской системы и международных трансакций.

5. Можно ожидать ужесточения законодательства ЕС в сфере налогообложения. В частности, могут быть изменены бизнес-схемы, работавшие по системе "дочерняя компания — материнская структура", которая позволяла при перечислении средств от "дочки" в материнскую структуру не облагаться налогом. В то же время это не приведет к последствиям для отечественного бизнеса, поскольку директива предполагает наличие у компаний юрисдикции ЕС.

6. Предположительно, завершением всего может стать инициатива, согласно которой страны, не входящие в ЕС, должны будут присоединяться к инициативе (конвенции, международному договору и т.д.) о стандартах администрирования налогов. Это может стать проблемой как для неевропейских офшорных юрисдикций, так и для обычных торговых контрагентов. Не исключено, что может быть поставлен вопрос о зависимости проведения торговых операций с компанией-контрагентом, не являющимся членом ЕС, от наличия соответствующего договора (соглашения и пр.) со страной его юрисдикции.

7. Вопрос идентификации конечного бенефициария, а также другие анонсированные директивы могут создать проблемы для схем с участием офшорных юрисдикций, конечным бенефициарием которых является "белая" европейская компания. Два вышеназванных пункта (6 и 7) являются наибольшими вызовами для украинского бизнеса, однако следует обратить внимание на то, что они касаются лишь схем по минимизации налогообложения и фактического уклонения от налогов на территории Украины. В связи с этим финансовый ущерб от подобных инициатив не может рассматриваться как прямые убытки или риски для бизнеса, а лишь как риски для схем "серых" и нелегальных операций.

8. По нашим оценкам, нынешняя кампания в ЕС может стать аналогом кампании по борьбе с отмыванием средств в рамках FATF.

Еще один немаловажный вопрос: как скоро "раскрутится европейский маховик", учитывая его известную неповоротливость, и как скоро это начнет задевать Украину? С учетом того, что большинство предусмотренных "дедлайнов" датированы концом текущего года, — задачи ставятся всерьез. Тем более что, как подчеркивается в одном из пунктов документа, "беспрерывному выполнению Плана действий по усилению борьбы с налоговым мошенничеством и уклонением от уплати налогов" будет уделено приоритетное внимание стран — членов ЕС.

Как стало известно ZN.UA, на 6 июня запланирован визит министра доходов и сборов Александра Клименко в Брюссель, где он в числе прочих встреч встретится с комиссаром ЕС по вопросам налогообложения, таможенного союза, аудита и борьбы с мошенничеством Альгидрасом Шеметой.

Чтобы уточнить цели визита и повестку дня консультаций, редакция направила запрос в МДСУ. Нами получен письменный комментарий министра доходов и сборов А.Клименко.

— В Европе сегодня вопрос номер один — это усиление борьбы с налоговым мошенничеством и уклонением от уплаты налогов. В Украине — тоже. Отличие в том, что для европейцев это уже устойчивый тренд, а мы пока делаем только первые шаги в части международного сотрудничества в этой сфере. Евросоюз намерен привлечь к противодействию махинациям страны-партнеров, выработать единые подходы и стандарты, улучшить координацию налоговых ведомств.

Я убежден, что Украина просто не имеет права оставаться вне этого процесса. Во-первых, в проекте Договора об ассоциации с ЕС предусмотрено усовершенствование сотрудничества в сфере налогообложения с целью повышения эффективности управления в налоговой сфере. Во-вторых, с точки зрения практической целесообразности Украине просто необходимо присоединиться к системам автоматического обмена информацией о доходах и уплаченных налогах. Мы не должны терять след украинских капиталов после пересечения границ Евросоюза, поскольку он часто ведет в низконалоговые юрисдикции, где происходит уклонение от уплаты налогов.

Мы пока, по большому счету, вне этого европейского тренда. Украине как можно быстрее необходимо утвердить на законодательном уровне и имплементировать в практику механизмы контроля за трансфертным ценообразованием. Это позволит нам сделать следующий шаг в сторону Европы — к полноценному автоматическому обмену информацией со странами ЕС.

Есть взаимная заинтересованность в сотрудничестве, есть действующие соглашения и запланированные договоренности. Поэтому тем для беседы с европейскими коллегами у нас всегда много.

Мы намерены обсудить и другие не менее важные вопросы углубления сотрудничества в налоговой и таможенной сферах в контексте Повестки дня Украина—ЕС, а также аспекты углубления сотрудничества в сфере противодействия незаконному перемещению табачных изделий, в частности, подписать соответствующий административный договор с OLAF.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Последний Первый Популярные Всего комментариев: 2
  • Игорь Игорь 1 червня, 12:48 Может проще бы было не отнимать у людей 75-50% дохода, и не делать с них преступников? Неужели таки закат Европы? А про европейские тренды в украинских феодально-бюрократических реалиях даже говорить смешно. В стране, где не гарантирована частная собственность и куча бюджета разворовывается чиновниками-феодалами нет налогов, а есть отобранное по праву сильного. согласен 0 не согласен 0 Ответить Цитировать СпасибоПожаловаться
Выпуск №1288, 28 марта-3 апреля Архив номеров | Последние статьи < >
Вам также будет интересно