Украина: налогово-льготный мазохизм

Поделиться
Украина: налогово-льготный мазохизм
Создание транспарентной системы предоставления льгот попросту невозможно. И поскольку льготы на сегодняшний день не выполняют свою функцию стимулирования и смягчения кризисных явлений, их полная отмена стала бы наиболее разумным способом решения проблемы.

В 2012 г. налоговые льготы обошлись бюджету Украины в сумму около 59,4 млрд грн. Их объем может быть уменьшен минимум на треть без ущерба для отраслей экономики.

Инструмент налоговых льгот в нашей стране крайне деформирован высоким уровнем коррупции, что оказывает негативное влияние на их распределение. В результате вместо того, чтобы стимулировать определенные кластеры экономики, преференции используются для минимизации налогообложения. Если говорить о действующих в Украине условиях, то существующие налоговые и таможенные льготы препятствуют формированию рыночной конкуренции.

Необходимо отметить, что предоставление льгот должно быть исключительным и крайним инструментом в арсенале правительства. Он может применяться лишь в случае необходимости откорректировать рынок для стимулирования развития новых и перспективных секторов экономики или в рамках контркризисного механизма. Кроме того, данный инструментарий должен использоваться определенный ограниченный промежуток времени при условии полной прозрачности.

В качестве примера можно привести инициативу французского правительства осенью 2012 г., предоставившего бизнесу налоговые льготы на
20 млрд евро с целью поддержать промышленный сектор и повысить конкурентоспособность экспортеров. В Соединенных Штатах, по данным исследовательского центра Конгресса США, расходы госбюджета на поддержку системы из более 200 видов различных налоговых скидок и льгот составляют почти 1 трлн долл. ежегодно. Однако последний пример - скорее исключение.

В Украине за последнее десятилетие институт предоставления льгот действует в постоянном режиме и работает непрозрачно. Очень часто используется схема, в которой предприятия, работающие на общей системе налогообложения, завышают свои расходы с помощью контрагентов, функционирующих в специальном режиме налогообложения. В итоге в схему вовлечены как предприятия, так и чиновники, принимающие решения о предоставлении льгот.

В нынешних условиях, на наш взгляд, создание транспарентной системы предоставления льгот попросту невозможно. И поскольку льготы на сегодняшний день не выполняют свою функцию стимулирования и смягчения кризисных явлений, их полная отмена стала бы наиболее разумным способом решения проблемы.

Существует заблуждение, что инвесторы ожидают от правительства и государства предложения определенных стимулов. Но в действительности ключевые ожидания инвесторов лежат не в фискальной, а в административной плоскости. Именно с процессом администрирования хозяйственной деятельности связаны наибольшие коррупционные барьеры для инвестиций и улучшения делового климата. Бизнес ожидает понятных правил игры, снижения коррупционного фактора и равных условий работы на рынке. Реализация этих ожиданий как раз и приведет к формированию здоровой конкуренции, к инновационности и притоку инвестиций.

Поскольку Украина не преодолела последствий кризиса, сохранение некоторых налоговых и таможенных льгот может быть оправдано на текущем этапе в случае прозрачности принятия решений. Но, по нашему мнению, эти меры не должны распространяться на период более двух-трех лет.

В сфере мониторинга и пересмотра льгот достаточно интересен опыт Великобритании трехлетней давности. Там была создана отдельная организация, занимающаяся вопросами упрощения налоговой системы (Office of Tax Simplification, OTS). Перед ней была поставлена задача пересмотреть 11 тыс. страниц налогового кодекса страны, проанализировать все существующие налоги и выявить исключения и льготы.

В результате появилась единая открытая и публичная таблица, в которую были внесены все 1042 действующие в стране налоговые льготы. Затем были разработаны и опубликованы критерии, которые должны применяться в процессе принятия решений об эффективности и праве на существование каждой льготы.

В нашей стране подобной работы (особенно в условиях прозрачности) никто не проводил. Новый Налоговый кодекс сформировал обновленный набор опций предоставления льгот. К сожалению, несмотря на малый срок действия его норм, анализ макроэкономической статистики и ситуации в отдельных отраслях не свидетельствует о позитивном их влиянии.

Например, в 2012 г. действовала льгота для производителей биотоплива. Совершенно очевидно, что данная норма в условиях фактически закрытого рынка этой продукции в Украине является сомнительной. К числу таких примеров можно отнести налоговые льготы для издательств, операторов гостиниц "четыре-пять звезд" и т.п.

По нашему мнению, неэффективным оказалось предоставление льгот для IT сферы. Поскольку данный рынок в Украине в последние десять лет демонстрировал ежегодный рост на 30–40%, антикризисной такую преференцию назвать нельзя. В то же время в условиях действующего единого социального взноса и зарегулированности процедуры предоставления преференций эффективность предоставленных отрасли льгот в виде отмены НДС, льгот по налогу на прибыль (с 1 апреля с.г.) как инструмента стимулирования развития отрасли является очень и очень сомнительной.

В то же время даже относительно успешные примеры немногочисленны. Возможно, действительно необходимый комплекс мер по налоговым и таможенным льготам был реализован в период разгара кризиса 2008–2009 гг. в сфере металлургии. Он был экономически обоснован, относительно прозрачен, понятен и имел ограниченное время действия. Вроде бы неплохо сработали льготы для авиационной промышленности, позволившие сохранить рабочие места и удержать отрасль на плаву. Но следует признать, что эти меры не решили системных проблем этих отраслей.

Все вышесказанное свидетельствует о необходимости пересмотреть действующую систему льгот, и о таком намерении уже было заявлено властями. Однако какой-либо публичной информации по этому поводу появляется крайне мало. Поэтому существуют опасения, что в условиях непрозрачности механизма принятия соответствующих решений один сомнительный перечень будет просто заменен другим. Чтобы избежать этого и добиться необходимой общественной поддержки "ревизионного" процесса, вся информация о планируемых изменениях должна быть в открытом доступе, стать предметом пристального экспертного анализа и публичных обсуждений. В противном случае возникают риски того, что заявленные благие намерения станут жертвой подковерного лоббизма и в результате - лишь очередным репутационным ударом по имиджу действующей власти.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 5
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Сергей Савельев
6 Апреля 2015, 00:06
Владимиру Петрову. Вы все очень точно посчитали: сколько среди поляков было офицеров "дефензивы", "двуйки", антисовецки настроенных элементов и т.д. И имена и конвенции упоминаете, и цифири разные всякие. Чувствуется - владеете вопросом, без всякого сомнения. Из всего Вами изложенного напрашивается вывод - ну стрельнули, ну поляков. Так время то какое было? Да и сами эти поляки тоже, понимаешь, в свое время "совсем мирных" и революционно-настроенных красноармейцев, дескать, того ... не пощадили. Так что, вроде как око за око получается. А мораль как, христианская (хотя нет, не было её в СССР), общечеловеческая, воинская? Или мораль и политика вещи взаимоисключающие, так выходит? Расстреляли солдат, без оружия, военнопленных только за то, что они искренне считали - Польша не погибла, пока мы живем! Полагаю, не искать нужно оправдания, а признать - это было ВАРВАРСТВО и сознательное убийство! Судя по знанию материала, Вы скорее всего историк. Во время войны в 1943 году в Виннице немцами были вскрыты захоронения 10 тыс. советских граждан расстрелянных НКВД 37-39 годах. Причем более половины из них поляки - крестьяне, ремесленники, священники. Какое теоретическое обоснование Вы можете предложить этому факту?
Ответить Цитировать Пожаловаться
Владимир Петров
6 Апреля 2015, 13:09
Сергею Савельеву. Вы не внимательны. Я с этого как раз и начал. Или интеллигентские сопли по убиенным. Или оценка real politic и ее последствий. И в свете этого - совместимы ли мораль и политика? Я Вас огорчу наверно - НИКОГДА. Только степень цинизма отличается. И сколько людей та или иная политика готова принести в жертву своим целям. Или Вы полагаете нынешнюю политику Кремля не циничной? С ее "вежливыми, но зелеными человечками", которые потом были таки признаны Силами специальных операций ВС РФ. А война в Донбассе, в которой гибнут российские военнослужащие и уничтожается военная техника ВС РФ, которых - опять же по циничным заявлениям кремлевских политиков и их дворни, - тоже нет? Причем, что они сами говорят – да мы есть в Донбассе. А Flight MH17 чем был сбит? Разве не российским Буком с российским же экипажем? В чем адресую к официальному расследования Нидерландов. И что вскорости будет объявлено и официально. И что, Путин признает вину России? Ага, щас. Точно также и с Польшей. Всегда в большой политике каждый шаг имеет свои последствия. И всему есть корни. Вот и "Катынская трагедия", как и "Волынская" были предопределены политикой самой Польши. И, безусловно – я это никоим образом не пытаюсь отрицать, - реваншистскими устремлениями двух молодых Империй - Германской в облике Третьей империи и СССР как реинкарнированной Российской империи. Которые жаждали восстановления своего европейского статус-кво, утраченного по результатам ПМВ и сложившейся по ее результатам Вашингтонско-Версальской СМО. P.S. По поводу польских захоронений в Виннице. Вы повторяете то, что было запущено гитлеровцами в тот же период, что и "Катынское дело". Но тогда разница была в том, что Катынь поционировалась как преступление большевиков против поляков. А Винница - против украинцев. И никто никогда не озвучивал цифру "более половины из них поляки", что делаете Вы. Причем из-за незнания предмета. Винницкая область никогда не была местом массового проживания этнических поляков. Даже в Западной Украине поляки жили в городах и местечках, но только на Волыни они были были сельскими жителями и то переселенными в 1920-30 в ходе политики полонизации кресы всходни (восточных границ) Польши. А обосновывать политику Сталина это Вы pls в Кремль. Там нынче возрождается это имя как сильного властителя. Каковой типа нужен и ныне России.
Цитировать Пожаловаться
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме