Внезапное появление Украины на мировом рынке оружия не случайно попало в прицел пристального внимания главного экспортера вооружений планеты - США. Оно и понятно: с одной стороны активный контроль над экспортной системой другого государства является превентивной мерой, препятствующей попаданию оружия террористическим группировкам и в зоны конфликтов, с другой - лишняя возможность контролировать конкурента (хоть и зовущегося стратегическим партнером). Однако, надо отдать должное США, они оказали существенную помощь Украине в создании собственной системы экспортного контроля, которой в понедельник исполнилось 5 лет (именно 21 сентября 1993 года постановлением Кабмина было утверждено положение об экспортно-техническом комитете, структуре, которая указом Президента Украины в 1996 была переименована в Госслужбу экспортного контроля). Сегодня, например, завершена совместная с американскими специалистами работа по созданию в Украине автоматизированной системы контроля, так что можно говорить, что отечественная система вписывается теперь в самые жесткие критерии. За сговорчивость и послушание Украина была вознаграждена не только этим - в мае текущего года было оглашено решение о присоединении Украины к Режиму контроля за ракетными технологиями (РКРТ), что секретарь СНБО Украины В.Горбулин прокомментировал как «еще одну возможность сотрудничать в космической сфере с любой из стран - членов РКРТ, значительно расширив поле деятельности в этом направлении». Теперь наше государство является участником 3 из 4 существующих в мире режимов контроля и при этом успело зарекомендовать себя на мировом рынке вооружений как надежного и успешного партнера. Однако ни один контракт, и даже более того, ни одни переговоры о продаже за пределы Украины вооружений или любой продукции военного и специального назначения не обходятся без участия Государственной службы экспортного контроля. О том, как принимаются решения этой структурой и какие возможности у предприятий ВПК получить права спецэкспортера, по просьбе автора рассказал глава Госслужбы Виктор ВАЩИЛИН.
- Виктор Петрович, можно ли сегодня утверждать, что экспорт оружия и другой чувствительной продукции находится под контролем государства?
- В области экспорта оружия в Украине с 1996 г. - с момента создания госкомпании «Укрспецэкспорт», действительно, существует монополия государства. Правда, вначале многие понимали монополию государства как монополию одной компании, но это уже в прошлом. Сегодня можно сказать, что точки над «і» окончательно расставлены. Главное условие, которого мы придерживаемся, - не создавать конкуренции двух украинских поставщиков за пределами государства. Постепенно Украина приходит к оптимальной схеме работы на мировом рынке вооружений, когда все вопросы экспорта вооружений - от производства, проведения переговоров и до транспортировки и контроля над использованием продукции не решаются без участия Госслужбы экспортного контроля. Реально сегодня исключается как нарушение со стороны государства международных соглашений, так и несанкционированный выток на чужие рынки украинских «ноу-хау».
- А контрабанда?
- Думаю, что она возможна лишь теоретически. В любом случае это парафия СБУ, Госслужба же экспортного контроля, тесно сотрудничая с этим ведомством, добросовестно информирует о том, что производится и какая продукция может быть востребована в зонах конфликтов, террористами, группировками, то есть несет потенциальную опасность. Надо отметить, что Госслужба экспортного контроля имеет небольшой штат - всего 80 человек. Плюс управления и отделы в министерствах и ведомствах - СБУ, МИДе, НКАУ, МО и других, имеющих отношение к экспорту.
- Серьезной характеристикой считается время от предложения заказчика купить военную продукцию и до решения страны ее продать. Говорят, что в США такие решения могут быть приняты в течение недели. Насколько быстро у нас решаются подобные вопросы?
- Переход к электронной форме подачи заявок и ответов, к чему мы пришли благодаря помощи США, позволит значительно сократить это время. Некоторые вопросы Украина в состоянии решить в течение нескольких дней, иногда даже за сутки. Это тогда, когда мы имеем дело с проверенным посредником или поставляем продукцию напрямую министерству обороны той или иной страны, на которую не наложены санкции ООН. Более сложны вопросы, связанные с перспективой, проведением переговоров. Они решаются правительственной комиссией.
- Недавно вышло постановление Кабмина №838 относительно порядка предоставления прав внешнеторговой деятельности предприятиям и посредникам. Кто сегодня в Украине имеет такое право и какие перспективы у предприятий, желающих такое право получить?
- Надо сказать, что сегодня большое количество предприятий хотело бы получить такие права. В США, например, около 600. Но там и объемы поставок другие. Если говорить об Украине, то сейчас право внешнеэкономической деятельности имеют четыре посредника: госкомпания «Укрспецэкспорт» и ее дочерние фирмы «Прогресс», «Укроборонсервис» и «Укринмаш». Согласно упомянутому вами постановлению правительственную комиссию прошли и уже получили право спецэкспортера три предприятия: харьковский «Завод им.Малышева», запорожское ПО «Искра» и киевский «Завод им.Артема». У остальных желающих пока просто не готовы документы. Есть ряд предприятий, которым не требуется разрешение Госслужбы: это более ста оборонных предприятий, которые ранее осуществили поставки техники в определенные регионы и в настоящее время проводят ремонт этой техники, поставки комплектующих и подобное. Что же касается перспектив, через 2-3 месяца будут рассмотрены документы еще 7-8 предприятий и 2 дочерних предприятий, созданных «Укрспецэкспортом» и Министерством промышленной политики.
- Как много поступает в Госслужбу заявок в сравнении с прошлыми годами? И много ли лицензий на внешнеторговую деятельность выдано в текущем году?
- Надо сказать, что количество заявок неуклонно падает. Если в
1996 г. их было 3793, то в прошлом году - уже 2549 и в текущем - 1553. Думаю, что это хорошо, потому что те контракты, которые сейчас подписываются, стали более объемными и более весомыми, чем год-два тому назад. Украинских поставщиков изучили на рынке и теперь работают с ними без опаски. Если говорить о выданных лицензиях, то в этом году их уже 1258, среди которых 790 - на проведение экспортных поставок.
- Много ли случаев, когда вы отказываете в лицензии?
- В этом году около 200 отказов, правда, в 90% случаях речь шла о продукции, реализация которой и не требовала нашего разрешения. Вообще же случалось, что Украина отказывалась от поставок и по политическим соображениям. Например, Кипру было отказано в поставке запасных частей к танкам и зенитно-ракетным комплексам С-300. То же самое можно сказать о вопросе поставок турбин в Иран для строительства АЭС - политические интересы перевесили на чаше весов экономические.
- Сказался ли кризис в России на отечественных поставщиках, ведь Россия - наиболее крупный импортер украинской спецпродукции?
- Пока ни одно предприятие, связанное контрактами с Россией, не отказалось от его выполнения. Другое дело - финансовые потери. Суммы контрактов, которые были определены, теперь очень не соответствуют фактическим суммам, которые получат отечественные предприятия ВПК. Оборотные средства предприятий резко падают, и это, понятно, не способствует их развитию. Идут поиски других форм расчета, возможно, этот вопрос будет решен на правительственном уровне.
- Иногда говорят о случаях поставок Украиной некачественной продукции. Действительно ли такие случаи были?
- К сожалению, да. Одна компания не привлекла к работе военных представителей и в результате поставила партию некачественных боеприпасов, за что пришлось понести убытки в размере 150 тыс. долл. Партия боеприпасов была возвращена для доработки. Компания теперь научена, что условия игры жесткие, и не допускает промахов.
- Через месяц-два Турция должна объявить условия тендера по организации производства танков в этой стране. Это предусматривает со стороны Украины, которая подала заявку на участие в тендере, передачу технологий производства танков. Как будет приниматься такое решение в случае победы Украины на тендере?
- Такой вопрос обсуждался, и он решен положительно. Для того, чтобы получить средства, необходимые КБ им. Морозова для создания в будущем танка нового поколения, необходимо продавать продукцию. Танк нового поколения создается 10-15 лет, и мы исходим из таких расчетов. За период после распада СССР ни Украина, ни другая страна не создала машины нового поколения, но по уровню доработки узлов и систем Украина действительно опережает многих конкурентов. Поскольку отечественная машина сегодня конкурентоспособна, ее надо реализовывать прежде всего, чтобы не стоять на месте. Не исключено, что это будет осуществляться совместно с другой страной - например, в случае, когда, по желанию заказчика, на предложенном варианте танка для базовой модели турецкого будут несколько узлов иностранного производства.
- Какие ближайшие перспективы Госслужбы?
- Для получения полноценной возможности реализовать достаточно немалый экспортный потенциал страны необходимо совершенствование законодательной базы. Проект соответствующего закона находится сейчас в Кабинете министров на рассмотрении. Надеемся, что скоро закон появится на свет.
- Не так давно, до начала кризиса вы говорили о возможности для Украины в текущем году выйти на 1 млрд. грн. в объемах экспортных поставок оружия. Теперь, когда многие наши поставщики скованы кризисом, не изменилось ли мнение о возможностях?
- На миллиард гривен готовы выйти по-прежнему. Но, если честно, сегодня самое главное в создавшихся условиях - сохранить завоеванные на мировом рынке вооружений позиции. Надеюсь, это нам удастся.