Единство страны: миссия Востока

11 апреля, 2014, 20:45 Распечатать Выпуск №13, 11 апреля-18 апреля

Именно нераскрытый потенциал общественного и гуманитарного актива Востока должен исполнить роль источника нового украинского проекта. 

Впечатляющая скорость событий последнего полугодия изменила страну до неузнаваемости. Еще "вчера" мы успокаивали друг друга уникальностью миролюбивого украинского характера и считали себя едва ли не единственной нацией на постсоветском пространстве, где не стреляют, где ценится человеческая жизнь и где гражданские конфликты, вандализм и уличный бандитизм невозможны больше никогда. И буквально через несколько месяцев все изменилось с точностью наоборот. Страну лихорадит. Война старого режима с общественным "майданным" движением приобрела черты войны гражданской. И даже бегство и пленение (если верить сообщениям представителей силовых структур) экс-президента Януковича и формирование так называемой новой власти почти не изменили ситуацию. Скорее, наоборот. То, что казалось временным как случайная трагедия, которая вот-вот закончится, стало повседневностью. Будничными стали факты захвата административных зданий. В регионах под влиянием и при участии спецслужб соседних стран организовываются новоявленные сепаратистские движения. А на улицах городов появились люди с оружием, действия которых почти никто не контролирует.

Общество переживает это время так, как человек переживает травму, — сначала не ощущая боли, не понимая, что же, собственно, произошло, и находясь в состоянии посттравматического шока. Но ведь рано или поздно приходят и боль, и желание разобраться, спасти свою жизнь, вылечить травму. 

Это действительно революция. И это действительно начало глубоких трансформаций. Трансформаций, которые были отложены на 15 "утраченных лет". Которые только разворачиваются. И которые связаны с завершением демонтажа "советской" системы организации общества в широком смысле — институционально, экономически, политически. Следует понимать, что революции далеко не всегда завершаются перезагрузками. Иногда — и распадом. Если субъекты незрелые, и если революционные процессы происходят на уровне подсознания, инстинктов, без надлежащей интеллектуальной поддержки (то, что столетие назад называли "теорией революции", но это тема отдельного разговора). 

Как любая революция, она так же началась с общественно-политического кризиса, который уже прошел две острых фазы развития: антирежимную и пострежимную. К сожалению, приходится констатировать, что стабилизировать ситуацию до сих пор не удалось. Ни формирование нового состава власти, ни предварительные политические договоренности о путях урегулирования кризиса не обеспечили достижения задекларированных целей — социального мира, демократизации, национального единства. 

Новое руководство государства пока не может стабилизировать положение дел в стране. Его антикризисные шаги носят хаотичный характер, осуществляются под внешним влиянием и приводят к дальнейшему обострению общественно-политической и социально-экономической ситуации. О причинах этого я уже говорил и писал в ZN.UA неоднократно. Срыв политического соглашения от 21 февраля и фактическая монополизация власти одной политической силой — партией "Батьківщина" — привели к очередным перекосам во власти, росту страхов и напряженности на Востоке и Юге страны, кроме того, предоставили руководству России уникальное оружие — как бы формальное право ничего не признавать и действовать, как вздумается, используя формальный повод "защиты своих". Так было в Крыму, такие же попытки наблюдаем сейчас в Донецке, Харькове, Луганске, Николаеве, Одессе.

Кстати, если нынешняя ситуация сохранится, то и другие страны, имеющие интересы в Украине, ворвутся в украинскую политику. Не стоит забывать о "румынском", "крымскотатарском", "русинском" и других игровых факторах на региональном уровне.

Неготовность украинского политикума ответить на социальные и политические вызовы современности порождают развертывание третьей фазы украинского кризиса — кризиса государственности. Это проявляется в разрушении целостности политического пространства Украины, дестабилизации конституционного строя, параличе демократических институтов, углублении депрессии в экономике, резком падении уровня жизни населения. Возрастает социально-политическая напряженность в регионах и усиливается внешнее влияние и даже непосредственное вмешательство — поддержка сепаратистских мероприятий, активная "челночная" дипломатия с целью повлиять на позицию политических игроков и т.д.

С учетом этого аннексия Автономной Республики Крым со стороны Российской Федерации может оказаться только первым шагом в реализации сценария трансформации Украины, в котором украинскому обществу отводится роль статиста. Как показывает развитие ситуации, в осуществлении этого плана принимают участие как внешние, так и внутренние силы в Украине. 

Вынужден констатировать, что развертывание кризиса государственности стало возможным из-за незрелости или неспособности потенциально государствообразующих сил на ответственные действия

— крупный капитал, пытаясь сохранить политическое влияние и контроль над полученными активами, фактически содействует центробежным тенденциям, пытаясь закрепиться в регионах; 

— ведущие политические партии и их фракции (парламентские группы) в органах представительской власти преследуют узкопартийные интересы и сконцентрированы на кадрово-должностных вопросах;

— даже те политические силы, которые опирались на гражданский протест против режима В.Януковича, фактически отказываются от диалога с общественностью, воссоздают практику кулуарной, непрозрачной политики; 

— гражданское общество остается слабо структурированным, его институты не успевают реагировать на динамичные изменения общественно-политической жизни страны. Это открывает пространство для деятельности незаконных парамилитарных группировок, действия которых только усугубляют общественно-политический кризис в стране. 

Отсутствие в Украине политических субъектов, способных предложить и реализовать общенациональную программу стабилизации, приводит к тому, что сепаратистские настроения начинают укореняться в растерянной и дезориентированной общественной среде. В таких условиях пока что искусственный сепаратизм со временем имеет шансы получить реальную активную социальную базу. Затягивание с началом широкого общенационального диалога по конституционной реформе и практического введения реформы местного самоуправления, отсутствие диалога между регионами и центром и на межрегиональном уровне способствуют тому, что общество остается в состоянии растерянности, с негативными ожиданиями. 

Учитывая, что рост нестабильности в регионах продолжается уже довольно долго, не исключено, что ситуация поддерживается искусственно, с целью создать реальные социальные и политические предпосылки для дальнейшего переформатирования украинской государственности. Сначала в направлении широкой децентрализации, затем — федерализации, а впоследствии — даже конфедерализации страны. Такое вероятное развитие событий может привести и к распаду Украинского государства. Основанием для этого вывода является предвидение того, что федеративное устройство Украины сделает невозможной эффективную реализацию системной антикризисной социально-экономической программы, нивелирует национальную внешнюю политику, а значит, вызовет усиление напряженности между регионами на экономической и культурной почве. 

Углубление кризисных явлений в экономике и дальнейшее снижение уровня жизни населения вызовут неконтролируемый рост социальной напряженности в обществе и окончательное разрушение системы государственного управления. Кстати, олигархи Востока должны помнить, что в их регионах псевдосепаратизм может дополниться социальными бунтами за справедливость — в случае роста безработицы, остановки предприятий, возникновения "ценовых волн". 

В таких условиях шаги, направленные на обеспечение широкого политического консенсуса, восстановление реальной целостности политического пространства страны и возврат к конституционно-правовому полю, имеют первоочередное значение.

Нынешняя конфигурация политических сил, представленных в парламенте, к сожалению, не обеспечивает баланса и учета интересов различных групп украинского общества. 

Поэтому сегодня вопрос не только в том, как свернуть сепаратистские прожекты, но и в том, как: 

— во-первых, вернуть миллионам соотечественников желание и право заниматься своей страной как общим проектом, а не бежать от страха за симулякрами наподобие "народа Донбасса";

— во-вторых, обеспечить новое равновесие на уровне национальной власти и демонтировать страх разделения на "своих" и "чужих";

— в-третьих, восстановить дееспособность системы власти в условии сохранения унитарности республики.

Еще 4 марта 2014 года Институт стратегических исследований "Новая Украина" предложил План ускоренного выхода из национального кризиса "Путь к национальному миру. Первые десять шагов". Этот план предусматривал проведение Форума национального единства с участием ведущих парламентских сил и представителей органов самоуправления регионального уровня с приглашением к участию широких кругов общественности. К сожалению, тогда эта инициатива не получила практической реализации. Считаем, что это произошло из-за безответственности и эгоистичности политических сил, стремившихся монополизировать центральную власть в стране.

Но и сегодня еще не поздно сделать шаг к единству, консолидировав местное самоуправление. Всеукраинский съезд, конференция или форум с участием уполномоченных делегаций регионов (теперь уже без парламента, который "сваливается" во внутрипарламентский кризис и утрачивает дееспособность), принятие Декларации единства и пакета требований к Верховной Раде (новый политический договор, который, наконец, исключит "фактор Януковича", формирование сбалансированного состава правительства на период до парламентских выборов, назначение даты досрочных парламентских выборов на осень, мораторий на местные плебисциты, начало нового конституционного процесса). Это — если коротко. 

Конечно, этот подход вновь можно проигнорировать. И, закрыв глаза, двигаться к президентским выборам 25 мая. Но уверены ли мы в том, что эти выборы пройдут без потрясений? Что не будут задекларированы очередные "республики"? Что к сепаратистским прожектам не присоединятся тысячи разочарованных людей (особенно из поколения "детей войны"), которые к тому времени посчитают платежки с новыми тарифами на жилищно-коммунальные услуги и пересчитают свои пенсии по новому курсу валют? Что разнообразные "секторы" и "обороны" не объявят очередных войн соседям, окончательно напугав людей "образом войны"? Что и.о. ... "всей Украины" будет восприниматься как лидер Украины в случае срыва выборов? 

У нас действительно нет времени на размышления. Хотя именно дефицит мысли, уличный примитив и "детские игры" в революцию обязывают успевать думать онлайн. 

Именно поэтому хочу завершить эти размышления "восточным вопросом". Украинская революция только разворачивается. И своей повесткой дня она в большей степени затрагивает проблемы именно восточной части Украины. Именно здесь еще сохраняется олигархическо-бюрократический уклад бизнеса, коррумпированная машина управления всем и вся, "фабричный" уклад повседневной жизни, незрелость гражданских свобод и их осознания. Но ведь Восток — это половина Украины. Это интеллектуальные и технологические центры. Это сохранение индустриального уклада, без которого страна быстро скатится до уровня агропровинции Европы. И, наконец, — это миллионы украинцев, которых из года в год "разводили" на образ власти в Киеве, где якобы есть "наши". На самом деле, приход к центральной власти "днепропетровских" или "донецких" только создавал иллюзию власти Востока. А по факту — становился прикрытием властвования отдельных кланов, у которых и в мыслях не было заботиться об украинских проектах и для которых Украина — это ресурс, армия — охрана, земля — товар, а наука, интеллект — "славянский шкаф".

Считаю, что именно нераскрытый потенциал общественного и гуманитарного актива Востока (профсоюзы, которые еще надо создавать, самоуправление, которое еще надо "запустить", университетские и другие интеллектуальные центры) должен исполнить роль источника нового украинского проекта. После застывшего во времени и уже исчерпавшего себя "западного проекта", с его уже реализованной идеей независимости и национального возрождения, должна быть новая фабула развития — от независимости к самостоятельности, от "исторического украинства" к новому украинскому сообществу "украинского мира" — двуязычного, многокультурного, "ребенка ХХ века" и действительно субъекта развития. Конечно, это контур. Но формирование "восточного проекта" — это наш общий шанс вернуть себе Украину, единую республику, новое сообщество нового столетия.

Институт стратегических исследований "Новая Украина" начинает программу "Диалог на Востоке", предусматривающую выработку общих взглядов на украинский проект, с коллегами из Донецка, Харькова, Луганска, других центров. Мы рассчитываем, что к диалогу присоединятся наши партнеры из Евросоюза, которые также должны для себя открыть Восток именно как Украину. Которую, возможно, они для себя еще не раскрыли и не поняли.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Последний Первый Популярные Всего комментариев: 25
Выпуск №19, 25 мая-31 мая Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно