С тех пор, как 22 года назад Украина стала независимой страной, она прошла большой путь. Она эволюционировала от Советской социалистической республики до уверенной европейской страны, решительно настроенной продолжать модернизацию, осуществляя демократические реформы, уважая принципы верховенства права, гармонического развития, либерализованной экономики и динамического гражданского общества.
Мы - Европейский Союз - всегда поддерживали Украину в этих устремлениях. С 1991 г., когда Украина обрела независимость, ЕС предоставил поддержку трансформации Украины на общую сумму свыше 3,3 млрд евро грантовой (безвозвратной) помощи, а также немалые кредитные средства. Это делает ЕС крупнейшим международным донором, предоставлявшим техническую и финансовую помощь Украине. Планировалось, что эта помощь расширится в 2014–2020 гг. Кроме этого, Европейский инвестиционный банк и Европейский банк реконструкции и развития предоставили Украине 10,5 млрд евро кредитных средств. Большой была помощь и от отдельных государств - членов ЕС.
Четким выражением нашей общей воли и решительности сблизиться и развивать более глубокие связи была подготовка Соглашения об ассоциации, включающего в себя положения о глубокой и всеобъемлющей зоне свободной торговли. Свидетельством этого должно было стать подписание настоящего Соглашения на саммите Восточного партнерства в Вильнюсе.
Но в прошедший четверг украинская власть решила иначе. Мы приняли к сведению решение правительства Украины приостановить процесс подготовки к подписанию Соглашения об ассоциации между ЕС и Украиной. Разъяснение этого решения дает четко понять, что оно было принято из соображений национальной безопасности Украины, а также обосновано желанием восстановить утраченные объемы торговли с Российской Федерацией и другими членами СНГ и Таможенного союза.
Понятно также, что этот шаг является ответом на ряд мер Российской Федерации, которые привели к резкому сокращению двусторонней торговли и создали экономические трудности для многих украинских граждан. Эти меры не имеют под собой оснований, поскольку Россия тоже получит пользу от новых возможностей, предоставляемых Соглашением об ассоциации.
Позвольте мне также подчеркнуть, что глубокая и всеобъемлющая зона свободной торговли не обязывает украинские компании делать выбор относительно рынка, для которого они производят или которому продают свою продукцию. Не нужно делать никакого выбора между Россией и ЕС, и никто не просит Украину отказаться от традиционного соглашения о свободной торговле с Россией. Для компаний совершенно нормально производить свою продукцию для различных рынков. Для примера обратимся к автомобильной индустрии. Ее стандарты отличаются между ЕС, США и Японией, а производители создают варианты для продажи своей продукции на всех трех рынках.
Я сожалею по поводу этого решения, принятого буквально за несколько дней до Вильнюсского саммита. Украина и ЕС осуществляли завершающие шаги, чтобы сделать возможным вероятное подписание настоящего Соглашения на саммите Восточного партнерства в Вильнюсе, в частности, внедряя в течение последних месяцев реформы ради усиления демократии и верховенства права. Это должно было бы стать кульминацией пути приближения Украины и ЕС друг к другу - процесса, который президент Украины Виктор Янукович, тогдашний премьер-министр, помог начать еще в 2007 г.
На своем пути к модернизации Украина до сих пор сталкивается со многими вызовами. Украина занимает в Европе предпоследнее место по показателю "легкости ведения бизнеса" и имеет самый высокий индекс "восприятия коррупции". Эти факты подтверждают необходимость проведения смелых реформ.
Экономические модели свидетельствуют, что модернизация и инвестиции всегда идут бок о бок. В этом контексте мы недавно стали свидетелями впечатляющих, но, искренне говоря, совершенно необоснованных спекуляций вокруг возможных затрат, которые Украина понесет в случае процесса модернизации.
К сожалению, все наоборот: само решение приостановить эту подготовку будет означать потери. Ведь отныне будут отсрочены новые возможности для страны и ее граждан.
Суть Соглашения об ассоциации как раз и заключается в усилении процесса модернизации. Оно бы усилило суверенитет Украины, укрепляя ее международное положение и, таким образом, раскрывая полностью безграничный потенциал страны.
Мы убеждены, что настоящее Соглашение создаст для Украины лучшие условия, чем поддержание статус-кво. Подписание самого амбициозного соглашения, которое ЕС когда-либо предлагал стране-партнеру, дало бы четкий сигнал инвесторам всего мира, а также международным финансовым учреждениям, что Украина серьезно настроена реализовать свои заявления о модернизации и становится для международных рынков предсказуемым, заслуживающим доверия партнером. Как в своем заявлении в четверг четко сказала Высокий представитель ЕС и вице-президент Еврокомиссии Кетрин Эштон, подписание Соглашения дало бы уникальную возможность повернуть вспять досадную тенденцию уменьшения прямых иностранных инвестиций в Украину - и создать возможность для переговоров о новом соглашении стенд-бай с Международным валютным фондом.
ЕС остается решительно настроенным в своем стремлении перевести отношения между ЕС и Украиной на новый уровень, открывая новые возможности - благодаря укреплению свобод и росту благосостояния.
ЕС будет готов возобновить подготовку к подписанию Соглашения об ассоциации, как только Украина подтвердит свою готовность возобновить движение к политической ассоциации и экономической интеграции с ЕС ради блага своих граждан. Дверь к подписанию Соглашения об ассоциации остается открытой в будущем, как только для этого будут созданы соответствующие условия.
Штефан ФЮЛЕ, Европейский комиссар по вопросам расширения и европейской политике соседства