Заканчивается двадцать первый год существования самостоятельного, независимого Украинского государства. Ранние девяностые годы прошлого века обозначались взрывом надежды, невероятной эйфории. После десятилетий, а собственно, столетий очень сложных жизненных обстоятельств казалось, что для нашего народа начинается новый порядок, наступает золотое время. Но этого не произошло.
Настроения в народе характеризуют неверие и отчаяние. Почему-то у нас сегодня не все получается. Отчего так происходит? Правдоподобно, что глубочайшей причиной такого состояния является материализм, но не как теоретическое философское учение, а скорее как невероятное практическое обжорство. На это обратили внимание предстоятели трех украинских традиционных Церквей (УПЦ, УПЦ КП, УГКЦ) в своем Обращении 1 декабря 2011 года. Действительно, куда не посмотрим, всюду одна и та же музыка.
В последние годы значительно возросло количество украинских миллионеров. Может, само по себе это было бы не самой большой бедой, потому что для народа хорошо, когда есть богатые люди, но и здесь как-то не все получается. Ведь очень большая часть населения в течение тех самых лет становится беднее, ощущает недостаток средств для нормальной, спокойной, полностью защищенной повседневной жизни, какой она и должна быть у граждан богатой страны, о чем все больше и громче говорят. Очевидно, каждому понятно, что забота о наличии средств для повседневной жизни сильно отличается от стремления к материальным благам и тех привилегий или проклятий, которые приносит с собой непомерное богатство.
Во многих сферах общественной жизни высшим добром считаются материальные блага. Власть, действующая или желаемая, сосредоточена на обогащении, лучше собственном, чем народа. В политической жизни за место в списке кандидатов надо немало заплатить, а мажоритарным кандидатам нельзя верить, потому что себя продадут. Фальсификация «волеизъявления», как и сбор подписей или проведение собраний, уже открыто и бесстыдно оплачивается задолго до самой даты голосования. Умы высоких должностных лиц зациклены на финансах: кредиты, инвестиции, уплата налогов, пенсии, социальные выплаты и т.п. В то же время те, кто слушает их заявления, ощущают каждый раз все большую пропасть между словами и действительностью. Крупная индустрия пытается задавать тон государственной политике исключительно ради обогащения нескольких семей. Счастлив тот, кому удастся отбить рейдерские атаки. Средние и малые предприятия борются за свое существование. На всех уровнях финансовых ведомств все дела можно легко уладить за несколько часов, положив наполненный условными единицами конверт на стол соответствующего чиновника. Земельный участок, даже если на нем находилось историческое здание или его законом отвели под культовое сооружение, можно отдать под коммерческое использование. Свободой слова владеют собственники СМИ. Процент государственного бюджета на науку и культуру мизерный. Вместо этого с первых классов начальной школы до окончания вузов надо платить: за поступление, за переведение с курса на курс и выпуск, а академической степенью можно украситься даже без каких-либо учебных усилий.
Что уж говорить о судебных ветвях власти: у народа нет доверия ни к правозащитным, ни к судебным учреждениям. Богатому человеку не надо беспокоиться о своей манере управления автомобилем. Даже если ему и надо будет кого-то почтительно «побеспокоить», он об этом не заботится. В общем, все вышесказанное - это очень неприятный образ нашей действительности: за деньги и ради денег можно все. Как утверждают старшие и младшие граждане, в Украине покупается и продается все. Поэтому вполне закономерно, что самой большой ценностью считаются деньги.
Двадцать лет жизни, даже в собственном независимом государстве, не дали желаемых плодов. Материалистическая философия жизни себя не оправдала. Несмотря на множество благозвучных заявлений, мы катимся к худшему. Наступило высшее время искать другие подходы к здоровой общественной жизни, другим ценностям, по которым будет возможно развивать действительно здоровое общественное бытие.
Так что же нам делать? Нужно обратиться к другим ценностям, проверить их, чтобы убедиться, могут ли они гарантировать положительное развитие, солидную основу для долговременного развития. Определение таких ценностей - это не поиски во тьме, это, скорее, утверждение опыта обществ и народов, которые на таких ценностях успешно построили свою общественную жизнь. Это задачи руководящего слоя общества, так называемой интеллигенции, - должным образом представить такие ценности. Популярно называем их духовными, но не в слове тайна их ценности, а в содержании. Ниже приводим конкретные примеры, что эти так называемые духовные ценности собой представляют. Сразу видно, что они нас вводят в иной мир. Вот они:
Посмотрим на самих себя. Кто мы? Откуда взялись? Имеет ли наше существование какое-либо значение? Имеем ли какое-либо удельное достоинство? Способны ли что-либо познать и понять? Можем ли чего-то желать и что-либо решать? Можем ли свободно выбрать направление нашей жизни? Обладаем ли какими-либо способностями? Наделены ли какими-либо талантами? Способны ли что-то постичь? Можем ли что-либо хорошее сделать? А куда движемся? Каково содержание и какая цель нашей жизни?
Попробуйте ответить на все эти вопросы, и, наверное, удивитесь, насколько велико ваше достоинство. А теперь сделайте следующий шаг.
Если вы надлежащим образом поняли свое собственное достоинство, то неужели достоинство вашего соседа меньше вашего? Если вам следует отдавать дань уважения, то надо ли меньше уважать вашего соседа? И если вы вольны что-либо сделать, то может ваш сосед быть менее свободным? Если вы человек верующий, то вышеприведенные вопросы предстанут перед вами еще ярче. Но даже если вы не верите в Творца, то вам приоткрывается понимание действительности, а прежде всего - понимание самого себя, о котором человек, владеющий целой горой золота, даже не может и мечтать. Итак, имеем пример одной духовной ценности - природы человека. Когда ее принимаем, мир начинает казаться совсем иным.
Случаются ситуации, и это, к сожалению, не такая уж редкость, когда гражданин что-то утверждает, а чиновник это опровергает. Какой наш вывод? Кто из этих двух не говорит правды? Если бы они оба говорили правду, насколько бы изменилось качество общественной жизни! Вот вам и вторая духовная ценность - говорить правду. Как прекрасно, когда перестают торговать правдой!
Живем в такой исторический период, когда осведомленность является очень важной частью общественной жизни. Речь идет о качестве представлений, достоверности, объективности, здравом смысле, положительном подходе к жизненным проблемам. Не такими ли должны быть средства массовой информации?
Представим себе ситуацию, где вы чиновник, ваши полномочия четко определены, как и ваши обязанности-задачи. К вам приходит гражданин, который излагает свою потребность, которую вы без лишних осложнений и каких-либо требований личного характера тщательно и без промедлений удовлетворяете. Возможно ли такое? Попробуйте - и удивитесь, когда этот гражданин уйдет искренне удовлетворенный, с ясной улыбкой на лице, а вы почувствуете настоящее внутреннее удовлетворение.
Представим себе другую конкретную ситуацию, где вы преподаватель. Через несколько лет ваши студенты будут нести ответственность за деятельность на разных участках жизни. Есть два пути, которыми можно достичь желаемого результата: студент регулярно платит и беспрепятственно переходит с курса на курс, не утруждая себя, чтобы чему-либо научиться. Другой студент упорно работает, не испорченный плохим примером своих богатых родителей, и с искренним желанием когда-то как следует и ответственно послужить тем, кто в этом нуждается. Кому из этих двоих вы бы хотели помочь и каким образом - разрушая или строя его характер?
Существует целый ряд социальных обязательств, которые делают возможным и в свою очередь удовлетворяют жизненные нужды граждан, - это двусторонние отношения гражданина и государства. Гражданин выделяет свою финансовую долю для общего блага: содержания школ, обеспечения здравоохранения, культурных учреждений, благотворительных учреждений и т.д. А государство, со своей стороны, защищает права своих граждан, прежде всего относительно надлежащего обеспечения и других условий для нормального личного, семейного и общественного развития. Есть состояние, которое следует назвать общественной справедливостью, где она обеспечена на деле, а не только на словах: там царит мир.
Мы немного рассказали о духовных ценностях. То, что сказано, очень отличается от убеждений, ныне господствующих в Украине. Если искренне желаем коренным образом изменить направление развития нашего общества, должны изменить систему ценностей. Должны это делать все вместе. Перед нами стоит большой вопрос: все ли мы на самом деле этого желаем? К сожалению, создается впечатление, что нет.
Но я как христианин, а не как пустословный политик, искренне надеюсь - без надежды все же надеюсь, - что рано или поздно все мы без исключения соберемся, сядем вместе и начнем по-настоящему созидательный, подчеркиваю - созидательный разговор.