Второго февраля депутаты и чиновники Днепропетровского городского совета в очередной раз продемонстрировали качество своей работы: отменили все дополнения к решению о городском бюджете от 30 декабря прошлого года и тут же утвердили новые. Впрочем, этот факт не свидетельствует о том, что у представителей народа вдруг проснулась совесть. Изменения в основном касались увеличения расходов на содержание аппарата служащих, обеспечивающих деятельность городского председателя и депутатов городского совета. Сессия городского совета проходила на фоне очередной волны напряженности, возникшей на государственном предприятии «Днепрометрострой»: за день до этого там начали выплачивать долги по зарплате за несколько предыдущих лет, да и то только потому, что рабочие пригрозили приостановить откачку воды из туннелей. По сути, это уже через трое суток грозило затоплением центральной части Днепропетровска, и отцам города было бы не до проведения сессий горсовета и перераспределения бюджетных средств.
Процесс строительства метро давно стал важнейшей частью городской мифологии. Благодаря этому и Павлу Лазаренко, и его последователям, и действующей городской власти удавалось удачно манипулировать мнением избирателей. Так, лозунг «оранжевая власть и Юлия Тимошенко не дали построить метро в Днепропетровске» был одним из ключевых в избирательной кампании Партии регионов и мэра Днепропетровска Ивана Куличенко. Этот слоган продолжают эксплуатировать и сейчас - для «списывания» бюджетных средств на командировки мэра за рубеж и организацию переговоров с «потенциальными инвесторами». Только теперь выясняется, что обещание Виктора Януковича предусмотреть в Государственном бюджете на 2011 год 250 млн. грн. для днепропетровского метро было пустым звуком: государственная программа строительства и развития метрополитенов этого не предусматривает. А изменения в программу в ходе подготовки проекта государственного бюджета никто из команды Януковича-Азарова вносить и не собирался.
Однако, это не мешает председателю Днепропетровской облгосадминистрации Александру Вилкулу утверждать, что «средства для строительства метро» все же выделят. Причем его трактовки, касающиеся данного вопроса, разнятся: в декабре на пресс-конференции он говорил журналистам, что «бюджетные средства еще не расписаны Кабмином» и их вскоре «распишут». «Распишут», то есть изменят Закон «О Государственном бюджете»? Без участия парламента? Фальсифицируют этот закон, а затем незаконно потратят перераспределенные бюджетные средства? Выглядит, по меньшей мере, удивительно. Но миф, это ведь вымысел, который должен быть передан посредством каналов, вызывающих наибольшее доверие. А уже в январе на другой пресс-конференции, господин Вилкул заявил, что строительство днепропетровского метро будет финансироваться за счет средств, предусмотренных «на национальные проекты» и «на развитие регионов». Это 4 млрд. грн. Между тем, в соответствии с Законом «О Государственном бюджете», предусмотрено финансирование только лишь технико-экономических обоснований т.н. национальных проектов. И сумма в десятки раз меньше, заявленной днепропетровским губернатором - 100 млн. грн. Может быть, господин Вилкул какой-то иной государственный бюджет имел в виду?
Характерно, что в ходе сессии горсовета городской голова Иван Куличенко отказался обсуждать тему государственного финансирования метро. По его словам, городские власти продолжили переговоры о кредитовании его строительства с «инвесторами». А делегация городских чиновников якобы уже успела побывать в Великобритании и «провести переговоры» с местными бизнесменами. Однако данные встречи, похоже, окончились фиаско, поскольку, по словам господина Куличенко, для получения кредитов нужны «государственные гарантии», которых нет. Впрочем, данная демонстрация «неуспехов» городской власти не помешала депутатам снова установить мэру ежемесячную надбавку «за высокие достижения в труде» (на сегодня около 2 тыс. грн.) и ежемесячную премию в размере 100% оклада (на сегодня около 4 тыс. грн.). Его заместители будут получать премию в размере 50% оклада. Также, мэру и его заместителям, по решению депутатов городского совета, будет предоставлена «помощь на оздоровление» и «материальная помощь» - еще две месячные зарплаты.
Характеризуя городской бюджет Днепропетровска, можно отметить два его основных признака - это бюджет повышения благосостояния чиновников и правоохранительных органов. А еще бюджет тотального передела сфер влияния в городской экономике. Так, учитывая уменьшение количества служащих исполнительных органов городского совета почти на 100 человек, фонд заработной платы, командировочных и других выплат, связанных с их деятельностью, по сравнению с прошлым годом, вырос почти на 700 тыс. грн., т.е. до 16,7 млн. грн. Это не считая колоссальных затрат на ремонты, обслуживание и обеспечение зданий, помещений и автопарка городского совета, о которых ZN.UA писало ранее.
Кроме этого, чиновники финансово-экономических подразделений исполкома городского совета не смогли правильно рассчитать выходные пособия и другие выплаты сокращенным сотрудникам. Это привело к тому, что в городском бюджете на 2011 год пришлось предусмотреть еще около миллиона гривен для дополнительных выплат, в результате чего экономический эффект от сокращения оказался почти нулевым. Бюджет, осваиваемый департаментом по взаимодействию с правоохранительными органами, в текущем году составляет около 12,7 млн. грн., около 4 млн. грн. из них - субвенции из государственного бюджета. Эти деньги будут потрачены в рамках так называемой комплексной программы профилактики преступности. Стоит отметить, что в прошлом году запросы данного департамента были в два раза скромнее и не превышали 6,2 млн. грн.
Впрочем, 2 февраля стало понятно, зачем эти средства нужны. Депутатами создано коммунальное предприятие «Муниципальная гвардия» (130 сотрудников, ежемесячный зарплатный фонд - 500 тыс. грн.), задачами которого определены предоставление услуг охраны и помощь милиции в охране правопорядка. Между тем, наши источники в Днепропетровском городском совете опасаются, что «Муниципальная гвардия» может стать «движущей силой» передела сфер влияния в городской экономике. Так, по нашей информации, в соответствии с принятыми в ходе последней сессии горсовета правилами парковки, «Муниципальная гвардия» может выступить структурой-посредником при проведении тендеров на аренду парковочных зон. Т.е. получит право «заводить» на этот рынок предпринимателей, близких к Партии регионов, не допуская туда прочих. Важную роль эта организация способна сыграть и в запланированной «городской реформе малых архитектурных форм». В соответствии с порядком размещения малых архитектурных форм (МАФ) для осуществления предпринимательской деятельности, данные объекты подвергнут практически насильственной регистрации. Дело в том, что в настоящее время на территории Днепропетровска официально оформлено только 200 из почти 6000 постоянно действующих МАФ. Наверняка многие из «точек» не будут соответствовать параметрам (размеры, форма, место нахождения), устанавливаемым порядком размещения. В этом случае МАФы ожидает «ликвидация», и, дабы избежать ее, хозяева ларьков, киосков и павильонов будут вынуждены «стимулировать» должностных лиц.
Для «упорядочивания» рынка и охраны «легальных» МАФ, скорее всего, и понадобятся псевдоправоохранительные органы, роль которых может сыграть «Муниципальная гвардия». Кроме этого «Муниципальная гвардия» собирается «посягнуть» на рынок охранных и инкассаторских услуг, заняв на нем ведущее положение. Цель выглядит вполне достижимой, учитывая, что негласным «патроном» «Муниципальной гвардии» является заместитель председателя Днепропетровской облгосадминистрации и экс-начальник УМВД в Днепропетровской области Иван Ступак.