Оценки международных наблюдателей парламентских выборов были крайне важны для Виктора Януковича и его ближайшего окружения. Не только потому, что легитимизируют результаты голосования в Верховную Раду. Банковая ставила цели куда шире: выборы должны были разблокировать процесс подписания Соглашения об ассоциации с Европейским Союзом в частности и отношения с Западом в целом, стать благоприятным фоном для председательствования в ОБСЕ в 2013 году. Да и усилить позиции Киева в его переговорах с Москвой. Задачу власти упрощало то, что ожидания от этих выборов у международного сообщества были изначально занижены. Но «не так сталося, як гадалося»: реакция наблюдателей оказалась неприятным сюрпризом для Банковой. Если члены делегаций от СНГ и России традиционно отмечали в своих отзывах, что парламентские выборы были свободными и открытыми, а некоторые даже убеждали в демократичном характере, то у миссии от ОБСЕ оказалось совсем другое мнение.
Резкости в оценках хватало. В своем отчете наблюдатели, в частности, отмечали, что избирательная кампания в Украине проходила недостаточно прозрачно, а нынешние выборы являются шагом назад по сравнению с предыдущими. «Парламентские выборы характеризовались недостаточным уровнем соревновательности, причинами чего в основном стало злоупотребление админресурсом, недостаточная прозрачность кампании и финансирования партий, а также несбалансированность в медиасреде», - говорится в документе. В числе недостатков избирательного процесса называется и тюремное заключение оппозиционных лидеров. В общем, констатировала на пресс-конференции глава делегации Парламентской ассамблеи ОБСЕ Вальбурга Габсбург Дуглас, выборы в Украине были нечестными.
Последний раз жесткие оценки украинских выборов из уст представителей ОБСЕ звучали в памятном для Виктора Януковича 2004-м. И неуклюжие комментарии украинского президента, что наблюдатели, дескать, положительно оценили процесс голосования на выборах в Верховную Раду, могут вызвать лишь горькую усмешку: власть пытается сделать хорошую мину при грязной избирательной игре. Ведь сегодня миссия ОБСЕ остановилась в шаге от признания парламентских выборов в нашей стране недемократичными.
Оценки наблюдателей от ОБСЕ неокончательные. И все же маловероятно, что через месяц-два они подвергнутся существенной корректировке. Миссия ОБСЕ дает оценку всего избирательного процесса. А ситуация с подсчетом голосов в округах №№ 94, 95, 197, 211, 216, 223, действия «Беркута» в округе № 132 в Первомайске только подтверждают жесткие оценки наблюдателей. Поэтому уже сейчас можно сделать некоторые предварительные выводы. Персонально для Виктора Януковича вердикт ОБСЕ означает продолжение политики пока что мягкой изоляции со стороны Соединенных Штатов и Европейского Союза. Для украинской власти - серьезные проблемы с легитимизацией результатов голосования в глазах мирового сообщества. Для Украины - неопределенные перспективы с подписанием Соглашения об ассоциации с Евросоюзом в частности и с политикой евроинтеграции в целом.
Этот пессимистический вариант развития событий станет реальностью, если с выводами наблюдателей Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе согласятся в Вашингтоне, Брюсселе и других столицах. Ведь традиционно оценка ОБСЕ является основой для формирования позиций демократических стран трансатлантического сообщества по состоявшимся выборам.
Вот и Соединенные Штаты недвусмысленно выразили обеспокоенность тем, что проведение парламентских выборов в Украине стало шагом назад в развитии демократии в стране. Но последуют ли за жесткими оценками жесткие действия, тем более что в конгрессе есть две резолюции, в которых речь идет о санкциях против украинских чиновников? Наши собеседники - украинские эксперты и аккредитованные в Украине западные дипломаты - сомневаются в этом. В Киеве склонны полагать: Вашингтон просто сделал необходимый ритуальный жест, поскольку во время президентской избирательной кампании демократ Хиллари Клинтон и руководимое ею министерство и не могли поступить по-другому. Иначе этим бы не преминули воспользоваться республиканцы в попытке добыть лишний балл Митту Ромни.
В отличие от Вашингтона Брюссель предпочел занять более осторожную позицию: отсрочка в принятии решения - лучший способ действия в ситуации, когда не знаешь, что делать дальше с Украиной. В совместном заявлении верховного представителя Евросоюза по вопросам общей внешней политики и политики безопасности Кэтрин Эштон и комиссара по вопросам расширения и европейской политики соседства Штефана Фюле отмечается, что окончательная оценка будет зависеть от поствыборного развития - от подсчета голосов, установления результатов и рассмотрения жалоб в судах.
Западные дипломаты поясняют эту осторожность Брюсселя несколькими факторами. В частности тем, что ОБСЕ оценивает только избирательный процесс. Евросоюз же априори дает политическую оценку, а она формируется на основе множества компонентов. В том числе, учитывая мнения общеевропейских политических партий и фракций в Европарламенте (в частности, Европейской народной партии и Прогрессивного альянса социалистов и демократов), а также позиции национальных правительств. Определяющим, конечно же, будет последний компонент.
Прозвучавшие со стороны стран-членов ЕС оценки выборов в Украине были различны. Раздавались и очень резкие заявления (например, МИДа Бельгии), и дипломатически осторожные (в частности, внешнеполитических ведомств Германии и Великобритании). Но эта осторожность вовсе не означает, что правительства не разделяют жестких оценок миссии наблюдателей от ОБСЕ и готовы дать зеленый свет на подписание Соглашения об ассоциации, ключевого документа в отношениях Украины и Евросоюза.
Настроения в среде дипломатического корпуса, аккредитованного в Украине, показывают, что есть группа стран - Швеция, Германия, Чехия, Нидерланды, Финляндия, Франция, Бельгия, - которые полностью разделяют оценку ОБСЕ и с учетом этого «видят серьезные проблемы с подписанием Соглашения об ассоциации». Эти настроения только усиливаются по мере ожесточения противостояния в ряде мажоритарных округов. (Примечательно, что в числе этих стран ныне находятся Швеция и Финляндия, изначально расположенные к нашей стране и сделавшие многое (особенно первая из них) для того, чтобы подписание соглашения состоялось.) В такой ситуации уже не кажутся абсурдными и звучащие в частных беседах пока еще легкие сомнения в проведении саммита Украина-ЕС в начале следующего года.
Но есть также и группа стран, которые полагают: оценка ОБСЕ излишне резка, а сами выборы прошли более или менее нормально в условиях острой политической конкуренции. «В Верховную Раду прошли две новые оппозиционные партии. Такое трудно представить в России или Беларуси», - не раз приходилось слышать из уст дипломатов. Неформальным лидером этой группы является Польша. Ее президент Бронислав Коморовский уже заявил, что не услышал от польских наблюдателей ни одной формулировки, свидетельствовавшей бы о фальсификации выборов.
У стран, входящих в эту группу, поистине двойственное положение. С одной стороны, очевидно желание поляков, венгров и других евролоббистов Киева разблокировать подписание Соглашения об ассоциации. Варшава, Вильнюс, Будапешт, в отличие от Парижа, Берлина, Лиссабона и Мадрида, понимают значение этой привязки Киева к Евросоюзу. И считают, что изоляция Виктора Януковича будет фактически означать изоляцию Украины. С другой стороны, позиция, подобная той, которую занимает Коморовский, выглядит как потакание власти. Ведь выборы действительно были сфальсифицированы. Но не в день голосования, которое, как отмечают многие наблюдатели, прошло без существенных нарушений, а ранее, когда нарезались округа, формировались избирательные участки, шел подкуп избирателей и т.д. и т.п. Те же наблюдатели от польского сейма отмечают: хотя день голосования в целом прошел нормально, сам избирательный процесс - это нечестная игра.
При таком разбросе мнений Евросоюз принял решение взять паузу. И предоставил Виктору Януковичу время для того, чтобы подчистить «домашнюю работу» и продемонстрировать мировому сообществу, что подсчет голосов, установление результатов и рассмотрение жалоб в судах будет проходить в рамках закона. О чем еще раз недвусмысленно напомнили посол США Джон Теффт и глава представительства ЕС Ян Томбинский, высказавшие надежду, что процесс подсчета голосов на парламентских выборах в Украине будет прозрачным и оперативным.
Эти недели будут критическими для будущего украинско-евросоюзовских отношений: заявление Эштон-Фюле - последнее «европейское» предупреждение перед нажатием на кнопку «стоп». Еще в начале недели наши собеседники полагали, что если не будет эксцессов на этапе подсчета голосов и установления окончательных результатов, то реакция ЕС может быть куда мягче, нежели оценка ОБСЕ. И хотя подписание Соглашения об ассоциации - дело не ближайшего будущего, но возможность сделать это в 2013 году еще остается. Однако развитие событий в ряде округов только усиливает сомнения.
Уже сегодня международные наблюдатели (в частности, от Всемирного конгресса украинцев) отмечают: именно во время подсчета голосов происходили наиболее серьезные нарушения избирательного процесса. Эти оценки принимаются во внимание, хотя проблемы при подсчете голосов в округах - это прежде всего разборки между кандидатами-мажоритарщиками, а не между кандидатами и властью (Виктор Янукович больше всех был заинтересован в том, чтобы соблюсти внешние приличия в день голосования). Едва ли он хочет оказаться в одной лодке с Александром Лукашенко. Пока Банковая демонстрирует отстраненность от происходящего в мажоритарных округах. А вот как в действительности поведет себя власть, станет ясно во время рассмотрения жалоб в судах.
Но поле для маневра у Виктора Януковича сужается с катастрофической быстротой. И дело уже не только в позиции власти при определении окончательных результатов голосования. Вновь в силу вступает фактор Юлии Тимошенко, которая решительно настроена на непризнание выборов: объявленная лидером «Батьківщини» голодовка обострила ситуацию и толкает правительства стран – членов Евросоюза к принятию более жестких решений в отношении Януковича и Украины.
Велика вероятность того, что Европейский Союз озвучит свою оценку выборов 19 ноября, после заседания Совета министров иностранных дел стран-членов ЕС. А то и еще позже, если учесть, что окончательные итоги голосования будут известны только в первой декаде декабря. К этому времени в Брюсселе, возможно, и определятся с тем, что делать. При этом западные дипломаты утверждают, что о санкциях речь не идет. Но если Банковая в эти недели будет недостаточно чуткой к высказанным пожеланиям, то это приведет к изоляции, как это в результате случилось с Александром Лукашенко. Со всеми вытекающими последствиями не только для украинско-еэсовских, но и для украинско-российских отношений: несмотря на отсутствие желания у администрации Януковича, чтобы наша страна вступила в Таможенный союз, Киеву станет еще сложнее противостоять давлению Москвы.
Виктора Януковича безмерно раздражает аморфный Евросоюз с его вечными призывами соблюдать права человека. Но диалог с ЕС - это составная часть диалога с Западом, в том числе и с США. Нормальные отношения Украины с Брюсселем и Вашингтоном априори усиливают позиции Киева в его переговорах с Москвой, расширяя поле для маневра. При этом многие украинские политики уверены, что Украина Евросоюзу нужна больше, чем Европа - нашей стране. И играют на этом. В Киеве убеждены, что можно постоянно манипулировать опасениями европейцев, что Украина войдет в зону влияния России и станет членом Таможенного союза. Но это не так.
Многие европейцы вздохнули бы с облегчением, окажись Киев под опекой Москвы и членом Евразийского союза. А наша страна сама облегчает усилия россиян, активно работающих с Берлином, Парижем, Римом для того, чтобы не допустить подписания Соглашения об ассоциации. Возможно, для нынешней украинской власти олигархов это соглашение не представляет большой ценности. Но для Украины это то средство, которое позволит провести необходимые преобразования и тесно привяжет нашу страну к Евросоюзу с его правилами игры и уважением к правам человека. И потому Киеву, совместно с Брюсселем, важно найти выход из непростой ситуации, в которой оказалась наша страна.
Еще несколько месяцев назад из уст европейских дипломатов прозвучали условия разблокирования отношений Украины и Евросоюза и, соответственно, подписания Соглашения об ассоциации: проведение честных, прозрачных и демократических выборов; освобождение политзаключенных; проведение реформ. При этом наши собеседники не раз повторяли, что для Брюсселя важно выполнение прежде всего первых двух условий. После того как Украина 28 октября фактически провалила свой экзамен по выборам, она должна попытаться исправить ситуацию не только на этапе окончательного установления итогов голосования. Если на Банковой не хотят, чтобы в Вашингтоне и Брюсселе склонились к жесткому сценарию действий, то власть должна быстро предпринять шаги в отношении политзаключенных, а также продемонстрировать готовность провести реформы. Прежде всего, в избирательном законодательстве.
У Киева нет времени на раскачку: призрак Лукашенко должен стоять перед глазами Виктора Януковича.