Что имеем — не храним, потерявши… верим в победу

Поделиться
— Можно ли из навоза сделать конфетку? — Можно. Но запах останется. Армянское радио Из-за резкого спада политической активности лето подчас называют мертвым сезоном...

— Можно ли из навоза сделать конфетку?

— Можно. Но запах останется.

Армянское радио

Из-за резкого спада политической активности лето подчас называют мертвым сезоном. Это особенно характерно для провинции, где даже близкая перспектива столь значимого события, как президентские выборы, менее актуальна, чем отпускные заботы. Видимо, поэтому количество наиболее заметных акций избирательной кампании для Запорожской области ограничивается визитами всего двух кандидатов на высший государственный пост. Однако политический процесс не зря сравнивают с айсбергом, об истинных параметрах которого ошибочно судить лишь по надводной части.

Относительное затишье перед грядущими избирательными баталиями, скорее всего, обусловлено объективными причинами. Основные усилия команд претендентов были направлены на организационную работу, а последняя отнюдь не располагает к публичности, требуя при этом немалых затрат времени и сил. Таковой, в частности, является формирование территориальных избирательных комиссий. В девяти из них, созданных в регионе, примут участие около 400 человек. От них, в сущности, в значительной степени будет зависеть, насколько процесс народного волеизъявления в области осуществится в рамках действующего законодательства. К сожалению, судя по предварительным данным, имеются серьезные основания усомниться в таком исходе.

По оценкам запорожского отделения «Комітету виборців України», главным недостатком территориальных избиркомов является низкий уровень подготовки их членов. Собственно, это вполне закономерно, если учесть, что лишь каждый десятый из них имеет опыт работы в избирательных комиссиях подобного уровня. Однако, по меньшей мере, удивление вызывает тот факт, что многие из зарегистрированных работников избиркомов даже не могли назвать, интересы какого из кандидатов в президенты они представляют. Да и в отношении определившихся в своих политических симпатиях тоже далеко не все бесспорно. Наблюдатели не могут понять, каким образом, например, интересы А. Мороза в одном из избиркомов представляет человек, который на минувших парламентских выборах по тому же округу был делегирован от Партии регионов. Столь же необъяснимым является членство в комиссии бывшего представителя «Демократического союза», ныне представляющего интересы В. Ющенко. Возможно, разгадка подобных парадоксов кроется в особенностях запорожского политического менталитета, вполне лояльного к такого рода метаморфозам. Скажем, на предыдущих президентских выборах один из нынешних нардепов энергично руководил региональным штабом А.Мороза, а в нынешней кампании выступает активным сторонником В. Януковича.

Однако сколь бы ни были занимательными процессы в организационном закулисье, вожделенный результат в решающей степени может обеспечить лишь агитработа в массах, позволяющая из неопределившегося в симпатиях электората сформировать максимальное количество убежденных приверженцев того или иного кандидата.

Со старта избирательной кампании активность проявляют штабы, по сути, лишь четырех кандидатов — А.Мороза, П.Симоненко, В.Ющенко и В. Януковича. Кандидатуру последнего, в частности, единодушно поддержали на своих собраниях многие трудовые коллективы области. Поскольку в отношении других кандидатов подобных мероприятий не зафиксировано, это дает основание предположить, что наиболее социально активная часть избирателей уже определилась в своем выборе. Но, по мнению наблюдателей, эти акции носили скорее принудительный, чем добровольный характер.

Уже с начала избирательной кампании стало очевидно, что соперничество между командами кандидатов будет жестким и бескомпромиссным. Так, во время визита в Запорожье А. Мороза с активной контрпропагандой в его адрес выступили сторонники Н. Витренко. С весьма недружелюбным приемом со стороны представителей «Славянской гвардии» и «Братства» пришлось столкнуться и В. Ющенко, посетившего южные районы области. В этом плане тактика предвыборной борьбы команд-фаворитов президентской гонки полярно отличается. Например, контрпропагандистской деятельности «нашеукраинцев» присущ скорее оборонительный, чем наступательный характер. В процессе агитации команда Ющенко сосредоточилась на представлении позитивных качеств своего лидера, исключив критику в адрес оппонентов. Аналогичным образом строит пропаганду и местный штаб Януковича, подчеркнуто демонстрируя стремление избежать публичных конфликтов с командами конкурентов. Впрочем, в этом и нет необходимости, поскольку контрпропаганду в отношении основного соперника В. Януковича весьма оживленно ведут коммунисты и социалисты. Возможно, этим объясняется тот факт, что, по словам представителей избирательных штабов левых сил, их деятельность не испытывает активного противодействия со стороны власти.

При этом определение общего противника вовсе не свидетельствует о сближении позиций в левой среде. Одно из свидетельств тому — прямые дебаты между начальником областного штаба А. Мороза Сергеем Кузьменко и доверенным лицом П. Симоненко Алексеем Причкиным, состоявшиеся на одной из местных радиостанций. В ходе дискуссии А. Причкин высказал сомнение относительно возможности возврата населению вкладов в бывшем Сбербанке СССР. Но поскольку это положение является одним из основных в избирательной программе главного коммуниста, запорожские социалисты не преминули воспользоваться случаем выступить с критикой. В газетной публикации, оплаченной фондом кандидата на пост президента А. Мороза, было обращено внимание на серьезные проблемы в подборе команды Симоненко, которая, вероятно, не верит в реализацию программных положений своего кандидата, равно как и в достижение им победы, тем самым дезинформируя избирателей.

Коль уже зашла речь о средствах массовой информации, уместно обратить внимание на их участие в избирательном процессе. Первое, что бросается в глаза, — общеполитические запорожские СМИ уделяют внимание практически лишь четырем из 26 кандидатов: А. Морозу, П. Симоненко, В. Ющенко и В. Януковичу. Отчасти это можно объяснить тем, что именно эти претенденты выступают лидерами общественного интереса в регионе. Однако внимание к ним со стороны СМИ далеко не равнозначно. Так, по данным мониторинга, проведенного комитетом «Рівність можливостей», бесспорным лидером по количеству позитивной или нейтральной информации в СМИ является В. Янукович. За три летних месяца местные телеканалы уделили ему эфирного времени почти в 31 раз больше, чем В. Ющенко, П. Симоненко, А. Морозу вместе взятым. Преимущество в 1,7 раза сохраняется за В. Януковичем и по объему газетных публикаций. А вот что касается публикаций негативной тональности, тут ситуация представлена с точностью до наоборот. Критики в газетах в адрес В. Ющенко было в 1,7 раза больше, чем В. Януковича, П. Симоненко и А. Мороза вместе взятых. А на телевидении информация негативного характера наблюдалась исключительно в отношении лидера «Нашей Украины».

Запорожскую область принято считать красным регионом. И если судить по итогам предыдущих президентских выборов, эта оценка соответствует действительности. В 1999 году тон избирательной кампании задавали две политические силы — левые и сторонники действующей власти. В результате по итогам первого тура совокупный результат П.Симоненко, Н. Витренко и А. Мороза превысил 55% голосов избирателей, принявших участие в выборах, Л. Кучме досталось около 31%. Еще более показательным был результат второго тура, определившийся соотношением практически 50 к 45 процентам в пользу П. Симоненко. Однако два с половиной года спустя потенциалы политических сил претерпели существенные изменения. Судя по итогам парламентских выборов, совокупный результат партий левой ориентации снизился до 45%. И если позиции коммунистов остались практически неизменными (на уровне трети запорожцев, участвовавших в выборах), то количество сторонников А. Мороза и Н. Витренко уменьшилось в три раза. Наряду с этим в регионе четко обозначилась доселе не имевшая серьезной поддержки у населения политическая сила правоцентристской направленности. За блок Виктора Ющенко «Наша Украина» отдали свои голоса около 8% запорожцев, принявших участие в парламентских выборах.

О том, что такой результат вовсе не случаен, подтверждает и ход нынешней избирательной кампании. Согласно данным социологического исследования, проведенного в Запорожье в конце августа, практически 70% респондентов симпатизирует всего четырем кандидатам, представляющим действующую власть, «Нашу Украину», КПУ и СПУ, не оставляя шансов остальным претендентам на высший государственный пост. Кому из четверки фаворитов запорожцы отдадут большее предпочтение, с достаточно высокой долей вероятности можно определить уже сейчас с учетом сложившихся рейтингов. В. Януковичу симпатизируют 29% опрошенных, В. Ющенко — 19, за П. Симоненко и А. Мороза готовы проголосовать соответственно 10,7 и 10%. В такой же последовательности распределились и мнения противников. У В. Януковича их, как и сторонников, 29%, у В. Ющенко — 25, у П. Симоненко — 24, у А. Мороза — 21%.

И все же о незыблемости сложившегося расклада сил, пожалуй, говорить неуместно. Об этом наглядно свидетельствует динамика рейтингов кандидатов в течение лета. В частности, за три истекших месяца количество сторонников действующего премьера возросло на 8%, а противников — на 6. Число приверженцев лидеров «Нашей Украины» и Соцпартии осталось стабильным, зато прирост противников обозначился соответственно 1 и 11%. Не совсем благоприятная ситуация характерна в Запорожье и для рейтинга первого секретаря КПУ, потерявшего за лето 2% сторонников взамен на 5% противников.

А в остальном… В конце октября ситуация должна обрести большую определенность. В том числе и по части обоняния…

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме