Бюджет "розбудови" детских площадок

24 ноября, 10:58 Распечатать Выпуск №45, 24 ноября-30 ноября

Главное и единственное достоинство госбюджета следующего года — его принятие открывает для нас возможность подписания новой программы с МВФ.

Учитывая, что Фонд еще будет изучать принятую депутатами госсмету, ее действительно пытались сделать сбалансированной. Конечно, без отдельных перекосов не обошлось, но эксперты МВФ точно не будут вникать в детали каждой бюджетной программы и объемы финансирования "президентских" фондов, для них главное, чтобы дефицит бюджета оставался в границах допустимого. Для страны важно, чтобы в ходе анализа госбюджета, принимавшегося традиционно ночью, не обнаружились пункты, которые могут смутить нашего основного кредитора. Без поддержки МВФ Украине следующий год без дефолта не прожить. Остается надеяться, что все в сессионном зале это осознавали.

Учитывая количество поданных к проекту бюджета поправок, рассмотрение которых затянулось на всю ночь, итоговый, проголосованный депутатами, документ появится не сразу. От сюрпризов мы не застрахованы, поручиться за итоговый вариант, после рассмотрения в парламенте, не сможет никто.

"Золотой" стандарт

Доходы бюджета предусмотрены в размере 1310 млрд грн. Расходы порядка 1400 млрд грн. Граничный объем дефицита госбюджета определен в сумме 89,9 млрд грн. Впрочем, мы помним, как в этом году при дефиците доходов уровень бюджетного дефицита "держали", банально замораживая расходы. В будущем году мы также не застрахованы от подобного сценария.

Номинальный ВВП определен на уровне 3947 млрд грн. Это соответствует прогнозам как НБУ, так и Всемирного банка. Соответствует ли это прогнозам украинского бизнеса, узнаем в следующем году.

Прожиточный минимум составит с 1 января 2019-го 1853 грн, с 1 июля — 1936, с 1 декабря — 2027 грн.

Размер пособия при рождении ребенка составит 41280 грн. Как и раньше, родители единовременно получат 10320 грн, а остальная сумма будет выплачиваться в течение следующих 36 месяцев равными частями по 860 грн.

Минимальный размер пособия по беременности и родам возрастет с 2017 до 2207 грн, да и то лишь в декабре 2019-го. Размер помощи детям, над которыми установлена опека или попечительство, повышается с 3252 и 4054 грн (в зависимости от возраста ребенка) в декабре 2018-го до 3558 и 4436 грн в декабре 2019 г. Максимальный размер пособия одиноким матерям увеличен с 1626 грн (для детей до шести лет) до 1779 грн и с 2027 грн (от 6 до 18 лет) до 2218 грн.

Размер государственной социальной помощи малообеспеченным семьям вырастет в следующем году на каждого ребенка в возрасте от 0 до 13 лет на 250 грн, а на каждого ребенка в возрасте от 13 до 18 лет — на 500 грн.

То есть заложенное в бюджете повышение соцстандартов — это индексация на текущий уровень инфляции, и жить лучше люди точно не станут, а если инфляция увеличится, то обеднеют еще больше.

Основные доходы

Если говорить о налоговых поступлениях, то по, ожиданиям Минфина, поступления от налога на доходы физических лиц составят 267,4 млрд грн, из которых в местные бюджеты должно поступить 161,2 млрд, а в государственный бюджет — 106,1 млрд грн. Тут основной фактор роста — это повышение минимальной заработной платы с 3723 до 4170 грн и прожиточного минимума.

Поступления от налога на добавленную стоимость должны быть в районе 434 млрд грн. Из них так называемый импортный НДС должен принести бюджету порядка 340 млрд грн, а внутренний — 96,4 млрд. По сравнению с текущим годом закладывается 11-процентный рост поступлений. Это смущает хотя бы потому, что валютный курс, заложенный в проект бюджета, равен 29,4 грн/долл. к концу года. Курс напрямую влияет на поступления от "импортного" НДС, и в этом году укрепление гривни стало главной причиной невыполнения госбюджета. Не наступит ли Минфин на те же грабли в году будущем, заодно провалив план по таможенным сборам в 31,2 млрд грн?

Между первым и вторым чтениями доходы сводного госбюджета предложили увеличить на 18,1 млрд грн, утвердив на уровне 1,3 трлн, в том числе общий фонд бюджета был повышен на 12,9 млрд грн, а специальный — на 5,2 млрд.

Источников для увеличения доходной части несколько, и далеко не все они являются надежными. Во-первых, Минфин прислушался к предложению бюджетного комитета парламента, предлагавшего наскрести 8,7 млрд грн посредством перераспределения расходов и увеличения на 2 млрд грн перечисляемых в госбюджет средств НБУ. Упомянутое перераспределение расходов, как правило, означает, что какие-то расходы просто "заморозят" до лучших времен. Претензии на деньги НБУ тоже едва ли оправданы, так как Нацбанк перечисляет в бюджет не столько, сколько хочет парламент, а вполне конкретную сумму, определяемую на базе его финансовой отчетности, утвержденной Советом НБУ. Лезть в карман регулятора финсектора — практика прошлых лет, от которой давно пора отказаться.

Кроме этого, Минфин ожидает увеличения поступлений еще на 15,3 млрд грн за счет налогов. В частности, поступления от налога на прибыль были увеличены на 2,9 млрд грн, то есть, по ожиданиям, в будущем году предприятия заплатят государству свыше 105 млрд грн этого налога. Учитывая, что стремительного экономического роста мы не наблюдаем, не исключено, что обернется это увеличение классическими переплатами по налогу на прибыль, то есть прямым давлением на бизнес, которому до этого обещали вообще этот налог заменить налогом на выведенный капитал.

Также в бюджете уже учли повышение цены на газ, увеличив свои ожидания по рентным поступлениям на 9 млрд грн. Индексировать на уровень инфляции ренту за специальное использование лесных ресурсов, воды и радиочастотного ресурса, а также акцизы и экологический налог депутаты отказались, не приняв "ресурсный" законопроект №9085. Минфин нашел альтернативу — повысить сами ставки по ренте, проиндексировав на уровень инфляции (+9%) только акциз на табак, да и то со второго полугодия 2019-го, и на 300 млн грн увеличив ожидания по импортному НДС. В сумме эти предложения должны принести доходной части госбюджета еще 5,2 млрд грн. Довольно скромно, если учесть, что предложений по увеличению расходной части гораздо больше, а количество поправок и правок поправок, принятое парламентом к "ресурсным" законопроектам, перевалило за пять сотен, и до конца понять, кто и за что проголосовал, в итоге невозможно.

Наибольшие расходы

К первому чтению проекта госбюджета народные депутаты подали поправок на общую сумму 2,2 трлн грн. Для реализации многочисленных пожеланий парламента потребовалось бы два госбюджета на 2019 г., и только катастрофическое отсутствие денег нас отчасти спасает. Хотя ко второму чтению количество пунктов, предусматривающих увеличение расходов госбюджета, все равно существенно превышало пределы разумного.

Для понимания уровня обсуждения в парламенте достаточно простого примера: Фонд президента Украины по поддержке образовательных и научных программ для молодежи без проблем получил от парламента миллиард гривен, а дополнительных 200 млн грн для Национальной академии наук в государственной казне не нашлось. Люди, не первый год интересующиеся вопросами госфинансов, наверняка обратили внимание на ничтожность в масштабах страны сумм, о которых спорят парламентарии. Да, вот так мы обеднели.

Большая часть статей расходов коснулась медицины и образования. Конечно, всех под одну гребенку не расчесать, но если увеличение расходов на лечение больных сахарным диабетом и лечение наших граждан за границей — это благая цель, то дополнительные 500 млн на обновление материально-технической базы в вузах — довольно спорная, ведь в большинстве своем высшие учебные заведения имеют контрактные формы обучения, а соответственно, собственные ресурсы для обновления материально-технической базы.

Не обделили и силовиков. Существенное увеличение расходов предполагается на Министерство внутренних дел (на 20%, до 82,3 млрд грн), Минобороны (на 14%, до 101 млрд), СБУ (до 9,4 млрд) и Минэнергоугольпром (на 40%, до 7,3 млрд грн). После второго чтения финансирование СБУ увеличили еще на 150 млн грн, Минобороны — на миллиард гривен, МВД — на 250 млн.

Кроме того, после второго чтения выделили 200 млн грн на строительство мультифункциональных игровых площадок, 200 млн — облцентрам на строительство новых и реконструкцию существующих бассейнов, еще 90 млн — на развитие спорта и 20 млн грн — на проведение спортивных соревнований среди молодежи. В большинстве это дополнительные средства, выделяемые областям, которые имеют собственный финансовый ресурс и едва ли без поддержки госбюджета не могут построить мультифункциональную детскую площадку. Но в преддверии выборов приоритетность площадок и бассейнов для депутатов очевидна.

Ресурс местных бюджетов в будущем году составит 573 млрд грн. Из них собственные доходы — это 288 млрд грн, трансферты из госбюджета — 291,5 млрд, а реверсная дотация — еще 6,8 млрд грн.

На господдержку инвестиционных программ и проектов регионального развития выделено 12,8 млрд грн. В том числе 5,8 млрд грн будет направлено в Фонд регионального развития, 2,1 млрд — на формирование инфраструктуры объединенных территориальных громад. И естественно в госбюджете ко второму чтению появилась легендарная "депутатская" субвенция на развитие регионов в объеме 4,5 млрд грн, которая абсолютно непрозрачно распределяется по округам депутатов-мажоритарщиков, позволяя им от своего имени, но за государственные деньги облагораживать скверы и устанавливать детские площадки.

И все-таки главными статьями в бюджете будущего года будет финансирование пенсий и субсидий. Для покрытия дефицита ПФУ из госбюджета предусмотрено 166,5 млрд грн, почти на 30 млрд больше, чем в 2018-м. Это самая большая статья расходов госбюджета после выплат по внешним займам. На субсидии в будущем году выделяют 55 млрд грн, надеясь, что верификация и ужесточение правил назначения государственной помощи помогут удержаться в пределах этой суммы. Учитывая, что адекватного учета потребления в стране до сих пор нет, сложно сказать, насколько обоснованы эти надежды. В предыдущие годы, например, расходы на субсидии, наоборот, росли, причем существенно, в текущем, например, и
70 млрд грн может не хватить. Так почему же после повышения тарифов сумма уменьшается до 55 млрд грн, если верификация позволила сэкономить не более 6 млрд?

Главные вызовы

И все-таки главный риск будущего года — государственный долг Украины. Общий объем государственного и гарантированного государством долга составит 62% от ВВП Украины.

Общие выплаты по госдолгу в 2019 г. составят порядка 417 млрд грн, 57,3% — по внутренним долгам и 42,7% — по внешним.

Обслуживание государственного долга в 2019 г. потребует свыше 145 млрд грн. Для выплат по внутренним обязательствам понадобится 89 млрд грн и еще 56,4 млрд — по внешним. Сравните эти суммы с двумя сотнями миллионов на Академию наук, чтобы оценить масштаб проблемы.

Конечно, мы будем вынуждены брать в долг, чтобы отдать долг. В следующем году Минфин планирует привлечь 324,7 млрд грн новых госзаймов. Сумма на 110 млрд грн превышает так и не выполненный план этого года и, пожалуй, является рекордной для Украины. Причем большую часть (62%) этих средств Минфин планирует получить на внутреннем рынке, а не у внешних кредиторов. Это не сделает деньги дешевле, — стоимость долговых инструментов для нас высока и растет как на внутреннем, так и на внешних рынках, лишь усугубляя наши проблемы: средневзвешенная ставка для внутренних долговых инструментов, по оценкам Минфина, составит 15,7 % годовых, а для внешних — 9% годовых.

Но желание заимствовать в таких объемах на внутреннем рынке может существенно повлиять на курсовую стабильность. Вспомните, как летом этого года Минфин отчаянно собирал валюту с внутреннего рынка, создавая дефицит и девальвируя гривню. Вспомните, сколько НБУ пришлось потратить валюты из резервов, чтобы погасить эти курсовые колебания. В будущем году доллара на внутреннем рынке больше не будет, ситуация на внешних рынках не в нашу пользу, в резервах НБУ валюты тоже объективный минимум, то есть любая попытка Минфина выйти и скупить валюту на внутреннем рынке будет снижать курс гривни. Конечно, это поможет выполнить план по "импортному" НДС, но и инфляция начнет расти, рискуя по новой запустить инфляционно-девальвационный маховик.

Спрос на долговые бумаги Минфина держится неплохой, благодаря учетной ставке НБУ в 18%, но будет ли на внутреннем рынке нужный Минфину объем средств, учитывая стагнацию экономики?

Бюджет будущего года точно не "бюджет розбудови", как, впрочем, и бюджет года нынешнего не стал "бюджетом розвитку". Будущий год будет очень сложным: в условиях снижающихся темпов роста ВВП, охлаждения глобальной экономики, ухудшения ценовой конъюнктуры на мировых сырьевых рынках и жесткой монетарной политики страна должна вернуть внешним кредиторам астрономические суммы и провести президентские и парламентские выборы. Тут не до "розбудови", тут титанические усилия потребуются только для того, чтобы удержать дефицит госбюджета в определенных Бюджетной резолюцией рамках и без рисков профинансировать внешние обязательства страны.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Последний Первый Популярные Всего комментариев: 1
Выпуск №48, 15 декабря-20 декабря Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно