Быть гибкими не означает «прогибаться», или Несколько слов о новом формате украинско-российских отношений

Поделиться
Думаю, ни для кого не секрет, что сами по себе очень непростые украинско-российские отношения находятся сегодня в острой фазе...

Начиная с распада СССР и вплоть до сегодняшнего дня, ни украинской, ни российской стороной так и не был предложен системный подход к построению двусторонних отношений. Поэтому лед и пламя между нашими братскими народами каждый день демонстрируют такую высокую динамику колебаний. Сами политики в этом вопросе реагируют в зависимости от настроений своего электората: от экспрессивной поддержки на Востоке Украины до ярого неприятия роли младшего брата в Западной Украине.

Думаю, ни для кого не секрет, что сами по себе очень непростые украинско-российские отношения находятся сегодня в острой фазе. Проблемы прятали и откладывали, никто не хотел говорить о решениях. Всегда было некогда, и результатом легкомысленного отношения к столь болезненной проблеме стала необоснованная напряженность.

Ситуация зашла так далеко, что Россия поставила вопрос о выходе из Большого Договора. Недавно Госдума РФ сделала резонансное заявление о якобы имеющем место несоблюдении Украиной условий Большого Договора между нашими странами и потребовала внести ясность в этот вопрос. Конечно, можно возмущаться и просто проигнорировать такое заявление либо ответить в том же духе. Но разве это решит проблему?

Тему Договора нужно обсуждать, необходимо как минимум выслушать друга друга, понять, что происходит между Россией и Украиной: что есть общего и что нас разъединяет и почему. Требуется продуктивный диалог. Подобный диалог мы и пытаемся организовать на встрече 5 июля. В этот день, как известно, в Одессу прибудет группа депутатов Государственной Думы РФ, которые планируют принять участие в работе межпарламентской группы Украина—Россия.

Мы прекрасно понимаем: принцип «око за око» сделает эффективный диалог невозможным. И я как сопредседатель межпарламентской группы по связям с Российской Федерацией, и мои коллеги рассчитываем выйти на качественно новый формат разговора, предполагающий здоровый прагматизм и взаимное уважение, понимание позиций и учет интересов наших стран. Мы надеемся, что на этой встрече у нас будет достаточно честный и прямой разговор на острые темы, но без взаимных обвинений и претензий — иначе диалог просто не состоится.

Подобные усилия увенчаются успехом только в том случае, если будет определен действенный алгоритм взаимоотношений на уровне национальных интересов, а не идей и идеологий.

С моей точки зрения, перспектива украинско-российских отношений лежит в иной плоскости — экономической. Но здесь тоже много черных дыр и белых пятен. И есть над чем работать.

Сегодня ключевая задача состоит в том, чтобы приложить максимальные усилия, разгрести завалы, накопившиеся в наших отношениях за последние пятнадцать лет. Количество проблем в политической и в экономической сферах достигло критической отметки. Подобное развитие ситуации обусловлено особенностями процесса распада СССР, который шел уже после официальной даты «развода» республик. Парламенты и президенты наших стран так и не смогли снять острые вопросы взаимоотношений двух государств. И хотя контакты между Россией и Украиной в разных сферах регулируются более чем 360 двусторонними и многосторонними договорами, до сих пор не решен ряд важнейших вопросов между двумя соседями, включая такие острые как раздел собственности бывшего СССР, демаркация и делимитация границы. Экономические и гуманитарные отношения находятся в недопустимом для соседствующих стран и стратегических партнеров состоянии неопределенности.

Сегодня отношения Украины с Россией занимают очень важное место во внешней политике — и не только на двустороннем, но и на европейском уровне. Мы зависимы друг от друга во многих сферах. Приведу лишь один пример: 29% всего внешнеторгового оборота Украины приходится на Россию — а это более 29 млрд. долл.! А наша взаимозависимость в сфере поставок и транзита энергоносителей настолько комплексна и существенна, что давно вышла за рамки отношений двух стран и порой определяет повестку дня европейской политики.

Согласно соцопросам, почти половина украинцев считает русский язык родным, а в свою очередь украинцы являются третьей по размеру этнической группой после россиян и татар, проживающей на территории Российской Федерации. У нас 2300 километров общей сухопутной границы — так что мы обречены не просто на сотрудничество, а на постоянный диалог и понимание интересов друг друга.

Потому процесс быстрого сближения Украины с НАТО внес дополнительные препятствия в эффективное сотрудничество Украины и России.

Было бы крайне невзвешенным решением пойти на прямую конфронтацию или просто игнорировать мнение России в отношении НАТО. Тем более что Россия гораздо больше сотрудничает с блоком, чем Украина, и голос этого геополитического игрока там принимается во внимание. Достаточно лишь упомянуть тот факт, что Россия работает с альянсом в 19 комитетах и группах, а Украина — лишь в пяти. К сожалению, вопрос отношений с НАТО стал причиной конфликтов внутриполитической борьбы в Украине.

Подобная политика выглядит рискованной для наших отношений в сложившихся условиях. Потому ключевая задача — усовершенствовать механизм разработки внешнеполитических стратегий. Нужно искать новые решения, выходить, если нужно, на новый формат отношений между странами. И дело здесь не в том, кто именно найдет такое решение — президент или премьер-министр. Гораздо важнее своевременно определить его и эффективно воплотить в жизнь, ведь каждая новая ошибка все дальше отодвигает нас от желаемой цели.

Существует множество проблем, требующих незамедлительного решения. Начнем с главного: у нас отсутствует единая консолидированная позиция по ключевым вопросам украинско-российских отношений. Формирование такой стратегии — это первый шаг, без нее любые переговоры будут безрезультатными. Для того чтобы такая стратегия появилась, для начала я бы предложила провести такой своеобразный аудит того, что было обещано, запланировано, реализовано за последние 15 лет в отношениях Украины и России. Иначе говоря, разобраться в ситуации, разработать систему приоритетов в двусторонних отношениях, сформулировать собственную позицию в строгом соответствии с национальными интересами.

В этом смысле нам есть чему поучиться у России, которая смогла не только сформировать собственную систему национальных интересов, но и выстроить достаточно сильную стратегию их продвижения и реализации на международной арене.

Давайте конкурировать в том, кто предложит лучшую стратегию в сфере украинско-российских отношений, а не в том, кто первый приедет в Москву.

Например, в нашей межпарламентской группе по украинско-российским отношениям мы планируем организовать такой комплексный аудит двусторонних отношений.

Для начала мы готовы пообщаться с представителями министерств, ведомств, бизнес-кругов, экспертных структур, общественности для того, чтобы узнать их позицию и оценить ситуацию в ключевых направлениях и сферах, определяющих действующий формат украинско-российских отношений. Затем, на основе полученного анализа, выделим проблемные вопросы, ответы на которые придется находить совместными усилиями обоих государств.

Украина должна выходить на диалог с российской стороной только имея за плечами консолидированную позицию, четкое понимание собственной стратегии. Такая консолидация предоставляет нам единственную возможность найти точки пересечения национальных интересов Украины и России в двустороннем формате. Очевидно, что речь идет не об одной, а о множестве разноплановых и многоуровневых встреч. Однако единство позиции и четкость стратегии — залог нашего успеха в переговорах с опытнейшими российскими переговорщиками.

Что же касается самой стратегии украинской стороны, то я хочу подчеркнуть: государству крайне важно отказаться от политики запоздалой и болезненной реакции на выпады России. Мы должны перейти к реализации нашей собственной стратегии. При этом необходимо прекратить действовать по инерции, инстинктивно, как это бывает, когда нажимают на болевые точки. Нужно научиться работать на опережение, продумывать различные варианты, быть более гибкими. Не «прогибаемыми», а именно гибкими — в смысле качества принимаемых решений, умения действовать в сложных ситуациях. Украина должна отказаться от политики маятника между Россией и Западом. Нужно сформировать полноценную геополитическую и геоэкономическую стратегию для Украины, в рамках которой и следует выписать стратегию украинско-российских отношений. Тогда будет соблюден необходимый баланс, предусматривающий эффективную защиту национальных интересов и достойную позицию Украины на международной арене. Именно позицию, достойную полноценного субъекта международной политики, а не буфера или серой зоны соседст­ва с Европейским Союзом.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме