Большое строительство: опорные больницы или потемкинские деревни?

17 февраля, 11:51 Распечатать Выпуск №1282, 15 февраля-21 февраля

О том, как именно собираются "реконструировать" 212 опорных больниц, ярко свидетельствует стенограмма обсуждения этого вопроса в Минздраве.

15 января Кабмин принял распоряжение "Об утверждении перечня опорных заведений здравоохранения в госпитальных округах на период до 2023 года".

212 опорных больниц получат государственное финансирование до 2023-го. В бюджетной программе на 2020 год на это выделили 1 миллиард гривень. Однако премьер-министр Алексей Гончарук неоднократно заявлял, что на эту президентскую программу будут направлены шесть миллиардов гривень.

Выбирать больницы, которые будут работать 24/7, должны были по определенным критериям, среди них — доступность для пациента и способность предоставлять почти весь спектр необходимых услуг второго уровня, а также наличие соответствующего оборудования и приемных отделений.

Однако по факту выбранные больницы вызывают много вопросов. До некоторых пациенту придется добираться значительно больше часа, да еще и по ужасным дорогам. Часть из них расположены в зданиях, возведенных в первой половине прошлого века. А попасть в приемное отделение иначе, как преодолевая ступеньки, пациент не сможет. Не говоря уже об отсутствии должного оборудования, зато очень часто — о наличии грибка на стенах.

Местные врачи пишут, что больницы выбраны по очень странному принципу. Рядом есть больница с лучшими показателями, однако из этого населенного пункта нет народного депутата… Так что возникает вопрос: какой же была цель — заявленная президентом и премьер-министром доступность качественных медуслуг для пациента или создание еще одного инструмента реализации политических амбиций местных элит перед осенними выборами?

Как все происходило? Создать сеть опорных заведений — это нормально. Согласно концепции госпитальных округов, госпитальные советы должны были выбрать госпитальные больницы (многопрофильные больницы интенсивного лечения — МБИЛ) первого и второго уровня. Однако выяснились две вещи. Во-первых, госпитальные советы — мертворожденные дети, поскольку люди у нас в самоуправлении не разбираются, договариваться не умеют и не хотят работать. Во-вторых, нормальные полноценные больницы, которые отвечали бы критериям МБИЛ первого и второго уровней (приказ МЗ №1881), в стране можно пересчитать по пальцам. Поэтому внутри Министерства здравоохранения его руководитель Заряна Скалецкая приняла решение определить опорные больницы.

Для этого было упразднено предыдущее постановление о госпитальных округах и определено, что госпитальный округ равняется области (постановление Кабмина №1074 от 27 ноября 2019 года). Право же выбирать больницы передали от госпитальных советов Кабмину. Областные департаменты здравоохранения должны были предоставить свои предложения в МЗ. А оно, в свою очередь, — обработать и подать в Кабмин, который и утвердил перечень опорных заведений здравоохранения в госпитальных округах своим распоряжением №23р от 15 января 2020 года. (https://www.kmu.gov.ua/npas/pro-zatverdzhennya-pereliku-opornih-zakladiv-ohoroni-zdorovya-u-gospitalnih-okrugah-na-period-do-2023-roku-23-150120?fbclid=IwAR0CH744X2Oyhxwdfssj7MZYCxB16fl3k88fNChjfJdr_ZJaZD3-yGnuRHE)

Зачем такая сложная процедура, если МЗ могло бы утвердить опорные больницы своим приказом? Утверждение распоряжением Кабмина сняло ответственность как с МЗ, так и персонально с его главы. Теперь всех собак, если что, можно будет повесить на премьер-министра.

Тем временем в президентской программе речь шла не просто о больницах, где будут предоставлять госпитальную и экстренную помощь, а об опорных больницах, в состав которых должны были войти больницы, предоставляющие все виды медицинских услуг. Поэтому обратимся к статистике. На первом месте в нашей стране — смертность от сердечно-сосудистых заболеваний, на втором — онкозаболевания, на третьем — травмы.

Сердечно-сосудистые заболевания — это ангиографы и КТ, которые ставить в опорных больницах без серьезной реконструкции некуда. "Побелить-покрасить" здесь явно недостаточно. Нет и специалистов, которые могут с ними работать. То есть это огромный проект, который невозможно завершить до осени.

Онкологические центры и детские больницы, которые должны были бы быть в опорных больницах, не предусмотрены. Но дан четкий сигнал, что деньги нужно вкладывать в опорные больницы. Не в детей — будущее страны, и не в онкоцентры, чтобы спасать жизнь людей, а в опорные больницы, которые надо "побелить-покрасить", чтобы выиграть выборы. Таким образом МЗ просто убивает онкологию и детские больницы.

Президент озвучил некачественно подготовленную и непросчитанную инициативу, и в "стране дураков" закипела работа. О том, как именно собираются "реконструировать" 212 опорных больниц (на что президент Зеленский пообещал выделить шесть миллиардов гривень) ярко свидетельствует стенограмма обсуждения этого вопроса в МЗ, переданная ZN.UA источником из Кабмина. Встреча состоялась 3 февраля 2020 года. На ней присутствовали министр здравоохранения Зоряна Скалецкая, ее заместители Елена Симоненко (ныне уволенная) и Дмитрий Луфер, а также представитель международной организации, который, в конце концов, покинул совещание.

Тезисы совещания, 03.02.2020

IO — international organization

ED — отделение неотложной помощи

 

IO представил видение разработки проекта ED.

Вывод IO: Для реальной реализации проекта нужно ДО начала строительных работ, только на процедуры:

— для больниц, в которых есть проектная документация: шесть месяцев (скорее всего, эта документация не отвечает современным стандартам, так что с ней придется работать);

— для больниц, в которых нет проектной документации: 10–12 месяцев.

Скалецкая:

— В слайде IO о ED с зонированием составляющих ED: скорее всего, в этом году удастся сделать лишь зеленую зону, а потом, в последующие годы, больницы будут достраивать себе другие зоны.

— Речь идет о существующих стенах, никакой реконструкции сделать не удастся.

— Проект — президентский, так что КРІ стоят каждому губернатору, они над ними уже работают.

— У губернаторов много возможностей на уровне регионов, работа кипит.

— Каждый заместитель МЗ прикреплен к четырем регионам.

— Видение: в двухнедельный срок разработать предварительные драфты всей типовой проектной документации.

— В эту пятницу будет совещание по ДЗ, на котором областям планируется предоставить первые драфты. 

IO: Работает сейчас над созданием задачи на проектирование.

Луфер:

— Никакой реконструкции.

— Только текущий ремонт "более или менее нормально сделанный".

— Не во всех больницах есть соответствующие помещения, так что нужен анализ больниц; даже из 212 опорных (и из 89 МБИЛ ІІ уровня) из-за этого много отпадет; за неделю такой анализ запланировано сделать.

IO: Можно ли взять 30–50 для более "долгоиграющих" проектов, поскольку серьезно построить ED за такое время не удастся?

Луфер: Поэтому надо прежде всего отсортировать заведения по способности, и тогда определить, кто готов идти "вдолгую".

Есть еще проблема кадров, не факт, что в каждой МБИЛ есть радиолог, да и нужен ли он под определенный поток обращений? Это все надо анализировать.

IO: Мы планируем включать в свою часть проекта консалтинг-сопровождение регионов, а также переобучение кадров.

Скалецкая: Полностью вас поддерживаю, активно работаем дальше (выходит).

Симоненко: Сейчас я вам расскажу план президента. Всего есть 212 больниц, на КАЖДУЮ из них запланировано:

1) провести ремонт, утепление стен и т.п.; БЕЗ реконструкции;

2) сделать одинаковые красивые въезды с навесами;

3) начать проектные работы;

4) дать минимальное оборудование (11 пунктов); его получат все 212.

И только МБИЛ ІІ уровня (89) могут претендовать на более серьезное оборудование (у кого нет КТ, МРТ и т.п.).

IO: А помещения под это оборудование?

Симоненко: Да, больницы должны будут найти на своей территории помещение.

Нам не хватает рук, все делают заместители и одна помощница Симоненко.

Какая нужна дополнительная площадь для достройки приемного отделения под ED? Чтобы покрыть желтую и красную зоны?

Какие нужны мощности, чтобы перевести приемное отделение, пока здесь будет строиться ED? (…)

Луфер: Например, сейчас можем провести мозговой штурм. Например, IO может делать "долгоиграющий" проект, пока мы в 2020-м занимаемся "быстроиграющим".

Симоненко: Проект-2020 реализуется под 31 октября.

IO: Понятно… Мы слышали, что у Минфина нет средств.

Луфер: Они будут.

IO: А если их не будет?

Луфер: Поверьте мне, точно будут.

Мы сейчас обрабатываем порядок ("Порядок реализации программы государственных гарантий медицинского обслуживания населения в 2020 году" утвержден постановлением Кабмина №65 от 5.02.2020. — А.К.).

IO: Мы были уверены, что проект = 212 больниц, а теперь…

Симоненко: Ну смотрите, была комиссия МЗ, которая определяла опорные заведения.

(объясняет).

IO: То есть все 212 покрасим и поставим минимальное оборудование за шесть миллиардов?

Симоненко: Да.

Луфер: Невозможно без запуска реформы точно понять, куда будет двигаться поток пациентов, соответственно, куда точно ставить какое оборудование.

IO: Где будут ED? Где именно?

Луфер: В 212 опорных точно, дальше все остальные.

Симоненко: Важно сейчас проанализировать, сделать выбор.

IO: Запустим опросник.

Симоненко: ОК, но нам же нужно сначала проанализировать.

IO: Нас беспокоит, что у вас нет конечной цели: на какое количество обеспеченных больниц вы хотите выйти.

Луфер: Итак надо "мастер-планы", маршруты, тогда все будет (…)

 

Реформа финансирования в системе здравоохранения нацелена на то, чтобы деньги шли за пациентом, пациент мог свободно выбирать врача, а финансирование из государственного и местных бюджетов поступало на поддержку тех заведений, куда идет пациент. Однако по сути больницы сегодня за пациента выбраны. И те, которые не попали в перечень опорных, даже если они предоставляют качественные услуги и в них работают действительно профессиональные врачи, по факту сейчас лишены финансирования, в том числе на развитие заведений. А пациент лишен права выбора.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Последний Первый Популярные Всего комментариев: 1
  • владимир дарский владимир дарский 22 лютого, 17:22 Чем могут заниматься дилетанты дорвавшиеся до власти "в стране дураков"? Профанацией того дела ,которыми они обязаны заниматься .Что делать ,когда политическая элита постоянно деградирует морально,интеллектуально,духовно и т.д.Элиту надо выращивать и воспитывать.Как это сделать? В обществе есть запрос на смену элит.Об этом свидетелствует победа Зеленского и его партии Слуга народа.Единственное преимущество их состоит в том,что они еще не научились красть и коррумпироваться.Однако этому легко научиться,о чем свидетельствует проталкивание всеми правдами и неправдами преступного закона о рынке земли.Смена элит путем выбора наименьшего зла-это деструктивный путь в никуда,если не хуже.Я предлагаю перейти к чисто идеологическим партиям.Есть ограниченный набор идеологий,и если каждой идеологии будет соответствовать одна партия,а если названием партии будет соответствовать той или иной идеологии,то это внесет ясность в головы избирателей и они не будут выбирать "кота в мешке",который,якобы, по словам Зеленского лучше "волка в овечей шкуре".Если политическая деятельность партии не будет соответствовать заявленной идеологии,то предусмотреть механизмы приостановки или роспуска такой партии с запретом ее руководителям занимать руководящие посты на определенный период или навсегда.Чтобы избежать покупки партий олигархами ,необходимо предусмотреть механизмы внутрипартийной демократии .В Конституции следует указать,что государство против монополии любой идеологии,но гарантирует свободное соревнование ,конкуренцию идеологий на основе политической борьбы политических партий на выборах.Партия Слуга народа,к удивлению,откликнулась на критику ,о том что у нее нет внутреннего содержания,поэтому на последнем этапе своего съезда приняла за свою идеологию центризм,Центризм не совсем полноценная идеология,но инициатива партии Слуга народа весьма похвальна.Однако нужно принять соответствующий закон и внести соответствующие изменения в Конституцию. согласен 0 не согласен 0 Ответить Цитировать СпасибоПожаловаться
Выпуск №1288, 28 марта-3 апреля Архив номеров | Последние статьи < >
Вам также будет интересно