Анатолий Кинах: «После выборов должна быть сформирована власть абсолютно нового качества»

24 декабря, 2004, 00:00 Распечатать Выпуск № 52, 24 декабря-30 декабря 2004г.
Отправить
Отправить

Путь, пройденный за последние месяцы главой Украинского союза промышленников и предпринимателей ...

Путь, пройденный за последние месяцы главой Украинского союза промышленников и предпринимателей Анатолием Кинахом, не был отмечен крутыми виражами и резкими поворотами, как это происходило с траекториями движения иных украинских политиков. Выбрав в качестве стратегии четкость позиции и последовательность в ее отстаивании, Кинах, похоже, получил серьезные тактические преимущества. Возглавляемая им политическая сила сумела укрепить свой статус и увеличить ряды своих сторонников. А ее лидер, войдя после второго тура выборов в Комитет национального спасения, доказал: даже в самых экстремальных ситуациях необходимы взвешенность, конструктивность и последовательность. А точнее, именно в таких ситуациях они нужны больше всего.

— Анатолий Кириллович, помнится, вы накануне первого тура голосования высказывали надежду на то, что выборы станут серьезным консолидирующим фактором для Украины. Однако этого не произошло ни после 31 октября, ни после 21 ноября. Наоборот, процесс двинулся в противоположном направлении, и перед так называемым третьим туром голосования градус конфронтации в обществе повысился еще больше. Что не позволило оправдаться вашим надеждам?

— То, что происходит сегодня в стране, вышло далеко за рамки политической конкуренции, состязания программ кандидатов, их качеств и достоинств. Это противостояние мировоззрений, от исхода которого зависит, по каким законам мы будем жить дальше. По законам справедливости, чести, демократии или по законам криминального мира, принципам, которые неадекватны верховенству права и морали. И я очень рад, что, несмотря на такую напряженную общественно-политическую ситуацию, в стране появились признаки консолидации. То, что происходило после 21 ноября, не только на Майдане Незалежности в Киеве, но и в других городах Украины, — не результат действий кучки радикалов или технологий, изобретенных за пределами нашей страны. Кто так говорит, не понимает сути происходящего. Как очень точно выразился один из аналитиков, нас всех достали. Миллионы граждан встали с колен и пошли защищать свою честь, свое достоинство, свое право на голос, право на жизнь в честной и справедливой стране. Именно в этом кроется мощное консолидирующее начало. И когда меня спрашивают, как стабилизировать общество, я отвечаю: дайте людям свободно принять решение 26 декабря. Это станет отправной точкой для консолидации и заживления тех кровоточащих ран, которые были нанесены обществу за время избирательной кампании.

— Какие шаги должен будет предпринять новый президент для того, чтобы максимально безболезненно и в сжатые сроки преодолеть последствия планомерного и сознательного разделения страны?

— Конечно, людям будет нелегко воспринимать результаты выборов, особенно с точки зрения поражения их кандидата. И первым шагом, который, на мой взгляд, будет очень важным испытанием для новоизбранного президента, должно стать изменение подходов к формированию всей вертикали власти. Я не раз, в том числе и Виктору Ющенко, говорил: люди ждут и надеются на то, что в стране после выборов будет формироваться власть нового качества. Власть более прозрачная, более ответственная, более моральная, действующая в интересах народа, а не отдельных олигархических групп. То есть речь идет не просто о смене власти, а об очень непростом процессе создания нового типа власти. Адекватной демократическому, правовому государству.

Это будет первым серьезным испытанием для нового президента. И от того, насколько успешно он его пройдет, будет зависеть не только эффективность, профессионализм, системность деятельности власти по всей вертикали. От этого будут зависеть настроения наших сограждан, живущих на востоке страны. Когда люди поймут, что создается новая власть, работающая на народ и ответственная перед ним, тогда и начнет исчезать то напряжение и страх перед будущим, которые сегодня присутствуют среди населения восточных областей.

— В последние дни перед решающим голосованием команда Ющенко сосредоточилась на работе с избирателями в областях, от электоральных настроений в которых практически зависит исход выборов. Вы побывали с Ющенко в Харькове, а затем, уже без него, — в Николаеве, Херсоне, Запорожье. Каковы ваши впечатления? Можно ли ожидать изменений электоральных пристрастий в этих регионах?

— Разговоры с руководителями этих областей и мэрами городов я начинал с призыва: дайте своим избирателям возможность свободно, без административного давления принять свое собственное решение. Вторая необходимая составляющая — доступ людей к объективной, правдивой, профессиональной информации. И я уверен, что при соблюдении этих двух условий результаты голосования будут существенно отличаться от тех, которые были зафиксированы в прежних турах. Думаю, люди будут голосовать даже не столько за оппозиционного кандидата, сколько против той власти, которая попыталась отнять последнее, что есть у человека, — его голос. Путем грубой и циничной фальсификации волеизъявления украинских граждан.

И в этом контексте очень важно было сменить митинговую направленность диалога с людьми на созидательную, консолидирующую. Людям нужно знать, что их ожидает завтра, какими будут приоритеты той власти, которая придет после выборов. Как будут решаться серьезнейшие социально-экономические проблемы. Как будут развиваться промышленность, бизнес, предпринимательство. Вот об этом мы постарались рассказать в Харькове, Николаеве. И особенно старались обратить внимание на то, что те государственные служащие, которые до сих пор отличались добросовестностью, честностью и профессионализмом, будут работать и дальше. А наказание понесут лишь те, кто нарушал закон. Новая власть не допустит грубого и циничного передела собственности, охоты на ведьм. Наоборот, мы будем создавать условия для равноудаленности власти от бизнеса, когда главной задачей власти является создание одинаковых для всех правил игры. Успешность бизнесмена должна определяться не доступом в кабинет высокопоставленного чиновника, а уровнем менеджмента, маркетинга и качеством производимых им товаров и услуг. И каждый шаг в этом направлении должен сопровождаться усилиями государства по повышению правовой защиты собственника, инвестора, созданию равноправной конкуренции и защите безопасности бизнеса в Украине.

— Скажите, насколько велики экономические потери страны, которые она понесла в связи с политическим кризисом?

— Где-то до середины прошлого лета ситуация в экономике Украины была достаточно позитивной. На фоне благоприятной конъюнктуры на мировых рынках и оживления на рынке внутреннем можно было строить оптимистические прогнозы в отношении достойного завершения этого года. Вырисовывались перспективы не только в направлении потребления, но и развития. Можно было уже говорить об инновационном варианте развития нашей экономики.

Но, к сожалению, с августа-сентября экономика стала, скажем прямо, заложницей политической конъюнктуры. И была принята масса необоснованных, в первую очередь с точки зрения финансовых реалий, откровенно популистских решений. Начиная с того, что введение нового размера минимальной зарплаты было назначено на первое сентября, и заканчивая выплатой надбавок к пенсиям. Которые не только разрушили связь между размером пенсии, квалификацией и стажем человека, но и создали крайне серьезную угрозу для Пенсионного фонда. Поскольку эти доплаты не были увязаны с уровнем зарплат. Кроме того, увеличилось силовое давление на предпринимателей и промышленников как на плательщиков налогов. Они были вынуждены выплачивать налоги на два-три месяца вперед. И эта сумма составила порядка пяти миллиардов гривен. Налогоплательщиков вынуждали показывать нулевое сальдо в отношении НДС с тем, чтобы отнести обязательства на конец года. И по этому налогу задолженность, по самым скромным подсчетам, составляет 7,5 миллиарда гривен. Было и множество других решений, связанных с ручными методами управления экономикой. Это и искусственное ограничение рентабельности, и фиксация цен без глубоких технико-экономических расчетов. Что потом очень ухудшило финансовые показатели работы многих предприятий. А это, в свою очередь, уменьшило поступления в бюджет.

В результате таких популистских, бессистемных, непрофессиональных действий правительства к концу 2004 года мы имеем очень серьезный внутренний дефицит как государственного бюджета, так и пенсионного фонда. Дефицит пенсионного фонда в расчете на 2005 год составляет 12 миллиардов гривен. При этом проект бюджета, предложенный правительством на следующий год, составлен в контексте пролонгации всех тех проблем, которые сложились во втором полугодии уходящего года. В нем предусмотрено, что поступления от налога на добавленную стоимость составят 35% от всех поступлений в доходную часть бюджета. Это на 10% больше, чем было в текущем году. Беспрецедентного по уровню налогового давления и нереально по существу! В проекте отсутствуют очень многие составляющие, связанные с инновационной деятельностью. Довольно значительные проблемы возникают в связи с предлагаемым правительством размером дефицита бюджета — 2,8% от внутреннего валового продукта. Это более 12 миллиардов гривен.

Словом, нас очень тревожит тот дисбаланс в экономике страны, который возник из-за бессистемных, популистских, непрофессиональных решений правительства Януковича, которое последние несколько месяцев работало как субъект избирательной кампании, а не как высший орган исполнительной власти. И нужно будет сделать очень многое, чтобы выровнять ситуацию. А также для того, чтобы не снизить уровень социальной защиты, в том числе и размеры пенсий. Но мы будем говорить людям правду. А она такова, что в первом варианте проекта бюджета на следующий год, направленном в парламент правительством, вообще непредусмотрено финансирование Пенсионного фонда для выплаты надбавок. И только потом, после доработки проекта парламентом, эти средства в бюджете были запланированы. Это еще раз демонстрирует всю безответственность правительства, одной рукой принимающего решение о надбавках к пенсиям, а другой — направляющего в парламент проект бюджета на 2005 год без учета этих надбавок. Расчет примитивен: голоса купили, а затем хоть потоп!

— Благодаря оранжевой революции, об Украине заговорили во всем мире. Многократно возросший интерес к нашей стране очень многих заставил пересмотреть свое отношение к ней. Насколько это, по-вашему, может способствовать вхождению Украины в европейское и евроатлантическое сообщество?

— Ни в коем случае нельзя верить утверждениям о том, что сотрудничество с Россией противоречит евроинтеграции Украины или наоборот. Мы находимся на такой стадии нашего развития, когда нам крайне важно уметь в условиях жесткой политической и экономической конкуренции на внешнем пространстве современными методами аргументированно защищать свои национальные интересы, независимо от направления — Восток это или Запад. И в этом контексте было бы неразумно противопоставлять западный и восточный векторы. Все зависит от готовности экономики к конкуренции. Вступление Украины, например, в Европейский Союз не должно быть самоцелью. Это должно быть для нас стимулом к концентрации воли и к еще более целенаправленным действиям по созданию в Украине европейских стандартов экономики, уровня и качества жизни людей, демократии, свободы слова. А не к тому, чтобы ходить по миру с протянутой рукой в надежде на то, что последние революционные события в Украине откроют ей дверь в европейские структуры. Не это главный критерий для равноправного членства в ЕС, а достаточно высокий уровень развития правового демократического государства, конкурентоспособной экономики, качества жизни граждан. Мы должны понимать, что главная проблема в нас самих. И эту проблему нам не помогут решить ни в Брюсселе, ни в Вашингтоне, ни в Москве.

Ключом же для быстрого и успешного ее решения должно послужить то новое качество власти, которое она должна приобрести после выборов. И я еще хотел бы подчеркнуть, что это будет одним из главнейших испытаний для нового президента. Как говорят в народе, от любви до ненависти один шаг. А учитывая, что новая власть приходит на фоне колоссальных ожиданий людей, у нее нет ни морального, ни политического права не оправдать это доверие.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК