Замглавы столичной администрации - куратор Евро-2012 Анатолий Голубченко относится к непотопляемым чиновникам. Он работал при Косаковском, Омельченко, Черновецком, пригодился и Попову. Есть такая категория всегда готовых пахарей. Отвечать на неудобные вопросы в том числе. Голубченко был сильно эмоционален, ругая на чем свет своих подчиненных, забывших положить ему финансовый отчет о тратах на чемпионат. Достаточно непосредственен, делясь соображениями на предмет нового символа Евро в столице - хряка Вещуна (признаюсь, до сих пор пребываю в легком шоке от этой истории). И, похоже, искренен, когда говорил о достижениях и просчетах. Сделано-то действительно много. Только достаточно ли для того, чтобы испытывать чувство гордости за свой город и свою страну? Об этом и многом другом, касающемся практических вопросов проведения Евро в Киеве, мы и говорили с Голубченко.
О креативе, бюджете и спонсорах с сюрпризом
- Анатолий Константинович, вы можете назвать фамилию человека, который подложил Киеву в буквальном смысле свинью? Хряк-оракул весом в полтонны на Майдане, о котором сообщили медиа накануне официального старта чемпионата, да еще и в день, когда в Киеве пропали все урны, - это, знаете ли, верх креатива… После которого сильно хочется извиниться перед МИДом за Гарнюню и Спритко… ну, и пожать руку автору столичной идеи.
-У нас есть компания «Холидей Сервис», которая выиграла тендер на обустройство фан-зоны. Идея принадлежит ей. Удачный ли это ход? Вопрос. С одной стороны, я за свободу выбора. Человек имеет право и на свинью посмотреть, и на оленя, и на меня, если хотите… Вот вам, к примеру, американский байбак, который погоду предсказывает, сильно нравится? А мне не нравится. Ну и что? Все это дело вкуса. К тому же, кто вам сказал, что на Майдане будет полтонны живого веса? Речь, я думаю, идет максимум о карликовом поросенке. (Не, ну, если это карликовый поросенок, то…). - Авт.).
С другой стороны, перед принятием окончательного решения надо посмотреть, какие правила надо соблюсти, чтобы получить право на Крещатике сделать вольер и держать там свинью. Надо разрешение санстанции, водоканала, МЧС, определить систему уборки, канализации…И вообще нужно понять философию этой идеи, разобраться, на кого она рассчитана…
- Зачем же тогда было сообщать о новом символе Евро на сайте администрации, если еще с философией не разобрались?
- Думаю, эта информация появилась по просьбе «Холидей Сервиса».
- Вообще-то имидж столицы и страны - нераздельные понятия. И это касается не только подобных креативных идей, но и инфраструктуры, сервиса и пр. пр. Однако складывается впечатление, что Киев оказался достаточно самостоятелен в принятии решений.
- На уровне города работает координационный штаб, который включает абсолютно все направления и сферы, касающиеся Евро, - транспорт, дороги, безопасность, медицинское обслуживание, сервис и пр. По каждому направлению разработана и утверждена концепция, а также определен ответственный чиновник, который напрямую общается с УЕФА. Кроме того, существует центральный штаб по подготовке, где принимают участие ответственные представители всех министерств и ведомств. Где, собственно, обсуждаются и окончательно утверждаются все вопросы.
- Так концепцию фан-зоны в центральном штабе таки утвердили? Вице-премьер Колесников не против?
- Концепцию фан-зоны утвердили. Понимаете, компания «Холидей Сервис» тратит свои личные деньги на обустройство фан-зоны. И, конечно, им надо получить прибыль. Каким образом? Вход в фан-зону будет бесплатным. Остаются только торговые палатки и vip-зона. Задача компании импровизировать и привлечь на Крещатик как можно больше посетителей.
- По поводу трат и заработков. Суммы, вложенные в Евро, которые озвучивает столица и Кабмин, мягко говоря, разнятся. По последним заявлениям вице-премьера Колесникова, на Евро-2012 государство потратило 3,6 млрд. грн. При этом только Киев, по словам Попова, за четыре года из государственного бюджета получил 3 692,62 млн. грн., из городского - 1 665,0 млн. грн. Не вяжется как-то, правда? Более того, озвучена еще одна цифра - 15 млрд., которую освоил город, выполняя столичные функции и целый ряд государственных программ, и которая тоже пошла на Евро. Не хотите расставить точки над «і»?
- Действительно, есть программа по Евро, а есть функции столицы. И нам, знаете ли, никто не запрещает в рамках этой статьи решать проблемы, которые касаются города, но в контексте Евро. Разве, скажем, строительство развязки на мосту Патона, - это исключительно объект Евро? Мы подсчитали, что за период 2008 – 2012 гг. Киев потратил 1 млрд. 789 млн. грн. из городского бюджета по программе Евро. Государство в целом потратило на столицу 14 млрд. 118 млн. грн., но это с учетом 5,5 млрд. грн. на аэропорт «Борисполь» и 4,6 млрд. грн. на НСК «Олимпийский». Если вычесть, то как раз и получится приблизительно та же сумма, которую озвучил вице-премьер. Но есть еще инвестиции. Мы построили 20 отелей, в которые инвесторы вложили более 7 млрд. грн. И это без учета инвестиций в строительство терминала аэропорта «Киев» и кредита ЕБРР на закупку общественного транспорта.
- Оппозиция заявила о предстоящей люстрации чиновников, принявших участие в расхищении бюджетных средств, выделенных на Евро. В случае победы на парламентских выборах, конечно. Вы себя как подстраховали?
- Знаете, я как тот дед Щукарь, слышал подобные заявления от разных властей и оппозиций. Но кому-то заявления делать, а кому-то жить и работать. Буквально на днях мы проводили совещание в прокуратуре. Принято решение о проведении финансовой проверки всех программ сразу после чемпионата.
- А что, и у вас есть подозрения? Кто вообще инициировал подобное самоистязание?
- Не знаю, есть подозрения или нет. Инициатива же, как это ни странно, исходит прежде всего от прессы. И здесь хочу сделать вашей профессии искренний комплимент. Сегодня повсеместно от чиновников требуют отчета. И нам никуда не деться. За себя могу ответить, что столичное управление по Евро потратило 10 млн. грн. – и все. Если на этом участке будут зафиксированы финансовые нарушения, то причастные чиновники понесут наказание. Но я, думаю, что у нас все в порядке. Ко всем остальным миллиардам мы не имеем никакого отношения. Они шли своим ходом, по своим программам, подрядчикам и заказчикам.
- До сих пор идут. Родители онкобольных детей Охматдета вчера были шокированы новостью: Кабинет министров передал Госагентству-распорядителю средств Евро-2012 («Укревроинфрапроект») 200 миллионов бюджетных гривен, предусмотренных в 2012 году на строительство лечебно-диагностического комплекса Национальной детской специализированной больницы. Попробуйте посмотреть на этот факт не как куратор Евро, а как обычный киевлянин.
- Этот вопрос нужно задать «Укревроинфрапроекту». К нам эти деньги не поступали.
- Оппоненты Евро сегодня вообще говорят о том, что эти 15 млрд. можно было освоить в рамках той же программы «Доступное жилье», к примеру, а «не выбрасывать на стадионы, которые будут пустовать».
- Я вам скажу, как есть. В Европе кризис. Денег в государственной казне очень мало. Есть задолженность по социальным выплатам. Цена на газ высокая. МВФ по известным причинам не хочет давать заем. И мы в этом колесе должны были сыграть свою роль - падающего государства. Иного не существовало. Но, благодаря Евро, удалость влить огромные деньги в народное хозяйство. Кто бы что ни говорил. Прежде всего, в капитальное строительство, толкнув экономику путем повышения производительности труда. Один пример: для того чтобы построить развязку, нам надо было загрузить работой цементные и металлургические заводы, производства металлоконструкций… В итоге люди получили зарплаты, а не льготы. И это уже совсем другая история. При этом я не говорю сейчас, что мы получим какие-то колоссальные прибыли от чемпионата.
- А вы их просчитывали?
- Я не хочу даже говорить и просчитывать. Я знаю, что экономика два года жила, не поддалась панике, как Европа. И если бы Евро не было, его надо было придумать.
- Это правда, что на финальное шоу чемпионата уже нашлись спонсоры? Футбольные олигархи скинулись?
- Это вопрос непосредственно к УЕФА. Где они взяли деньги, какая у них будет программа, как будут закрывать?... Они не станут рассказывать нам о своих финансовых секретах.
О дорогах, парковках и свободе выбора
- Уверена, у вас, как у хозяйственного (не политического - на то есть Попов) куратора Евро в столице будут особые ощущения после того, как первая европейская команда, первый фан пройдут, образно говоря, через «Золотые ворота». Где, по-вашему, будет плюс, а где минус?
- Первую группу шведов мы встречаем 6 числа. На самом деле, за два последних года сделано просто невероятное. Я сейчас не лью воду на чью-то мельницу - это не мое дело. Я просто констатирую факты. Посмотрите по финансам. Построены масштабные и серьезные объекты, которые видны невооруженным глазом. Я знаю, что мне не будет стыдно за аэропорты, за гостиницы, за мосты и эстакады. Я уверен, что и медицинское обслуживание обеспечим должным образом. Даже несмотря на то, что техническая база заметно устарела. Система безопасности и правопорядка нас не подведет. Оформление города прошло интересно. Мы сделали очень много фасадов, красивые въездные группы. Думаю, что фан-зона будет на уровне. Она, кстати, самая большая из фан-зон в других принимающих городах Украины и даже Польши.. Мы вложили в нее душу. Более года работали над проектом.
Однако должен признать, что очень мало средств мы вложили в туризм. И это самый большой минус. Мы не реализовали масштабную информационную кампанию. Мы не задали высокую планку пропаганды чемпионата и Украины за рубежом. В итоге не смогли перебить негатив, который шел в наш адрес во многих странах Европы. Хотя я встречался с французскими журналистами в Париже. А Александр Павлович лично ездил в Лондон, и тоже презентовал наши возможности. Не хватило финансов, а также профессиональных туристических менеджеров. Обратите внимание, сколько раз и как менялась за эти годы структура управления туризмом в стране. Столько коней на переправе поменяли, что ожидать каких-то особых успехов в этом направлении было бы наивно.
В результате о нас знают и говорят, как об отсталой стране.
- Но разве это не мы даем для этого повод? Для успеха любой информационной кампании нужна реальная основа, а не подмарафеченная пустышка.
- Знаете, у нас здесь много людей работают, как волы, и стараются не давать таких поводов. Поэтому и обидно иногда становится. И за город, и за страну. Давать же оценки другим - не хочу.
- Зато жители столицы довольно активно их дают. От них, Анатолий Константинович, не утаишь ухабы и заплатки на центральных дорогах, недоделанные объекты в центре…
Или, к примеру, центр закрыли, а те же карты объездных маршрутов для частного и общественного транспорта на сайте администрации невозможно открыть. Я после десяти попыток так и осталась в неведении. Как вы вообще собираетесь донести до киевлян информацию? Где информационные панно?
- Карты откроем и сайт проверим. Но ведь это не единственный источник информации. Я лично каждое утро в машине слушаю радио «Столица» и уже наизусть выучил эти маршруты. Впрочем, как дни и места перекрытия центральных улиц, а также станций метро. Будут еще брифинги (уже прошло четыре за последний месяц), пресс-конференции, заявления и пр. Мы делаем все возможное. Мы в каждую квартиру полуторакилометровой зоны разнесли схемы движения маршрутов и подробнейшую информацию, как проехать к своим квартирам и офисам: с паспортом - зарегистрированным, с пропуском - работающим и т.д. Но телега стоит на месте. Почему? Потому что любое большое дело движется по инерции. А когда человек слушает пятым ухом, то она усиливается в разы. Но мы будем продолжать массированно информировать киевлян.
- В дни матчей вы ожидаете до 70 тысяч болельщиков, а на финал - 90 (!) тыс. Какое количество дополнительного транспорта будет выпущено на городские линии?
- Почему дополнительного? Мы купили 188 автобусов, столько же троллейбусов и 27 трамваем. Всего 400 единиц. И не только на время Евро. Они уже вышли на маршруты, и будут курсировать по столице ежедневно и после Евро. Но все-таки во время чемпионата я призываю горожан обратить особое внимание на метро и стараться пользоваться именно этим удобным видом транспорта. Мы закупили и уже выпустили на линии 100 новых вагонов. Которые также после Евро никуда не денутся.
- То есть считаете, что метро проглотит этот огромный поток?
- Безусловно. Ежедневно метрополитен перевозит 1 млн. 700 тыс. пассажиров. Мы очень серьезно проработали и просчитали этот участок. Сокращены интервалы движения поездов. Будут закрыты некоторые станции на вход, некоторые на выход. И совсем не из вредности или некомпетентности, а чтобы избежать столпотворения и рассредоточить людей. Вы представляете, что будет, если «Олимпийскую» открыть на выход, и перед стадионом одномоментно окажется пять тысяч фанов?! Поэтому цепочка потихоньку потянется с «Кловской».
- На «Крещатике» все три выхода будут закрыты?
- Да. Скорее всего, в течении пяти матчевых дней «Крещатик» будет работать только как пересадочный узел. В остальные дни будут открыты все выходы, кроме того, который расположен непосредственно в фан-зоне. К слову, станция «Майдан Независимости» будет закрыта на вход и выход на весь период чемпионата, так как она находится непосредственно в фан-зоне, и будет функционировать только для пересадки с линии на линию.
- Встречать европейцев на улицах столицы, как и в застойных 70-х, будет дорожный инспектор с жезлом. Почему в рамках Евро не убрали работников ГАИ с улиц и не инициировали внедрение системы фотофиксации, как в любой другой нормальной стране?
- Идея была и есть. Но эта современная система, которую, безусловно, нужно внедрять, стоит миллиарды долларов. Да, удобно ехать, когда компьютер вас не только контролирует, но и ведет, показывая все пробки по пути. Однако нам она пока не по карману. 15 лишних миллиардов в бюджете нет. Пока же мы делаем допустимые шаги в этом направлении: программа АСУДР (автоматизированная система управления дорожным транспортом) потихоньку реализовывается. Около 200 камер уже установлено по городу. Но охвачено пока только 15 перекрестков, а надо 20 тысяч.
- Кстати, хватит ли Киеву штатных работников правоохранительных органов для организации безопасности чемпионата? Если нет, то из каких регионов приедут вооруженные гости?
- Из регионов приезжает около 120 тысяч работников правоохранительных органов. Знаю, что это точно из Хмельницкого… Подробнее знает МВД.
- Парковки: стоимость высокая, люди не хотят пользоваться этой услугой. Город и во время чемпионата будет так же хаотично забит автомобилями. У штаба не возникло идеи решить проблему на перспективу?
- Есть два подхода. Первый вас, наверное, шокирует: как можно меньше парковок в центре города и даже запретить вообще там останавливаться. Чтобы меньше людей въезжало в центр на авто. Второй - строительство подземных паркингов. Я не знаю, какой из них правильный. Но чем больше паркингов, тем больше машин. И вряд ли мы когда-нибудь успеем опередить их по количеству. Что касается цен на парковку, то давайте, например, поговорим о цене бензина. Вас лично не шокирует 15 грн. за литр? Меня - да.
- Дороги. Буквально цитирую: «Подготовка к Евро-2012 завершена: в центре Киева провалился асфальт», и далее фоторепортаж с ул. Прорезной. Ямы и заплатки повсеместны. Это мало похоже на магистрали европейской столицы.
- Речь идет о подключении канализации, в связи с чем коммунальщики целенаправленно вскрывали асфальт. Но вместе с этим признаю, что, к сожалению, Киев не застрахован от подобных провалов. Город стоит на подвижном грунте, плюс подземные коммуникации устарели. Прорывы случаются, сутками могут размывать грунт…. Да, это плохо, за это может быть стыдно, но мы заменили сети на самых опасных участках. Будем менять и дальше.
Участки дорог, где будет основное движение туристов, мы также отремонтировали. Почему нас так сегодня за эту ул. Горького бьют? Потому что не доделали. Но мы успеем, хотя денег катастрофически не хватает.
- Детектив с синхронно исчезнувшими с улиц урнами был заранее спланирован? Почему нельзя было поэтапно как-то организовать процесс их замены?
- Если бы мы знали, что будут взрывы в Днепропетровске, мы бы их и предупредили, и урны заменили бы заранее. Это непредвиденные обстоятельства и такова была оперативная реакция власти в целях усиления безопасности. Кстати, такое решение было принято не только по Киеву, а по всем городам страны.
- Туалеты. Сколько единиц прибавилось?
- Поставили около 76, а хотели более 200. И опять-таки в расчете на киевлян, а не на приезжих. Для гостей сконцентрировали весь сервис в основном в фан-зоне.
- Медицинское обслуживание. Больных из Александровской больницы все-таки выписывают в спешном порядке или нет?
- Это больница находится в центре города недалеко от фан-зоны. И она будет принимать как фанов, так и киевлян. Более того, Министерство здравоохранения на днях отчиталось о полностью укомплектованном резерве медицинских препаратов для оказания первой помощи.
- Сервис. На сайте принимающего города есть подробная информация об отелях, но нет расценок. Почему? Ведь это очень неудобно для посетителей? -Что касается размещения информации на нашем сайте, то, в соответствии с законом Украины, стоимость номера является результатом договоренности между тем, кто заказывает номер, и тем, кто его продает. УЕФА сама выбрала себе оператора по размещению – TUI Travel. Вопросы по ценовой политике нужно задавать им. Но хочу заметить, что, несмотря на известные проблемы с ценами в отелях, уже раскуплено более 6 ,5 тысяч гостиничных номеров.
- Фан-зона. Снова цитата жителя центра столицы: «Да, я готовлюсь к ЕВРО. Покупаю билеты и уезжаю из Киева». Чье вообще мнение стало определяющим при решении вопроса о расположении фан-зоны? Почему решили привязаться к центру и создать столько неудобств?
- Это было требование УЕФА - обеспечить большую площадку в центре города. И, по моему мнению, это правильно. Людям, которые планируют следить за ходом чемпионата, смотреть матчи получат огромное удовольствие. Ведь все рядом, удобно и комфортно. Если бы мы, скажем, сделали фан-зону на ВДНХ, то вы бы меня и спросили: «Кто вас надоумил обустраивать фан-зону так далеко от стадиона и центра города?..».
- Демонтаж фан-зоны, уборка, вывоз мусора. На чьи плечи это ляжет - города или государства?
- На плечи «Холидей Сервиса». Но если можно, вопрос о бомжах не задавайте. Вывозить не будем. Лицемерить перед гостями, скрывая проблемы, - тоже.
- Палатки оппозиции под Печерским судом?..
-Палатки останутся на месте. Мы за право выбора.
- Основная просьба к горожанам.
- Немного потерпеть. Непривычных для киевлян неудобств не избежать. И мы уже это ощущаем, закрыв Крещатик. Центр города меняет свой трафик. Вчера, кстати, лично добирался на совещание в два раза дольше обычного. Но наша доля все это пережить. Сколько б мы ни вылили грязи на власть, которая «не справилась», «не такая»… Только вместе мы все переживем и создадим нормальный микроклимат для гостей.
- Мы-то, может, и терпеливо ПЕРЕЖИВЕМ, а вот Польша - радостно ПРОЖИВЕТ… Чувствуете разницу?
- Вы знаете, культура европейцев намного привычнее к такого рода неудобствам. Я видел пятичасовые пробки в Париже, Берлине, Лондоне... Да в той же Варшаве. Но разница действительно есть. В том, что там это происходит на фоне скоростных автобанов, чистых улиц, горячей воды не по часам, высокой зарплаты... Нас же, по большому счету, достает не затор на дороге, а вся наша жизнь. Но вы ведь не считаете, что, готовясь в Евро, мы могли кардинально ее изменить?