Афонские молодцы

Поделиться
Афонские молодцы
С точки зрения дорвавшихся до "руссмира", Останкинской башни и оружия мистиков и мистификаторов, Киев - то ли легендарный Монсальват, то ли сам Священный Грааль. Т.е. повод для священного похода какого-нибудь новоявленного рыцарства очевиден.

"Русский мир", вполне по Оруэллу, оказался войной. "Православный бизнесмен" из Москвы хвалит исполнителей в Славянске за "правильно отмеченное Вербное воскресенье" (напомню, в этот день, точнее, в ночь накануне, в Славянске пролилась первая кровь) - и это не скабрезность, не цинизм, это самая настоящая похвала в адрес "воина Руси", воюющего "за правое дело". Хотели того в Московской патриархии или нет - их творение, попав в деловые руки практиков и авантюристов, переросло замысел своего творца. И, поди теперь определи, кто именно оказался компрачикосом.

"Русский мир" патриарха Кирилла, уже столько раз обвиненный во всех грехах против национальных суверенитетов пост-СССР, на самом деле был создан совсем не для этого. Все, чего пытался достичь патриарх своим "Русским миром" - обосновать для "суверенитетов" и всего мирового православия, почему РПЦ сохраняет за собой эти канонические территории. Ведь по правилам, принятым в православии, независимая страна может претендовать на собственную автокефальную церковь. "Русский мир" в его практическом аспекте давал пояснения, почему автокефалий не будет.

Останься эта доктрина действительно только церковно-административной, при всей своей терминологической ущербности она могла бы еще долго работать. Потому, например, что предоставление автокефалии имеет массу чисто технических трудностей - внутри мирового православия еще не договорились о процедуре.

Но патриарха Кирилла подвела любовь к грандиозности. И он придал своему проекту самое широкое звучание, распространяя "русскость" то на эстонцев, то на молдаван, а то и вовсе на казахов. Но он всегда мог сказать, что "совсем не то имел в виду" - как и его президент нынче, он указывал на то, что в этих странах живет много русских, и их духовные потребности должны быть удовлетворены. Т.е. он просто защищал их национальные интересы.

Доктрина "Русского мира" неплохо справлялась со своей основной задачей - оправдывала единство канонической территории РПЦ на постсоветском пространстве. И вряд ли сильно мозолила бы глаза светским критикам, останься исключительно в этом качестве.

Но тут набежали мистики. И ладно бы только литераторы. Но среди них оказались также геополитики и, что хуже, - артисты цирка. Для них некоторая терминологическая расплывчатость "Русского мира" оказалась золотым дном. Авторы доктрины и сами оставили незапертой калитку для чисто политических спекуляций - рассчитывая привлечь таким образом на свою сторону "внешних" защитников русского православия. И теперь не с руки пенять, что "их использовали". Этой калиткой, в частности, оказалось обоснование для "единства русского мира". Которое заключалось не в чисто практической необходимости обеспечить "духовные потребности" этнических русских на нерусских территориях, а некая мистическая "русская духовность", пронизывающая эти территории.

Это лукавство было отчасти вынужденным. РПЦ нигде не хотела признать себя "церковью диаспоры" - потому что для этого пришлось бы признать, что русские на территории СССР могут оказаться диаспорой. А "диаспора" - это нечто почти уничижительное с точки зрения империи. Титульная нация на территории империи нигде не может быть "диаспорой", она везде - по праву - дома. Но оказывается, гораздо хуже, когда русские - не "диаспора". Когда у них нет страха перед ассимиляцией и "потерей идентичности", как у нормальной диаспоры. Когда они сами, очертя голову, прыгают в котел местного этногенеза, становясь плотью "чужого" суверенитета. Теряют чувство своей русской, титульной исключительности. Отпадают.

Добровольный отказ некогда титульной нации империи от своей исключительной идентичности - и есть конец империи. По крайней мере, для бывших провинций. Не только потому, что империи больше не на кого опереться, но больше потому, что в этой провинции уже некому считать эту империю "своей". Если еще лет десять назад идея "единства с Россией" вызвала бы хоть какой-то энтузиазм у русской части населения, испытывающей отторжение перед украинизацией, то теперь это бессмысленно - огромное количество смешанных браков и свободная миграция населения внутри страны сделали свое дело. Расхождения между "прорусскими" и "проукраинскими" родственниками теперь проходят в абсолютном большинстве случаев не посередине супружеского ложа, а по линии разлома между поколениями.

Россия утратила русских в Украине - это главный вывод из неуклюжих попыток Кремля подать агрессию на востоке Украины под соусом "защиты русского населения". Выяснилось, что даже там, на востоке, исчезающе мало русских нуждается в защите со стороны метрополии.

Но "общее духовное пространство", заявленное в качестве основы "Русского мира" в этом случае - находка. Потому что позволяет трактовать этот "отказ от самоидентификации" именно как отпадение, апостазию. Неважно, сознательную (предательство) или бессознательную (заблуждение). И ладно, когда речь о всяких Молдовах с Латвиями - хотя тоже убыток очевидный. Украину в составе "Русского мира" надо сохранить обязательно. Потому что само "духовное единство", опора всей доктрины, оправдывается через еще более расплывчатый миф - о "наследии Святой Руси".

Для Украины это очень плохая новость. Потому что, с точки зрения дорвавшихся до "руссмира", Останкинской башни и оружия мистиков и мистификаторов, Киев - то ли легендарный Монсальват, то ли сам Священный Грааль. Т.е. повод для священного похода какого-нибудь новоявленного рыцарства очевиден.

И нашлись, нашлись персивали с галахадами! Если бы речь шла только о литературе, был бы повод для сдержанной радости. Ведь из этих образов получились бы прекрасные персонажи для какого-нибудь Дюма-отца отечественного разлива. Имеют место священные реликвии, опасные путешествия, благочестивые намеки на участие герметической "монашеской республики", заменяющей в нашем чисто православном сюжете классический источник интриг - папский престол или кардинала Франции. И всенепременно огонь сражений и настоящие мужчины, воины Господни, верные друзья и прекрасные любовники.

Тем, кто не может понять, что происходит вокруг ДНР, я могу только посоветовать: отнеситесь к этому, как к литературному сюжету, и все встанет на свои места. Они, может, и не покажутся вам симпатичными - эти младобелогвардейцы, ушедшие на Дон к Деникину, - но понять их можно будет лучше. Правда, они опоздали лет на сто, и Деникин, прямо скажем, уже не тот - но не каждый умеет, следуя совету Гендальфа Серого, смириться с тем временем, в котором тебе довелось родиться и распорядиться этим временем как можно лучше.

Публика, разыгрывающая на глазах у всего мира свою военно-историческую РПГ, совершенно очевидным образом кладет в основу своей идеологии доктрину "Русского мира". Дело не только в строках из "конституции ДНР" о "православии, исповедуемом в РПЦ". Хотя и это само по себе замечательно - можно с уверенностью сказать, что руководство РПЦ преуспело, убеждая телезрителей в том, что "их" православие - какое-то особое, не такое как все прочие. Дело в том, как легко православие становится на службу даже не высоким политическим целям супердержав (хотя экс-супердержава тоже совсем не в накладе - она получила то, что хотела), а чисто игровым целям для конкретных горячих голов, начиненных православно-патриотической кашей. Кашей, которую в последние годы РПЦ готовит на своих кухнях и втискивает в головы подрастающего поколения, умиленно называя этот процесс "государственно-церковным сотрудничеством в сфере образования и воспитания".

Но церковь в результате стала для этих людей совсем не светочем и проводником, или, как возможно надеялись, воспитателем, - а средством. История о том, что "дары волхвов", привезенные в Украину в период противостояния на Майдане, были прикрытием для разведмиссии - маленький, но очень яркий штришок, дающий представление о масштабах использования церкви в необъявленной войне, которая длится уже много лет, но стала заметной только сейчас, когда перешла в "горячую" стадию.

Распространяя свои "руссмировские" доктрины по церковным каналам, церковь сама предлагает себя в качестве союзника для "воинов Руси". Причем церковное руководство - в данном случае Киевская митрополия - вряд ли владеет ситуацией на востоке. Все, что она может - вяло отбиваться от обвинений в адрес церкви.

Например, все, что там смогли сказать об исчезновении митрополита Агафангела из Одессы в аккурат, когда начались расследования трагических событий 2 мая: митрополит отбыл в "согласованный отпуск". То, что время для отпуска выбрано, мягко говоря, неприличное - остается за скобками. А что касается обвинений отдельных представителей духовенства, монастырей, лавр и прочих церковных организаций в пособничестве боевикам, комментарий всегда один: клевета.

Комментарий правильный - с точки зрения внутренних интересов церкви. Принцип "невынесения сора из избы" здесь соблюдается свято: любой неприглядный факт, касающийся церкви, должен быть, в первую очередь, тщательно скрыт от глаз "внешних". Дальше - по обстоятельствам. Например, ходят слухи, что митрополита Одесского Агафангела таки отправят на покой. Так что из отпуска он, возможно, и не вернется.

Но политика умалчивания правильна разве что с тактической точки зрения. Стратегически она провальная. Ведь в результате, даже когда церковь действительно совершенно ни при чем, в это никто до конца не верит. Что в перспективе может иметь скверные последствия для самой церкви - недоверие и раздражение рано или поздно проявят кумулятивные свойства. Если просто "этнические русские" давно не составляют никакой реальной опасности государственному суверенитету Украины, то отдельные церковные приходы, монастыри, паломнические центры, гостиницы и т.п. обретают черты антиукраинских анклавов и регулярно попадают под подозрение как опорные пункты для боевиков.

Первой жертвой этого растущего недоверия ко всему, связанному с РПЦ, пал митрополит Илларион Алфеев, которого не впустили в Украину, несмотря на то, что он использовал все связи для решения вопроса в свою пользу. Следующим за РПЦ источником проблем смело можно поставить Афон. Этот странный "духовный офшор", находящийся вроде бы совсем не в границах "исторической Руси", но при этом остающийся "оплотом русского православия" и, что важнее, гарантом "Русского мира" и его единства. Мы можем говорить об этом с уверенностью - после "афонского" президента, сформировавшего вокруг себя "афонскую" элиту, после "афонского" прикрытия для военной миссии, да и просто афонских молодцев, разыгрывающих сейчас "белый реванш" на территории нашей страны.

Кстати, говорят, православный миллиардер Малофеев ведет переговоры с Афоном о "всеруссмировских" гастролях очередной реликвии. Уже названа цена вопроса. Но об истинных целях "чисто духовной миссии", боюсь, мы снова узнаем только постфактум. И, боюсь, они нам снова не понравятся.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме