ВЗГЛЯД НА НЕЧТО

Поделиться
Ворох мелочей экономической жизни Истории вымышленные только тогда хороши и увлекательны, когда они приближаются к правде или правдоподобны М.Сервантес...

Ворох мелочей экономической жизни

Истории вымышленные только тогда хороши и увлекательны, когда они приближаются к правде или правдоподобны

М.Сервантес. «Дон Кихот»

«Говорили одно, а сделали совсем другое», - с этими словами Президент Кучма приступил к выкорчевыванию с насиженных мест глав облгосадминистраций и рассадке в освободившиеся гнезда очередных надежных сподвижников. И еще одна цитата по итогам парламентских и местных выборов, которая нам пригодится: «Если директор атомной станции целиком и полностью занялся выборами… его давно надо было выгнать». Это о Сергее Парашине, экс-директоре ЧАЭС, которому, говорят, не слишком нравилась идея насчет компании «Энергоатом».

Итак, мы располагаем двумя прописными президентскими тезисами: если политик говорит одно, а делает, строго между нами, совсем другое - его надо кем-то заменить. Если государственный служащий приносит в жертву собственным предвыборным амбициям интересы дела, которое обязан исполнять, - «его давно надо было выгнать» (особенно ясно это становится в случае, если выборы проиграны). Будем считать эти тезисы универсальными, то есть пригодными к применению на любом, в том числе на президентском и правительственном уровнях.

Такой оценочный критерий мы будем иметь в виду, поскольку почти сразу после выборов родное информационное пространство покрылось мертвой зыбью кадровых усушек и утрусок - не разбери-поймешь, что происходит и к чему дело идет. Может даже составиться мнение, что не происходит ничего. Это не совсем верно - вернее было бы сказать, что не происходит ничего нового. Процесс деления, распределения, передела и беспредела - это и в самом деле не ново. События и решения, о которых пойдет речь, выбраны нами только потому, что о них по три раза на дню говорят в различных сводках новостей. Хронология и расстановка по ранжиру предлагаемых кусочков не представляется сколько-нибудь важной - «кетчуп он и есть кетчуп», особенно если вы в нем - с головой.

***

Президент указал по поводу «порядка обеспечения минеральными удобрениями» родного села. Порядок прост и вполне понятен: собственниками и поставщиками удобрений являются поставщики газа - небезызвестные Itera, Украинская газовая компания, а также Укргазпром. Расплата ожидает наше село традиционная - натурой. Конечно, можно и деньгами, буде таковые обнаружатся в колхозных закромах. Но натурой приятнее - и для поставщиков, и для единственного монопольного делателя всех бартерных расчетов - госкомпании «Хлеб Украины», поскольку всегда есть возможность взять, скажем, зерно по не совсем рыночным ценам и поднять таким образом чистую (непыльную) прибыль в прямом смысле с земли. Более того: инфляция у нас еще есть и еще будет. В апреле ее прирост составил 1,3% по официальным данным (в марте - 0,2%). Поскольку удобрения поставляются сейчас, а сельхозпродукция за них - не раньше осени, каждый инфляционный месяц неизбежно ее обесценивает помимо априори заниженных цен обмена. Что делает апробированный механизм удобрительно-газового бартера еще более привлекательным для монополиста и поставщиков.

Поскольку все это длится не первый год, известно, что по окончании удобрительных процедур село начинает нуждаться. В большом количестве неких «льготных кредитов». Вот и Президент говорит - нет, мол, «паритета цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию». Удивительно все-таки нудные у нас власти. Помню, как сейчас: в 1993 году ваш автор начинала свои околоэкономические экзерсисы именно с указанной Президентом темы - а именно с констатации того вполне очевидного факта, что искомый паритет невозможен до тех пор, пока цена кредитов для села будет значительно ниже, чем для простых смертных, а сами кредиты можно будет преспокойно не возвращать - аграрное лобби все спишет. Неловко, ей-Богу, за докладчика.

Вернемся к эпическому полотну «приходит село в банк». А там, в банке, если верить главе НБУ Виктору Ющенко, вот-вот начнется: реформирование и совершенствование всей системы, создание разнообразных страховых фондов и вообще перестройка на полном холостом ходу.

***

Пока совершенствование готовилось и продумывалось, в жизни того банка, куда обычно приходит село (АПКБ «Украина»), появились не очень приятные моменты. Дело в том, что уже довольно давно Европейский банк реконструкции и развития, совет директоров которого вскорости нагрянет в Киев, - так этот самый ЕБРР обнародовал в свое время идею о покупке части «Украины» с целью совместного владения и управления. Был даже выдан синдицированный кредит - для использования его на благо села и (наверное) для получения некоей прибыли. Планировалось, что кредит этот - не последний.

Но тут, как на грех, состояние крупнейших банков (в том числе и «Украины»), распоряжающихся к тому же бюджетными деньгами, вызвало обеспокоенность у премьера Пустовойтенко - и он поделился ею с широкими массами. У ЕБРР, естественно, не возникло сомнений по поводу того, что обеспокоенность эта вполне обоснованна. Инвестиционные и кредитные планы зависли, если не провалились.

Мы коснулись этой достаточно частной темы, потому что сюжет достаточно показательный. В смысле перспектив реформирования и совершенствования банковской и платежной систем. Совершенствовать необходимо - спору нет. Сомнения вызывает только конечный результат мероприятия: совершенной банковской системе вряд ли удобно будет обслуживать структурно деградирующую экономику. Системы разные - и никакой тебе конвергенции. Даже если все банкиры вступят в НДП, как им настоятельно советует Валерий Пустовойтенко. Кстати, как вам нравится словосочетание «партийный банкир» (не тот, что сидит на партийной кассе, а тот, что управляет коммерческим банком)? Интересно, руководствуется ли такой партиец программными документами в повседневной кропотливой своей работе?

***

В очередной раз утверждена на заседании Кабмина «Программа деятельности правительства на 1998 год». Никакого смысла излагать, а тем более оценивать этот жизнеутверждающий документ, автор не видит. Поскольку неясно - о каком, собственно, правительстве идет речь. Половина нынешнего подалась в депутаты, чтобы оттуда, с парламентского плацдарма, начать очередное восхождение на вершины исполнительной власти - но после президентских выборов (когда бы они ни состоялись). Оставшихся, скорее всего, выдадут шахтерам вместо зарплаты. О ценности утвержденной «Программы» можно судить и по тому, что работающий премьер-министром Валерий Пустовойтенко считает, что утвержденный документ требует некоторой доработки.

Как, впрочем, и своевременно принятый парламентом бюджет-98. В правительстве бытует вдохновленное Президентом мнение, что бюджет надо пересчитать, дефицит сократить до 2,5% ВВП и утвердить заново. Что ж, пускай новый парламент потренируется. Тем более, что сокращение дефицита предполагает сокращение запланированных госрасходов - процесс очередного передела средств несомненно ускорит «политическое структурирование» ВР и весьма оживит заседания парламента.

Впрочем, похвальное желание сократить дефицит продиктовано не только и не столько политическими соображениями, сколько тем, что финансировать его в размере 3,3% ВВП становится все опаснее. Прямо в эту среду Минфин произвел очередные крупные выплаты по займам, сделанным для покрытия дефицита.

Вполне очевидно, что в результате этих выплат усилится давление на гривню. При стабильно-нулевом предложении долларов на УМВБ Нацбанку придется потратить очередную порцию своего валютного резерва - на поддержание неизбежной, но медленной девальвации.

Кстати, по данным из Кабмина, национальная денежная единица «полегчала» в этом году на 8%. Соответственно НБУ, смягчая падение, потратил с начала года около 700 млн. долл. валютных резервов.

И все бы ничего, если бы виден был этому конец. Но в обозримом будущем любое правительство будет вынуждено тратить на обслуживание долгов (уже проеденных) намного больше, чем сумеет выдоить из плательщиков любая налоговая полиция.

Сомнительно, чтобы при таком раскладе реальное снижение размера дефицита бюджета походило на правду. При всем при том, наличное правительство не оставляет мечтаний о кредите расширенного финансирования (EFF) от МВФ. Оно даже написало проект Меморандума, необходимого для начала переговоров по кредиту, но о подробностях застенчиво молчит. Менее ответственные, не правительственные лица поговаривают о том, что в новом Меморандуме резко увеличен объем допустимой с точки зрения разработчиков (и МВФ) задолженности по бюджетным зарплатам, пенсиям и прочим соцвыплатам. Даже при таком послаблении способность Кабмина удержаться в рамках мало-мальски пристойных показателей (это при помесячном-то контроле!) представляется проблематичной. Впрочем, как и вероятность получения украинским правительством EFF. Разве что произойдет обыкновенное предвыборное чудо и дадут нам старый stand-by…

***

Ничего нового, как и было сказано, в нашей экономической жизни не происходит. Написание программ, меморандумов и бюджетов не производит никакого впечатления на тех, кто продолжает управлять дикой экономикой в ручном режиме. А не производит впечатления всего лишь потому, что кто пишет, тот и управляет.

Зато наблюдается душераздирающее зрелище: у участников процесса управления вручную в который раз отказывают все тормоза.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме