Экспортеру снится страшный сон — на его счет исправно поступают суммы бюджетного возмещения по НДС. Без нервотрепки, вовремя, до копеечки... Налоговая покаялась в своих прежних грехах и обещает, что больше так не будет… Министры дружно поднимают руки «за»: теперь аккуратный возврат налога является приоритетом правительственной программы… До поздней ночи на Майдане Незалежности продолжается братание налоговиков и плательщиков — на радость бомжам, пополняющим свой бюджет за счет пустых пивных бутылок…
Зато какое радостное пробуждение — ф-у-у, пригрезилось! На дворе — обычная украинская осень. Кабмин, Минфин и иже с ними в добром здравии. Долг по возмещению НДС из бюджета продолжает расти, а законодательная и исполнительная власть — спорить…
У налоговиков, разрешающих возмещение НДС, а заодно контролирующих этот процесс, аргумент железный: поступающего в казну налога на добавленную стоимость явно не хватает для выплаты его в качестве возмещения из бюджета тем, кому он полагается, и прежде всего экспортерам. К примеру, заместитель председателя ГНА Алексей Шитря называет такие цифры: за восемь месяцев этого года в бюджет поступило 4,2 млрд. грн. НДС, а возвращено — 8,6 млрд. Для сравнения: за весь прошлый год возвращено чуть более 5 млрд. гривен.
Долг бюджета на начало сентября — 4,6 млрд. грн., однако 60% этой суммы составляет НДС, срок возврата которого еще не наступил. Но ведь наступит. Кроме того, из одного бюджетного года в другой кочует задолженность по возмещению НДС примерно в 2 млрд. гривен.
Одним словом, болезнь уже давно перешла в хроническую форму. Всем вроде бы понятно, что требуется лечение, причем хирургическое. Однако, на удивление, налоговая и правительство заодно в очередной раз предложили традиционно-устаревшие «припарки». С одной стороны — предусмотреть в бюджете-02 расходы на возмещение НДС до миллиарда гривен. С другой — реструктуризировать на пять лет долг бюджета по возврату НДС, а частично… даже списать.
Соответствующие предложения дважды оформлены — отдельным законопроектом и нормами проекта бюджета-02. Нашлось и объяснение. «Мы только в этом году списали 14 миллиардов гривен задолженностей перед бюджетом. Теперь предприниматели должны пойти нам навстречу», — сказал журналистам на брифинге в начале недели все тот же зампред ГНАУ Алексей Шитря.
Если первое предложение еще может дать кратковременный эффект, то второе — вряд ли. Простой вопрос: сегодня списали, а завтра что, долга уже не будет?
На самом деле, проблема списания и реструктуризации задолженности бюджета по НДС выглядит гораздо сложнее. К примеру, заместитель главы парламентского комитета по финансам и банковской деятельности Сергей Терехин считает, что списание долга по НДС нарушает Конституцию Украины. «41-я статья Конституции гласит, что изыматься чья-то собственность может по решению суда, если заведено уголовное дело», — говорит он. И добавляет: «Разве уплаченные налогоплательщиком деньги в бюджет, которые, однако, должны вернуться, не являются его собственностью?»
Можно, конечно, постараться закрыть глаза на конституционные права и руководствоваться исключительно принципом экономической целесообразности. Скажем, разве не честно будет «аннулировать» задолженность бюджета по НДС перед нерадивым налогоплательщиком, имевшим в свое время недоимку по тому же налогу, которая впоследствии была списана по статье 18 закона «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и целевыми государственными фондами»? Однако, к сожалению, правительственный законопроект предлагает стричь всех под одну гребенку — и нерадивых, и тех, кто исправно платил НДС, а потому вполне законно ожидает его возмещения.
Неудивительно, что депутаты не только не согласились обсуждать законопроект о реструктуризации и списании бюджетного долга, но и вовсе не включили его в повестку текущей сессии. Впрочем, повторимся: даже если предположить, что под давлением правительства и ГНАУ данный закон будет одобрен, проблему возврата НДС он все равно не решит.
Итак, необходимо хирургическое вмешательство. По мнению большинства экспертов, опрошенных автором статьи, к таковому по праву можно отнести отмену огромнейшего количества льгот с одновременным снижением ставки НДС — с 20 ну хотя бы до 17%. А еще лучше до 15%. (Кстати, снизив ставку налога, мы, во-первых, облегчим налоговое бремя для многих честных налогоплательщиков, а во-вторых, стимулируем легальную деятельность предприятий-экспортеров, вывод хотя бы части бизнеса из тени.)
Больно решиться на такое? Безусловно. Особенно народным депутатам, которые, по словам руководителя ГНА Николая Азарова, произнесенным более года назад, контролируют около 2/3 украинского экспорта и импорта. Тем более что за период с апреля 1997-го по июнь 2001 года внесено 70 поправок (изменений и дополнений) к закону об НДС, которые касались исключительно одного — предоставления льгот той или иной отрасли, свободной экономической зоне или территории приоритетного развития и даже отдельным предприятиям. На подходе еще 106 «налоговых» законопроектов, которые вполне могут сломать всю налоговую систему в целом и налог на добавленную стоимость в частности. Чего только, к примеру, стоит инициатива освободить производителей сельхозтехники от уплаты НДС (пока соответствующий законопроект принят в первом чтении). Предприятий, так или иначе производящих что-то подобное, даже отдельную деталь, можно насчитать уже более 500, а с появлением льготы их список еще увеличится, причем на вполне законном основании. Скажем, специально начнут делать ручку к плугу — чем не производство сельхозтехники? — чтобы, не уплачивая 20% НДС, требовать его возмещения «живыми деньгами» из бюджета при проведении экспортных операций.
А то, что так будет, сомневаться не приходится. Ведь льготами по НДС пользовались не только те, кому они предназначались. Создан и продолжает существовать целый «бизнес по НДС» (пик его приходился на 1992—1997 годы, до появления нового закона об НДС).
Ради справедливости нужно сказать, что налоговая всевозможными подзаконными актами пытается закрывать лазейки, с помощью которых можно было обманывать государство, использовать нелегальные схемы минимизации налоговых платежей. В частности, обязательно проводит встречные проверки тех, кто заявил НДС к возмещению. Здесь и документальные проверки на предмет правильности отнесенных к возмещению сумм. Однако, судя по словам зампредседателя ГНА Алексея Шитри, проблема «лжеэкспортеров» и «лжеполучателей» НДС остается.
Правда, не обошлось и без перегиба. У налоговой существует правило: если в ходе встречных проверок по всей цепочке движения товаров найдена фиктивная фирма, всем остальным, пусть и самым честным, будет достаточно сложно получить причитающийся НДС, если вообще удастся.
К тому же очень многие предприниматели (естественно, не для прессы) жалуются, что для получения сумм НДС приходится «отстегивать» определенный процент…
Одним словом, необходимо второе решительное действие — упростить процедуру получения НДС, а заодно отобрать разрешительную функцию у ГНАУ, оставив ей только контролирующую.
Скажем, налогоплательщик для возмещения НДС должен заполнить две декларации: одну — в казначейство, другую — в налоговую. Если налоговая полиция не возбудила уголовное дело, то казначейство возвращает НДС в положенный срок. Таким образом, отпадет необходимость долго и нудно собирать формальные доказательства, скажем, своего экспорта, стоять в длинных очередях в налоговой, дабы получить возмещение, и т.д.
Конечно, здесь мне могут возразить — мол, тогда дела будут «шить» налево-направо. Однако те, кто пойдут по такому пути, очень скоро обожгутся, поскольку согласно новому Уголовному кодексу закрыть уголовное дело будет достаточно сложно. И за «лжевозбуждение» полагается наказание.
Кстати, финансовый комитет Верховной Рады уже давно предлагал налоговой перейти на подобную схему. Однако там все еще безмолвствуют. Хотя нет —намерены провести эксперимент. Откроют счет в казначействе, на который будет зачисляться НДС, уплаченный энергокомпаниями. Сознательно или нет, но выбрана не самая благополучная отрасль, за которой числится половина всей недоимки по НДС (более 2 млрд. гривен). К тому же, благодаря льготной «нулевой» ставке на энергоносители, здесь в выигрыше уже не один год оказываются посредники, а не производители. И самое интересное, пока даже специалисты плохо представляют, как будет проходить расщепление НДС из общей массы платежей за электроэнергию.
Как видим, такая проблема, как обоснованность возмещения НДС (с которой, кстати, не могут справиться и западные страны), не может иметь простых административных решений по принципу «взять — и все списать». Не нужно забывать и следующее: любая задержка с возмещением НДС, не говоря уж о списании, — это еще и вымывание оборотных средств у предприятий, что непременно сказывается на их финансовом состоянии.
Собственно, возврат НДС — без преувеличения некий момент истины для украинской экономики и государства. Умеем ли мы принимать экономически правильные решения или по-прежнему занимаемся латанием дыр — вопрос отнюдь не праздный.