Первого сентября детишки пошли в школу. На следующий день за столы уселись взрослые дяди из Кабинета министров. И задачка перед ними стояла потруднее: надо было убедительно доказать, что дважды два если не пять, то хотя бы четыре с половиной. Более заумно это называется формированием бюджета с первичным профицитом, т.е. превышением доходов над расходами. Для того чтобы профицит возник, надо было или сократить расходы, или увеличить доходы. В общем, как всегда в таких случаях, вспомнили о приватизации.
Вообще-то поначалу Фонд госимущества написал скромный проект: поступления в бюджет-2000 предусматривались примерно на уровне этого года - 650 млн. грн. в государственный и 70 млн. в местные. Но не тут-то было. Министерство финансов не раз уже заявляло, что в будущем году хотело бы видеть поступления на уровне 800 млн. долл. Если сравнить с нынешним годом, то аппетиты выросли в пять раз. Между прочим, по данным Фонда, в среднем предложение акций предприятий превышает спрос на них в семь раз, так что для подобного рывка надо было предложить на продажу что-то суперликвидное. Вот его-то и предложили. На свет Божий появился список, в десяти позициях которого уместились 32 предприятия.
Гвоздем списка явился, конечно же, 25-процентный пакет «Укртелекома». Любопытно, что назначенная за него цена здорово отличалась от той, которую называли наши правительственные чиновники еще полгода назад. Это не два и не полтора миллиарда баксов, а очень скромные 750 млн. грн. Правда, надо думать, «в довесок» пойдут и инвестобязательства, но все же налицо если не серьезная уценка одной из самых прибыльных компаний в стране, то представлений правительства о ее ценности.
Зато цена на другой объект - Мариупольский металлургический комбинат имени Ильича - взметнулась до небес. За контрольный пакет предприятия хотят получить аж 419 млн. грн. (т.е. практически по номиналу акций). По нынешним скудным временам это как раз его прибыль на пять лет вперед. Кому он нужен по такой цене, загадка. На бирже его акции продают с уценкой 28 процентов от номинала.
Счастливому покупателю достанутся не только прилично изношенные основные фонды и годовая рентабельность под 5%. Ему придется договариваться и с акционерами и, что особенно важно, с трейдерскими структурами, поставляющими на заводы сырье и энергоносители и забирающими готовую продукцию. К примеру, с тем же донецким «Индустриальным союзом Донбасса», позиции которого в Мариуполе за прошедший год здорово укрепились. С ним же, чтобы не остаться без кокса, придется выяснять отношения покупателю Алчевского меткомбината.
Приватизация НГЗ уже настолько набила всем оскомину, что хочется, чтобы она поскорее закончилась. Если у кого-то найдутся лишние 38 млн. долл., то он сможет поучаствовать в 2000 году в покупке контрольного пакета. Кстати, еще года два назад это стоило бы почти втрое дороже. Гарантирована борьба и за предлагаемый на продажу Запорожский алюминиевый комбинат. Впрочем, «бесконфликтных» предприятий в списке нет совсем. За каждым из них стоят чьи-то интересы.
И еще одно грустное наблюдение - если не считать «Укртелеком», то единственным в списке предприятием, производящим продукцию более-менее высокой степени обработки, является «Турбоатом». Остальные делают полуфабрикаты, т.е. налицо классическая колониальная структура «звезд» украинской экономики. И почти после каждого стоит сноска: необходимым условием является принятие Кабинетом министров решения о досрочной продаже пакетов акций, закрепленных в госсобственности. А «Укртелеком», тот и вообще прямо запрещен к приватизации, так что предстоит снова уламывать депутатов. И сверхдешевая, по их мнению, цена продажи вряд ли облегчит принятие решения. Тем более непонятно, как его вообще можно продать в 2000 году: на подготовку конкурса потребуется минимум год-полтора.
На второй позиции в списке расположилась львиная часть украинской энергетики - четыре энергогенерирующие и девятнадцать распределяющих компаний. Т.е. все неприватизированные. Так вот за контрольные пакеты облэнерго или блокирующие генерирующих компаний государство хочет отхватить целых 600 млн. грн. (120 млн. долл.). Такой суммы могло бы хватить разве что на ремонт и модернизацию пары-тройки энергоблоков. Но поскольку деньги пойдут на выплаты внешних долгов, то энергетики и этого не получат.
Конечно, Минэнерго хотело бы «отыграться» на инвестобязательствах, но вряд ли у него это выйдет. Во-первых, опять задается сумасшедший темп продажи - две компании в месяц. Любопытно, что само Минэнерго, не являясь продавцом, планирует продавать в два раза меньше - не более трех-четырех в квартал. Так что вполне прогнозируем новый виток скандала между Минэнерго и ФГИ. В результате большую часть предлагаемых компаний в будущем году скорее всего так и не продадут.
Впрочем, что-то просто отдадут за долги. В частности, Кабмин уже создал рабочую группу (ее возглавляет Сергей Тигипко) для подготовки проекта выпуска в 2000 году приватизационных облигаций. В дальнейшем предполагаеться облигации конвертировать в акции приватизируемых предприятий. Средства от размещения их будут использованы для обслуживания внешнего долга. Тем более еще 2 августа с. г. Кабмин принял постановление, одним из пунктов которого как раз и предусмотрена возможность превращения евробондов в акции украинских предприятий...