Ставшее сюрпризом ускорение динамики официального отечественного ВВП во втором квартале 2012 года (до 3% по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом), согласно практически единодушным оценкам экспертов-аналитиков, вряд ли продолжится до конца текущего года. Основные причины - низкий по сравнению с прошлогодним уровень урожайности, а также неблагоприятные перспективы отечественной промышленности из-за весьма вероятного спада в общемировой экономике.
Так что и официальному сектору отечественной экономики полагаться на привычные драйверы ее роста тоже не приходится - дай Бог, чтобы они не ушли в минус.
Единственный серьезный «загашник», в том числе и для роста бюджетных поступлений, о котором в последнее время много разговоров и которому уже многократно уделяло внимание ZN.UA в своих публикациях, - теневая экономика, оценки которой колеблются от приблизительно трети регистрируемого статистикой ВВП до масштабов, сопоставимых с объемами официального сектора.
Согласно оценкам налоговиков, опубликованным в ходе презентации Концепции реформирования налоговой системы, объем теневого сектора составляет как минимум 350 млрд. грн. в год. При этом этот объем, по оценкам фискалов, распределяется следующим образом: 170 млрд. грн. составляет зарплата в «конвертах», 100 млрд. - доходы собственников активов - выведение безналичных средств в наличную форму или на инвалютные счета в иностранных банках, 35 млрд. - неофициальные платежи, 45 млрд. грн. - основные средства, материальные ресурсы и услуги теневого сектора.
Видимо, эти оценки (менее четверти заложенного в бюджете прогнозного значения номинального ВВП на нынешний год - около 1,5 трлн. грн.) являются сильно заниженными. Стоит лишь вспомнить, что согласно последним опубликованным официальным правительственным данным доля теневого сектора в 2010 году составляла около 38% официального ВВП, увеличившись после наступления кризиса более чем на десять процентных пунктов. А последние оценки, например, Всемирного банка были еще менее оптимистичными - по подсчетам его экспертов, доля неформальной экономики в Украине составляла около 50%.
Однако, что происходило и происходит с отечественной экономикой с тех пор и как повлияли на долю ее теневого сектора реформы нынешней власти, оценить на основании официальных данных в последнее время не представлялось возможным.
Раньше на сайте Министерства экономического развития и торговли Украины (до начала админреформы - Министерства экономики Украины) в разделе «Информационно-аналитические материалы» регулярно обнародовались публикации под рубрикой «Тенденции теневой экономики» и соответствующие оценки. В последнее время такие материалы в указанном разделе отсутствуют.
В связи с этим ZN.UA обратилось в Минэкономразвития с просьбой дать ответы на следующие вопросы.
1. Почему обнародование информации о тенденциях теневой экономики прекращено и когда?
2. Анализируются ли сейчас в Министерстве экономического развития и торговли Украины тенденции теневой экономики и можно ли ознакомиться с результатами соответствующих исследований?
3. Одной из последних опубликованных оценок было увеличение в результате кризиса объемов теневого сектора в Украине до 39% ВВП в 2009 году с дальнейшим уменьшением до 38% в 2010-м. Какая тенденция наблюдается сейчас?
4. Чем объясняется значительное отличие оценок Минэкономразвития и Всемирного банка, согласно которым доля теневого сектора в экономике Украины составляет около 50%?
На этой неделе наше издание получило ответ от Минэкономразвития, согласно которому публикация аналитических материалов о тенденциях теневой экономики будет возобновлена в ближайшее время. ZN.UA знакомит своих читателей с информацией министерства, которая, на наш взгляд, может быть интересной не только для специалистов.
К вопросам 1-3 (относительно публикации аналитических материалов и последних тенденций теневого сектора)
- Оценка уровня теневой экономики проводится Минэкономразвития согласно Методике расчетов уровня теневой экономики, утвержденной приказом Минэкономики от 18.02.2009 г. №123.
Начиная с 2009 года оценка уровня теневой экономики проводится Минэкономразвития на постоянной основе с периодичностью раз в квартал.
Согласно методике уровень теневой экономики рассчитывается следующими методами оценивания: «расходы населения - розничный товарооборот», монетарный, финансовый и электрический методы, а также методом убыточности предприятий.
Анализируя динамику теневого сектора экономики на протяжении нескольких лет, можем отметить, что она напрямую зависит от экономической ситуации в стране. Так, в период негативного влияния мирового финансового кризиса (2008-2009 годы) определенная часть бизнеса с целью сохранения производства и снижения размеров убытков проводила политику минимизации расходов за счет уклонения от уплаты налогов и уменьшения суммы обязательных платежей. То есть теневой сектор исполнял роль «амортизационной подушки» для корпоративного сектора и домохозяйств в условиях экономического кризиса. Сейчас с улучшением общеэкономической ситуации отмечаются переход этой части бизнеса в легальный сектор и постепенное приближение уровня тени к докризисным значениям (28% в 2005-2007 годах).
По предварительным оценкам Минэкономразвития, в 2011 году уровень теневой экономики в Украине сократился на 4 п.п. по сравнению с 2010 годом и составлял 34% от объема официального ВВП.
Снижение уровня тенизации национальной экономики произошло в условиях завершения острой фазы кризиса и перехода к фазе возобновления экономического роста. Так, на протяжении 2010-2011 годов наблюдались рост уровня реального ВВП (на 4,1 и 5,2% соответственно) и снижение уровня безработицы (до 8,1 и 7,9% соответственно по методологии МОТ). Это сопровождалось замедлением инфляционных процессов в экономике, возобновлением динамики роста депозитов и кредитов в банковской системе, снижением напряжения в бюджетном секторе в связи с сокращением дефицита бюджета.
Аналогичная тенденция по посткризисному снижению доли теневой экономики наблюдалась и в странах Европейского Союза (см. рис.).
Однако, кроме экономической ситуации в стране, на объем и динамику теневого сектора влияют и другие факторы, в частности, условия ведения бизнеса в стране, степень защиты прав собственности, уровень коррумпированности, эффективность функционирования органов судебной и правоохранительной системы, уровень монополизации внутреннего рынка и т.п.
С учетом указанного текущая политика правительства направлена на детенизацию национальной экономики и строится, с одной стороны, на принципах, комбинирующих мероприятия по устранению первопричин, предопределяющих уход экономических агентов в тень, и поощрению их к легальной деятельности, с другой - на предотвращении недобросовестных действий, которые носят преступный и антиобщественный характер.
К правительственным мерам первой категории можно отнести:
- комплексное реформирование налоговой системы;
- дерегуляцию предпринимательской деятельности и сферы лицензирования;
- государственную поддержку малого и среднего бизнеса;
- разработку ряда нормативно-правовых актов, направленных на детенизацию экономики и занятости граждан.
К мерам, направленным на предотвращение и борьбу с нелегальной или полулегальной экономической деятельностью, можно отнести:
- борьбу с преступлениями экономической направленности;
- ужесточение контроля за целевым и прозрачным использованием бюджетных средств;
- предотвращение отмывания доходов, полученных преступным путем, и уклонения от уплаты налогов;
- предотвращение незаконного возмещения налога на добавленную стоимость и т.п.
В целом необходимо отметить, что такое явление, как «теневая экономика», характерно для всех экономик мира. Это означает, что мотивы ухода в «тень» везде одинаковы, они отличаются только остротой их проявления. Да, уровень тенизации экономик развитых стран значительно ниже, чем в развивающихся странах, и это связано с высоким доверием граждан к государственным институтам. В условиях переходного периода в экономике и обществе, а также трансформации института государственного управления (от административно-планового регулирования к управлению в условиях рыночных отношений) причины тенизации имеют более острое проявление, что выражается в высокой составляющей части обращения теневого капитала в экономике.
К вопросу 4 (относительно разницы в оценках Минэкономразвития и Всемирного банка доли теневого сектора
в экономике Украины)
- Согласно аналитическому материалу Всемирного банка «Shadow economies all over the world, new estimates for 162 countries from 1999 to 2007», опубликованному в октябре 2010 года, уровень теневой экономики в Украине в 2007 году, по оценкам ВБ, составлял 46,8% (средний показатель по 162 странам, взятым для оценки, равнялся 31% при максимальном показателе среди всех стран в 62,7%).
Оценки Всемирного банка относительно уровня теневой экономики Украины близки к расчетам Минэкономразвития при условии вычитания объемов неформальной экономики, которая непосредственно не наблюдается и досчитывается Госстатом к официальному ВВП (17,7% в 2010 году - последние имеющиеся данные). Например, уровень теневой экономики Украины в 2011 году для целей международного сравнения составит около 41% от уровня наблюдаемого ВВП (расчеты проводились по формуле: 34х100/(100-17,7) = 41% от ВВП).
Кроме того, отличия в оценке уровня теневой экономики могут вызывать методы (и их количество), взятые для проведения расчетов, а также вклад каждого отдельного метода оценивания в интегральный показатель уровня теневой экономики. Так, разные методы расчетов уровня теневой экономики, использовавшиеся Минэкономразвития для расчетов интегрального показателя, также продемонстрировали довольно значительные расхождения в оценках - от 25 до 45% в 2011 году, что является абсолютно допустимым, учитывая, что каждый метод расчетов охватывает определенную сферу национальной экономики (с разной долей в ней нелегального сектора), поэтому только интегральный показатель уровня теневой экономики может служить комплексным индикатором такого явления, как теневая экономика.
В расчетах, проведенных по заказу Всемирного банка, был использован единый эмпирический метод - Multiple Indicators Multiple Causes (MІMІC), суть которого заключается в том, что уровень теневой экономики определяется путем определения условий экономической деятельности, уровень неблагоприятности которых и определяет уровень теневой экономики. Данный метод удобен для сравнения уровня тенизации экономики между разными странами мира, но малоэффективен для определения его номинального значения. То есть этот метод является трендовым, а как базовый показатель для расчетов принимается значение уровня теневой экономики, рассчитанного другим методом. В частности, в исследовании Всемирного банка как базовое значение для Украины был принят показатель тенизации экономики в 52,7% от уровня ВВП в 1999 году (рассчитанный профессором Ф.Шнайдером методом спроса на денежную наличность). То есть, по данным Всемирного банка, уровень теневой экономики в Украине в период 1999-2007 годов снизился на 5,9 п.п., и это практически совпадает с динамикой соответствующего показателя, рассчитанного Минэкономразвития за указанный период.