ВЫХОД ИЗ ТЕНИ

15 августа, 2003, 00:00 Распечатать Выпуск №31, 15 августа-22 августа

Феномен «теневая экономика» привлек к себе внимание ученых и практиков (в первую очередь, иностранных) со второй половины 70-х годов прошлого века...

Феномен «теневая экономика» привлек к себе внимание ученых и практиков (в первую очередь, иностранных) со второй половины 70-х годов прошлого века. В Украине, как союзной республике СССР, в этот период, по оценкам западных ученых, теневая экономика составляла 3—4% от валового внутреннего продукта (ВВП), что было значительно ниже, чем в странах с рыночной экономикой. В 80—90-х годах отношение теневой экономики к ВВП постоянно росло и в 1990 году составляло уже 10—11%. В то время теневая экономика наряду с отрицательными выполняла и такие важные социальные функции, как компенсация инерционности официальной экономики и реализация предпринимательской активности определенной части населения.

Просчеты в процессе осуществления радикальных политических и экономических преобразований в Украине создали оптимальные условия для развития теневой экономики. Так, в 1990—1994 гг. действовал своеобразный «закон Мура»1 для теневой экономики: объем теневой экономики по отношению к ВВП удваивался каждые два года и, по данным Министерства экономики, за последнее десятилетие достиг своего максимума в 1997 году, поднявшись до отметки 65,6% от ВВП. На основании монетарного метода, то есть учета изменений в структуре денежной массы (соотношение между массой наличных и безналичных средств), в третьем квартале 2002 года объем теневой экономики в Украине достиг 42,7% от официального ВВП, составлявшего на тот период 62,834 млрд. грн.

В период построения независимой Украины не только произошел многократный рост объемов теневой экономики, но и существенно изменились ее функции и социально-экономические последствия. Кроме безусловно положительных — обеспечения работой значительных слоев населения и повышения уровня их реальных доходов, большинство этих последствий негативно — это и уменьшение доходной части бюджетов всех уровней из-за неуплаты налогов, рост коррумпированности, деформация сознания граждан в результате получения доходов за пределами правового поля. Общеизвестно, что такие масштабы теневой экономики представляют угрозу национальной безопасности Украины.

Проблеме детенизации украинской экономики и связанной с ней проблеме противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, посвящено немало научных работ, по этому вопросу проходили заседания Совета национальной безопасности и обороны Украины, выходили указы Президента Украины.

Вместе с тем системное решение проблемы противодействия теневой экономике не найдено. По аналогии с «дырявым мешком» разрозненные во времени и по функциональному назначению меры не смогут разрешить проблему, для искоренения которой они и применялись. По мнению автора, наиболее действенным практическим средством борьбы с теневой экономикой, наряду со средствами регулирования налоговой политики, должен стать системно введенный тотальный мониторинг (просьба не путать с «тоталитарным»!) обращения денежных средств и материальных ценностей. Попробуем определить концептуальные основы и алгоритм его осуществления.

Предлагаемые меры направлены прежде всего против не запрещенной в государстве экономической деятельности (серая экономика), которую нужно учитывать и контролировать, но субъекты такой деятельности преднамеренно ее скрывают с целью уклонения от уплаты налогов.

Если мы преследуем цель возвратить в границы правового поля миллионы граждан, занятых в экономических процессах, не контролируемых государством, то нужно создать для них такие условия, чтобы для большей части этих людей не было экономического смысла принимать в них участие. В создании этих условий задействованы следующие основные факторы: уменьшение выгоды (доходности) от происходящих в «тени» процессов по сравнению с легальными экономическими процессами и увеличение «затрат», определяемых как результат «произведения» таких факторов, как «тяжкость» наказания и вероятность быть разоблаченным.

Реализация фактора «уменьшение выгоды» возможна как путем снижения ставок налогообложения в официальном секторе экономики, так и созданием ситуации, при которой безналичные средства («чистые») становятся дороже наличных (с определенной вероятностью «грязные», то есть полученные в теневом секторе экономики). Такая ситуация возможна при условии, что стоимость товаров или имущества в наличных деньгах будет выше стоимости товаров при безналичных расчетах. Курс отношения наличных средств к безналичным должен устанавливаться государством и наряду с величиной ставок налогообложения и ставкой «налогообложение» амнистированных некриминальных капиталов регулировать скорость перетекания капитала из теневого сектора в официальный.

Широкое введение безналичных платежей возможно лишь путем привлечения к нему всех слоев населения в результате перехода на платежную карточку единого государственного образца. На платежные карточки единого государственного образца должны зачисляться все легальные платежи (зарплаты, стипендии, гонорары, дивиденды и т.д.) и наличные средства граждан, легальность которых не вызывает сомнения ввиду того, что они не превышают определенный установленный государством объем (однократно, с начала введения мониторинга в действие) или подтверждены соответствующими документами.

Предлагается введение специальных единых платежных карточек для субъектов хозяйствования, аналогичных платежным карточкам единого государственного образца для населения. Перечисление средств с индивидуальной карточки покупателя (потребителя услуг) на карточку субъекта хозяйствования (их может быть несколько, в зависимости от количества точек, принимающих наличные) может осуществляться с помощью специального картридера, который таким образом полностью заменит ЭККА. Применение таких картридеров субъектами хозяйствования должно быть добровольным и определяться в первую очередь экономическими интересами, за счет более высокой цены безналичных средств.

Автор понимает, что введение мониторинга натолкнется на жесткое противодействие достаточно влиятельных лиц, имеющих выгоду в сфере теневой экономики, а учитывая объемы этого явления, можно сделать выводы, что круг этих лиц очень широк, да и влиятельность их не вызывает сомнения. Поэтому введение мониторинга возможно только при наличии политической воли руководства государства реально бороться с теневой экономикой.

Возможна также негативная реакция лиц христианского вероисповедания, которые могут увидеть в применении платежных карточек единого государственного образца аналогию с евангельскими пророчествами о приходе Антихриста: «И сделает он то, что всем — малым и большим, богатым и убогим, свободным и рабам — поставлена будет печать на правую руку или на чела их, и что никто не сможет ни купить, ни продать, кроме тех, кто имеет эту печать или имя зверя, или число имени его».

Впрочем, подавляющее большинство населения, задействованного в теневых экономических процессах, хоть и потеряет какие-то средства из-за необходимости заплатить налоги, но получит значительно больше в результате поступлений из бюджета на развитие социальной сферы, которые можно будет повысить за счет увеличения доходной части бюджетов всех уровней в процессе детенизации экономики, что, в свою очередь, совпадает с христианскими ценностями.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №47, 8 декабря-14 декабря Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно