Семь задач для НБУ, или Чего ждать в 2019 году от политики в финансовом секторе

ZN.UA Эксклюзив
Поделиться
Семь задач для НБУ, или Чего ждать в 2019 году от политики в финансовом секторе © НБУ / Flickr
Наибольший риск для экономики - это политика.

Именно за это проголосовало большинство гостей презентации Стратегии НБУ на 2019 г.

Это справедливо не только для макроуровня, но и для деятельности самого регулятора. Политики, которые придут к власти, могут захотеть сломать принцип независимости НБУ и вертеть им, как бог на душу положит. В этом случае финансовая политика страны, которая должна быть как можно более консервативной, последовательной и надежной, снова окажется в вихре изменений.

На 2019 г. Нацбанк определил для себя те же семь стратегических направлений, над которыми работал и в 2018-м. Что удалось, что не удалось и как повлияет на стратегию Нацбанка большая политика?

Низкая и стабильная инфляция

Цель Стратегии-2018 - низкая и предсказуемая инфляция, низкие процентные ставки. Цель Стратегии-2019 - снижение инфляции до цели 5% в среднесрочной перспективе.

Стабильность цен - самая главная цель НБУ, зафиксированная на уровне закона. В прошлом году инфляция преодолела отметку в 10% и завершила год на уровне 9,8%. Это значит, что регулятор приблизился к своей цели 6±2% (инфляционный таргет), хотя и не достиг ее. Курс гривни оставался гибким. Процентная ставка 14,5% в 2017-м и 18% в 2018-м - все еще одна из самых высоких в мире.

Однознаковая инфляция - это победа. Для этого НБУ пришлось удерживать высокие ставки и сохранять валютные ограничения, что негативно сказывалось на развитии кредитования и экономическом росте. Но с точки зрения более долгосрочной перспективы, эта цена уплачена не зря: "американские горки" в ценах еще ни одну экономику до добра не доводили.

Выборы, особенно двойные, несут инфляционные риски. В предвыборные кампании будет влито много средств, правительство и депутаты "будут засевать" округа. К тому же нужно будет поддерживать на плаву проблемные государственные банки, выплачивать государственные долги, монетизированные субсидии и повышенные пенсии. НБУ окажется под постоянным давлением, и его твердое "нет" на предложение включить печатный станок - основная страховка от роста цен в горизонте год-полтора.

Итак, в наступившем году инфляция в 5% вряд ли достижима, в бюджете заложен показатель 7,4, а НБУ прогнозирует инфляцию не более 7%. При этом даже если Нацбанк отобьется от политиков, существуют другие, неконтролируемые регулятором факторы: мировой рост замедляется, рынки сырья нестабильны, Европу лихорадит из-за Brexit, "желтых жилетов" и итальянского бюджета, продолжается торговая война США с Китаем. А у Украины еще есть внешний валютный долг, - выплаты по нему в 2019 г. составят 13,5 млрд долл.

Существует и риск, закладываемый украинскими политиками, - отход от инфляционного таргетирования в пользу низких процентных ставок и льготных кредитов. Эти лозунги привлекают мнимой простотой, но популярное решение приводит не к процветанию, а к пропасти. В Украине очень высок риск непогашения долгов, и он не покрывается европейскими или мировыми ставками 2–5% годовых. Устойчивый рост требует прочного фундамента, а не карточных домиков.

Стабильная, прозрачная и эффективная банковская система

Цель в Стратегии-2018: требования к ликвидности и капиталу отвечают директивам ЕС, эффективный надзор через устоявшийся процесс проверок, банки корректно оценивают риски в своей деятельности.

Цель в Стратегии-2019: банковская система устойчива к макрошокам и системным рискам, нормативы отвечают нормам Базеля ІІІ и директивам ЕС, качество кредитных портфелей улучшается, корпоративное управление соответствует лучшим практикам, иностранные учреждения не отказываются поддерживать отношения с украинскими банками.

Прошлый кризис обошелся Украине в 38% ВВП, сверхважно не допустить его повторения в будущем. В 2018 г. в стадию ликвидации перешло два банка (против 70 за 2015–2017 гг.), а банковская система завершила год с прибылью.

Хотя пик кризиса миновал, банковская система далека от идеальной устойчивости. Последнее стресс-тестирование показало: 8 из 24 банков, прошедших проверку, нуждались в докапитализации. Но сейчас остался только один такой банк. Нарушали хотя бы один из 11 нормативов НБУ (данные по состоянию на 1 декабря 2018 г.)
25 банков. Накопленный объем проблемных кредитов самый большой в государственных банках - 68% от портфеля, в частных и иностранных (за исключением связанных с РФ) ситуация лучше - 24 и 39% соответственно.

Нацбанк на протяжении 2018 г. активно реформировал требования к устойчивости банков, серьезно пересмотрел процессы в банковском надзоре, внедрил оценку стойкости банков и стресс-тестирование, обязал банки ввести независимых директоров в наблюдательные советы. Сами банки не разделяют многие из идей регулятора, и пруденционные требования, возможно, еще будут корректировать.

Здесь политика тоже играет ключевую роль. Именно благодаря политической поддержке на наивысшем уровне, несмотря на отчаянное сопротивление, можно считать, что В.Гонтаревой частично удалось закрыть банковские схемы. Сейчас Европа и США дожали введение независимых директоров в наблюдательные советы государственных банков. Это означает, что будет меньше токсичных кредитов от госбанков депутатским фирмам. Если эту политическую волю сломают, с надеждами на оздоровление банковского сектора можно будет распрощаться.

Однако огромное количество рисков лежит в плоскости верховенства права, а не сугубо финансовой. Следователи, прокуроры и судьи должны полноценно работать с финансовыми делами, махинации то ли в частных банках, то ли со стороны назначенных государством чиновников должны быть надлежащим образом расследованы, а виновники - наказаны.

Возобновление кредитования

Цель в Стратегии-2018: снижение стоимости кредитов, рост кредитования темпами, которые обеспечивают экономический рост и не создают рисков для финансовой стабильности, возобновление ипотечного кредитования и высокое качество новых кредитов.

Цель в Стратегии-2019: постоянное снижение проблемной задолженности банков, рост портфеля кредитов банков на уровне не меньше темпов роста номинального ВВП, снижение кредитных рисков банков.

Стоимость кредитов в прошлом году не снизилась, а наоборот, выросла наряду с повышением ставки НБУ (см. рис. 1–4). Соответственно, кредитование за исключением потребительского сегмента было сдержанным.

Дело в том, что сдерживание цен и увеличение кредитования - две цели, из которых всегда приходится выбирать одну. У них один инструмент достижения - изменение учетной ставки, но действует он в противоположных направлениях. Повышение ставки сдерживает инфляцию, но делает кредиты более дорогими. Снижение ставки способствует доступности кредитов, но повышает цены. Цели НБУ, сформулированные в законодательстве, ставят на первое место ценовую стабильность. Поэтому снижение ставок - вопрос будущей устойчивой и невысокой инфляции.

Еще одна возможность поддержать кредитование - защита прав кредиторов. Сейчас едва ли не наибольшей бедой системы являются проблемные кредиты. Заемщики отказываются платить по ним и выводят активы из-под залога, пользуясь пробелами в законодательстве, коррумпируя судей или чиновников. Защищенные права - это лучшие перспективы возвращения кредитов, а значит, более низкие риски, а значит, меньшая плата за риск в составе процентной ставки, а значит, в итоге более дешевые кредиты. Соответствующий закон, к разработке которого приобщился НБУ, должен помочь, но не сразу. Как и в случае с устойчивостью банковской системы, нужны верховенство права, высокое качество судов, - и политическая воля это обеспечить.

Эффективное регулирование финансового сектора

Цель в Стратегии-2018: устойчивая эффективная модель регулирования финансового сектора, развитие рынка небанковских финансовых услуг, доверие населения и упрощенный доступ для инвесторов.

Цель в Стратегии-2019: углубление и диверсификация рынков капитала и доступа к финансовым ресурсам, упрощение доступа нерезидентов на рынок, повышение качества регулирования небанковского финансового сектора.

Этот пункт плана НБУ зависел от голосования в Верховной Раде так называемого законопроекта о сплите - разделении полномочий Нацкомиссии, осуществляющей госрегулирование в сфере рынков финансовых услуг, между НБУ и Нацкомиссией по ценным бумагам и фондовому рынку. Новых регуляторов получили бы пенсионные и инвестиционные фонды, страховые компании, кредитные союзы и др. Этого не произошло, и цель перекочевала в Стратегию-2019. Но если голосов за него нет сейчас, то что будет при новом парламенте, сказать сложно.

Свободное движение капитала

Цель в Стратегии-2018: антикризисные ограничения отменены, прямые и портфельные инвестиции, а также внешний товарооборот растут, отменены лицензии на инвестирование за рубеж, внедрены рекомендации ОЭСР по противодействию размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения (BEPS).

Цель в Стратегии-2019: расширение возможностей валютных операций, углубление интеграции Украины в международные рынки капитала, увеличение иностранных инвестиций в экономику, повышение финансовой и налоговой прозрачности бизнеса и граждан.

Законодательные изменения в значительной степени удалось осуществить. В 2018 г. был принят Закон Украины "О валюте и валютных операциях". Закон позволяет регулятору по своему усмотрению упрощать условия валютных операций и движения капитала, что раньше было невозможным. Пока регулятор не торопится: свободное движение капитала было положено на алтарь инфляционной стабильности, вместе с оживлением кредитования. Ограничение было отменено лишь частично, инвестиции в Украину почти не поступали, даже если сравнивать с не сверхуспешными 2004–2007 гг., а с условной стагнацией 2011–2013 гг.

Следующий шаг в этом направлении - противодействие размыванию налоговой базы (BEPS) и выводу прибыли за рубеж - наталкивается на серьезное сопротивление со стороны интересов владельцев крупного бизнеса, представленных в парламенте. Это снова вопрос верховенства права.

Принесет ли изменения новый состав парламента, вопрос на миллиарды, - именно такие суммы выводятся каждый год в офшоры. Здесь есть повод для оптимизма: налоговая прозрачность и усложнение работы с налоговыми гаванями - это глобальный мощный тренд. Такие тренды лоббируются на наивысшем мировом уровне и вполне способны пройтись катком по интересам отдельных коррупционеров. Для Украины же в следующие годы поддержка западных партнеров очень важна. Система может сопротивляться продолжительное время, но в конце концов должна прийти к цивилизованным правилам.

Финансовая инклюзия

Цель в Стратегии-2018: сокращение использования денежной наличности и рост пользования банковскими продуктами, активизация онлайн- и мобильных платежей, внедрение цифровой подписи и Bank ID, имплементация IBAN.

Цель в Стратегии-2019: усиление защиты прав потребителей финансовых услуг, расширение доступа компаний и населения к финансовой инфраструктуре, развитие дистанционных и инновационных банковских продуктов, использование номеров счетов IBAN, ускорение расчетов, повышение финансовой грамотности населения, расширение электронного документооборота, повышение эффективности и конкурентоспособности банковской системы.

Финансовая инклюзия - это когда граждане и бизнесы имеют доступ к полезным и приемлемым по цене финансовым продуктам и сервисам, удовлетворяющим их нужды: трансакциям, платежам, сбережениям, кредитам или страхованию, независимо от дохода, возраста, местожительства или вида деятельности. Нацбанк ни в стратегии на 2018-й, ни в стратегии на 2019 г. формально для себя цель процента охвата граждан или малого бизнеса традиционными или инновационными банковскими продуктами не формулирует и статистику не приводит.

Из позитива здесь - запуск Bank ID. Эта система позволяет в онлайн-режиме работать с банковским счетом. Прогресс в финтехе сможет подтолкнуть IBAN - международные номера счетов, дающие возможность стандартизировать межбанковские платежи. Также НБУ отчитывается о росте доли безналичных расчетов с 39% в 2017 г. до 44% в 2018-м и об увеличении на 14% сети торговых POS-терминалов. Вполне неплохой результат, учитывая шаткое доверие людей.

Однако у многих украинцев все еще нет физической возможности пользоваться финансовыми продуктами, особенно это касается сельской местности. Традиционный, а не инновационный онлайн- или мобильный банкинг по регионам сокращается, - за два последних года количество действующих отделений банков снизилось с 10 тыс. до 8,5 тыс. В своем отчете НБУ этот вопрос решил опустить.

То, как сконструированы цели НБУ по финансовой инклюзии, говорит скорее о заинтересованности регулятора в другом тренде - уменьшении использования денежной наличности, или "кэшлесс". Это безусловно связано с инклюзией, но не тождественно ей. Готовы ли люди в регионах поменять квитанции в отделениях на мобильные приложения, или же и в дальнейшем монетизированные субсидии и пенсии в виде наличных будут доставлять почтальоны, - вопрос интересный разве что для социологов. У политиков, новых или старых, доступ граждан к качественным финансовым услугам вряд ли окажется в приоритете.

Современный, открытый, независимый и эффективный центральный банк

На днях Нацбанк получил награду за прозрачность от международного профильного журнала о деятельности центральных банков и финансовых регуляторов Central Banking. Он действительно стал более открытым, публикует много данных и аналитических обзоров, протоколы со встреч комитетов и т.п. Но основной политический вызов для НБУ - сохранить свою независимость. И именно это является нашими наилучшими пожеланиями в новом году.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме