Сберегательный банк ждут большие перемены. С одной стороны, в нем по требованию Всемирного банка будет проведена реструктуризация, которая может решить ряд серьезных проблем, связанных с управлением банком и структурой операций. Эта инициатива целиком поддерживается НБУ, давно обеспокоенным состоянием одного из крупнейших банков страны. С другой стороны, на Сбербанк имеет большие виды правительство: Валерий Пустовойтенко хочет, чтобы банк финансировал приоритетные программы Кабмина. Если это желание будет реализовано, то Сбербанку придется несладко.
Насколько банку плохо сейчас, точно неизвестно. Он никогда не отличался открытостью, что передалось ему по наследству с советских времен. Также по наследству ему передалась консервативность - но консервативность банка не швейцарского, а советского. На финансовом рынке наш Сберегательный всегда был активен только на одном сегменте: в 1997-98 годах у него был самый большой среди украинских банков портфель ОВГЗ. Однако вряд ли это можно считать достижением. Рынок гособлигаций кончил очень плохо, и Сбербанк сильнее других пострадал от проведенной Минфином реструктуризации выплат по бумагам.
Насколько активно банк кредитовал реальный сектор, точно тоже неизвестно. Зато известно, что НБУ с 1997 года пытался лишить Сберегательный банк права кредитовать юридических лиц. В конце концов Нацбанк победил - в сентябре 1998 года Сбербанку запретили выдавать кредиты не только небанковским учреждениям, но и банкам. Это решение Институтская обосновала плохим качеством кредитного портфеля Сбербанка и отсутствием внутри банка системы, которая бы смогла исключить такие риски в будущем.
Естественно, на этом фоне банку трудно было развиваться. Без права выдачи кредитов он не мог рассчитывать на привлечение средств корпоративных клиентов. Тем более, что конкуренция за них среди банков очень велика. На начало года депозиты юридических лиц в Сбербанке составляли всего 50,5 млн. гривен. Страдая ограниченностью возможностей для зарабатывания денег, банк также мало использовал свой главный козырь - опыт работы с населением. За прошлый год привлеченные им депозиты физлиц увеличились незначительно, на несколько десятков миллионов - до 811,8 млн. гривен. Естественно, что при таких условиях финансовый результат банка за 1998 год выглядел очень скромно - в рейтинге он занял место в третьей десятке с прибылью в размере 4,1 млн. гривен.
Однако все это не умаляет значимости Сберегательного банка, точнее, его важности для финансовой системы страны. Главное богатство Сбербанка - это его вкладчики-физлица. По объему привлеченных депозитов населения банк еще ни разу не уступал никому в Украине свое наследственное первое место. То есть именно от Сбербанка, как от никого другого, зависит доверие (или недоверие) вкладчиков к банкам. Любые серьезные проблемы в нем вызовут разрушительные последствия во всей системе. Теоретически можно сказать, что глава НБУ Виктор Ющенко скорее пожертвует курсом гривни, чем Сбербанком.
По этой причине НБУ предъявляет повышенные требования к банку, стремясь увеличить его надежность. Сейчас согласовывается план реструктуризации Сбербанка, рассчитанный на несколько лет вперед. Его детали держат в секрете. Известно только, что банк будет корпоратизирован, но останется государственным с двумя акционерами - Кабинетом министров и Фондом госимущества. Поскольку живое участие в этом процессе принимает Всемирный банк, поставивший реструктуризацию Сбербанка одним из условий предоставления Минфину кредита на развитие финансового сектора, можно предположить, что план будет неплохой. Есть только одно «но» - Сбербанком заинтересовалось правительство.
Дело в том, что у Кабмина есть давняя мечта - создать банк для финансирования так называемых приоритетных программ, прежде всего в промышленности. На эти цели у властей не хватает бюджетных денег, и они пытаются решить проблему за счет банков. В прошлом году готовилось создание такого банка на базе государственного Экспортно-импортного, однако потом идея заглохла. Теперь, похоже, найдена новая «жертва». Валерий Пустовойтенко, сменивший в марте министра финансов Игоря Митюкова на посту главы наблюдательного совета Сбербанка, уже озвучил эту идею. Он заявил, что на базе Сберегательного банка должен быть создан банк для кредитования и инвестиций в реальный сектор по государственным программам.
«На базе Сбербанка (надо) создать такой банк, который бы максимально сосредоточил у себя сбережения граждан, и использовать эти средства на инвестирование экономики - как это делалось во времена советской власти. Это государственный банк, который должен стать действительно государственным банком», - сказал премьер.
В принципе, кое-что от высочайшего внимания Сбербанк может получить. К примеру, в Кабмине существует проект перевести в Сбербанк из других банков счета крупных государственных предприятий и учреждений. Это позволит ему существенно увеличить ресурсную базу. Однако в целом банк, скорее всего, проиграет. Опыт прошлых лет свидетельствует, что «приоритетные» проекты Кабмина означают для банков сначала выдачу кредитов по заниженным процентным ставкам, а потом проблемы с их возвратом.
Скорее всего, против этой инициативы правительства выступят и НБУ, и Всемирный банк. Заместитель председателя правления НБУ Александр Киреев говорит, что Нацбанк не вернет Сбербанку право кредитовать юридических лиц до тех пор, пока не убедится, что это не принесет дополнительных серьезных рисков. «Сейчас мы отрабатываем решение восстановить (лицензию на) межбанковское кредитование, но с процедурой выдачи этих кредитов, которая была бы утверждена наблюдательным советом данного банка. Относительно (кредитования) юрлиц я уверен, что восстанавливать эту лицензию сейчас нельзя, ему не нужны новые риски», - сказал г-н Киреев. Откажется ли правительство от своей идеи, учитывая, что Сбербанком рисковать нельзя?