В Германии среди основных государственных и социальных институтов самым высоким уровнем доверия общества пользуется церковь, на втором месте - налоговая служба. Работа в ней хорошо оплачивается, престижна, рабочее время нормировано, а у работников хороший социальный пакет.
Чтобы стать налоговиком в этой стране, необходимо пройти процедуру серьезного конкурентного отбора еще на этапе поступления в учебные заведения, которые готовят специалистов этой профессии и есть в каждой федеральной земле. Этот опыт свидетельствует, что в мире существует вполне успешная практика подготовки специалистов для государственной службы, и основывается она на принципах последовательного конкурентного отбора служащих, их обучения, повышения квалификации и постоянной работы над ошибками. И для Украины на сегодняшний день этот опыт Германии - бесценен.
Так, налоговики Германии как минимум четыре года учатся своему делу, а для тех, кто претендует на высшие должности в службе, постоянное повышение квалификации фактически не прекращается на протяжении всей карьеры. Наивысшие управленческие ступени занимают люди, которые не просто долго учились и зарекомендовали себя с лучшей стороны как профессионалы, но и получают ученые степени в лучших университетах страны. Другими словами, знают свое дело не только в совершенстве практически, но и глубоко теоретически.
Полностью противоположная ситуация в Украине. На протяжении последних лет наиболее многочисленная по штату налоговая служба претерпела серьезные структурные изменения. Сначала было объединение с таможенной службой, потом уменьшение числа обособленных юридических лиц и укрупнение территориальных отделений и создание центров обслуживания налогоплательщиков. В конце прошлого года произошло очередное изменение - деление службы на налоговую и таможенную. Вот только результат таких порой мало продуманных трансформаций получаем плачевный, что усложняет задачу для новоизбранных руководителей налоговой и таможенной служб.
В начале июля этого года правительство одобрило многостраничный План мер по реализации концептуальных направлений реформирования системы органов, реализующих государственную налоговую и таможенную политику. Этот объемный документ предусматривает около сотни (!) мер по 14 направлениям с определенными исполнителями, предельными сроками и индикаторами выполнения. Честно говоря, даже специалисту постичь логику этого документа невозможно, потому что в нем "смешались в кучу кони, люди". Создается впечатление, что успешность реформы в представлении чиновников Кабмина зависит от объема дорожной карты реформ, а не от фокусирования на главных проблемах без преувеличения ключевых государственных органов страны, которые на протяжении лет теряли кадры, доверие, репутацию.
Во-первых, значительно сократилось количество людей, работающих в обеих структурах: за последние десять лет минимум вдвое в налоговой, в полтора раза - на таможне. При этом в основном и часто такое сокращение происходило за счет профессионалов. Но это не было бы проблемой, если бы диджитализация бизнес-процессов происходила более быстрыми темпами, чем сокращение численности работников. Пока же нагрузка на одного работника налоговой или таможни только увеличивается. Суммарно численность личного состава таможенных подразделений Украины по сравнению с аналогичными подразделениями всех близлежащих стран меньше более чем на тысячу человек.
Во-вторых, при усилении рабочей нагрузки уровень оплаты труда работников этих двух служб остается низким. При этом сознательно избегаю, возможно, и обоснованных упреков по поводу взяток и коррупционной ренты, ведь это вопрос к нашим антикоррупционным органам. Если исходить из презумпции невиновности и официальной статистики, то увидим, что работники налоговой и таможни получают зарплаты значительно меньше, чем коллеги из других государственных учреждений, не говоря уж о работниках новообразованных директоратов и реального сектора. И новое руководство здесь сталкивается с серьезными вызовами и рисками, в преодолении которых - залог успеха.
В-третьих, восстановление репутации и доверия к службе, имеющей дело с публичными, корпоративными и персональными финансами, - проблема номер один повестки дня реформы. Она напрямую связана с предыдущими двумя, ведь кто пойдет работать в службу, где низкая заработная плата, сомнительные перспективы карьерного роста, а в общественном сознании причастность к налоговому или таможенному делу почти всегда ассоциируется со скандалами, неправомерной выгодой, "решением вопросов", аферами, лежанием под клетчатым одеялом в суде.
Учитывая все это, у нового руководства как налоговой, так и таможни чрезвычайные по сложности задачи - кардинальное обновление личного состава обеих служб, да еще и, по возможности, путем рекрутинга профессиональных людей. И здесь проблема очерчивается значительно шире, чем просто реформа налоговой и таможни, ведь фактически с теми же требованиями сформулирована задача для реформы государственной службы в целом.
Реформа системы государственного управления продолжается в Украине уже несколько лет. При отдельных министерствах созданы директораты, являющиеся своеобразными инкубаторами для государственных служащих нового качества, которые должны быть способны разрабатывать и реализовывать целостную государственную политику, направленную на общественное устойчивое развитие, и адекватно реагировать на внутренние и внешние вызовы. Как показывает опыт, результативность деятельности новых подразделений можно оценить по-разному, учитывая объективные и субъективные факторы. Проблема отбора кадров для этих подразделений является одной из ключевых, поскольку ценности и компетенции новоизбранных специалистов будут напрямую определять результат их деятельности. Но наряду с этим очень часто приходилось слышать о том, что даже жесткий конкурсный отбор не гарантирует стопроцентного качественного подбора кадров, ведь мотивация, компетентность и, главное, профессиональные знания могут быть очень разными, а задачи, стоящие перед новыми государственными служащими, - ежедневные, рутинные, абсолютно реальные и сложные. Устранить существующие недостатки в системе кадрового обеспечения государственной службы позволяет специальное образование, осуществляемое по дуальной форме обучения.
Дуальная форма - это способ получения образования, предусматривающий сочетание обучения лиц в учебных заведениях (в других субъектах образовательной деятельности) с обучением на рабочих местах на предприятиях, в учреждениях и организациях для получения определенной квалификации, как правило, на основе договора.
Такая форма обучения успешно зарекомендовала себя и функционирует в упомянутой нами Германии уже свыше 50 лет по более чем 300 профессиям. Преимущества такой системы подготовки кадров заключаются в том, что теоретические знания, полученные в аудитории, соискатель имеет возможность почти сразу же применять на практике, потому что теория без практики мертва.
Дуальное образование предполагает разработку учебных планов только после того, как потенциальный работодатель сформирует полный перечень компетенций, которыми должен обладать будущий специалист. После такой подготовки не требуется время на адаптацию работника на рабочем месте, его знания, умения и навыки отвечают требованиям работодателя. В случае надлежащего анализа потребностей рынка труда подготовка должна происходить только по тем специальностям, которые будут нужны через два-три года, что заведомо устраняет такие проблемы этого рынка, как излишек одних специалистов и дефицит других.
И с учетом лучшего мирового опыта и наших реалий существует глубокое убеждение, что открытый конкурс должен быть дополнен созданием полноценной системы подготовки специалистов для налоговой службы по дуальной форме обучения для всех категорий государственных служащих, ведь качественно обновить состав службы с такой численностью работников в условиях постоянного оттока трудовых ресурсов за границу невозможно. Кроме того, специалист должен владеть специальными базовыми знаниями и действовать по стандартным процедурам и протоколам, унифицировать которые в пределах всех вузов страны очень сложно. Так, доступ к отдельным информационно-аналитическим ресурсам налоговой службы из соображений безопасности и защиты информации не может быть предоставлен в открытое пользование. Администрирование баз налоговых данных, алгоритмы анализа налоговой информации, отбора плательщиков для проверок, протоколы действий налоговых ревизоров также имеют свои особенности и не подлежат распространению.
Учитывая специфику работы в налоговых органах и германский опыт подготовки специалистов для налоговых органов этой страны, в Университете Государственной фискальной службы Украины на протяжении двух лет продолжалась работа по созданию системы дуального обучения, направленной на подготовку специалистов для налоговых органов нашей страны. При поддержке немецкого проекта "GIZ Украина" университет несколько раз посещали эксперты Высшей школы финансов при центре профессиональной подготовки и повышения квалификации в городе Кенигс Вустерхаузен, которые оказывали консультационную, методическую помощь и, наконец, пришли к выводу о возможности создания дуальной системы подготовки специалистов для налоговой службы Украины.
В результате такого сотрудничества в конце июня этого года между Университетом ГФС Украины, Государственной налоговой службой Украины, GIZ и Киевской школой экономики был подписан меморандум об имплементации элементов дуального образования и налаживании сотрудничества между указанными сторонами для содействия реформе публичных финансов в Украине и повышения эффективности функционирования государственной службы.
Стратегическая цель программы заключается в поддержке реформы налоговой службы в Украине в части обеспечения профессиональными и мотивированными сотрудниками, которые на протяжении обучения получат знания и навыки, необходимые для успешной профессиональной карьеры в органах новообразованной налоговой службы Украины. Уже сегодня в Университете ГФС Украины по дуальной форме обучения создана образовательно-профессиональная программа подготовки магистров "Фискальное администрирование", обучение по которой начнется в сентябре текущего года, а вступительная кампания фактически уже идет. Используя возможности академической мобильности, отдельные учебные дисциплины по этой магистерской программе будут преподавать ученые Киевской школы экономики, которая является одним из лучших заведений высшего образования Украины по предоставлению именно экономического образования.
Это первый в Украине пилотный проект по подготовке специалистов по дуальной форме обучения на уровне магистров. Он, по нашему мнению, не только поспособствует кадровой поддержке реформы налоговой службы, но также должен быть полезен в целом для усиления эффективности реформы системы государственного управления. Поскольку позволяет приблизить обучение к практике, а также собрать информацию, проанализировать ее и распространить положительный опыт пилота на другие сферы государственной службы. В частности, дает возможность оценить уровень заинтересованности молодежи в государственной службе, повысить привлекательность работы в госорганах, создать профессиональные лифты для наиболее квалифицированных и настойчивых, а главное, превратить рутинную бюрократическую работу в креативный интересный процесс, то есть устранить один из ключевых вызовов для реформы системы управления публичными финансами в Украине.