Под общим надзором. Опыт мирного сосуществования национальных и международных платежных систем

Поделиться
Фундаментом экономики и самого общества в любой стране сегодня являются деньги, платежная система и платежные инструменты.

Фундаментом экономики и самого общества в любой стране сегодня являются деньги, платежная система и платежные инструменты. Именно они позволяют обеспечить универсальный обмен между собственниками товаров и услуг. Современный цивилизованный мир движется в направлении постепенного отказа от использования в повседневной жизни наличных денег, широко используя различные формы электронных расчетов. Пожалуй, наиболее известным и распространенным инструментом в этой сфере являются пластиковые платежные карты. Огромную роль внедрения и поддержания современной индустрии платежных систем понимают все правительства и финансовые организации мира. Только путь к этой важной цели может быть очень разным.

Европейский опыт

Европейский Союз пытается содействовать достижению своих целей роста (изложенных в Лиссабонской стратегии) при помощи радикальной реструктуризации индустрии платежей в своих странах. Создав единую зону платежей в евро (SEPA) и приняв Директиву о платежных услугах (PSD), ЕС намерен добиться эффективности индустрии безналичных платежей за счет масштаба, усиленной конкуренции и инноваций. PSD направлена прежде всего на защиту прав потребителей и обеспечение безопасности электронных платежей на территории Европейской экономической зоны и предусматривает внедрение единых условий осуществления платежей в рамках государств ЕС.

С 2008 г. все банки в ЕС уже были обязаны выдавать расчетные карты с чипами, соответствующие стандартам EMV (Eurocard MasterCard Visa) и обеспечивать их использование для расчетов и получения наличных денег в банкоматах всех государств ЕС. С конца же 2010 г. согласно новому закону все банковские расчетные карты должны без ограничений использоваться во всей единой зоне платежей в евро.

Регуляторные изменения на рынке платежных инструментов привели к серьезным преобразованиям самих платежных систем. Эффективность и инвестиции, необходимые для соблюдения требований ЕС, могли быть обеспечены лишь масштабом и способностью действовать в трансграничном режиме. Национальные системы в большинстве случаев не смогли обеспечить достаточный масштаб и объем инвестиций в инфраструктуру и рентабельный бизнес по выпуску и обслуживанию платежных карт. Поэтому с большой вероятностью можно утверждать, что европейский рынок в скором будущем в качестве альтернативы бывшим 18+ национальным системам дебетовых карт будут обслуживать две или три международные сети платежных карт. Приведем наиболее характерные примеры.

В Великобритании индустрия платежных карт развивалась, пожалуй, наиболее активно. Хотя регулятор никогда не вмешивался в процессинг пластиковых карт, на определенном этапе преобладала национальная система дебетовых карт. Однако по мере развития рынка и более глубокой интеграции в глобальную финансовую систему назрела необходимость миграции на международную сеть. В 2001 г. Национальна компания Великобритании Switch Card Services Ltd начала переговоры с компанией Europay International (ныне - MasterCard), которые в итоге привели к исчезновению бренда Switch. В 2002 г. MasterСard объявила о переходе Switch на бренд Maestro. Результатом стал более открытый и конкурентный рынок, на котором платежные системы могли претендовать на долю рынка Maestro. Дальнейшее конкурентное развитие рынка привело к тому, что к началу 2010 г. наибольшую долю рынка завоевали дебетовые карты Visa (44 млн. карт). MasterCard заняли вторую позицию с показателем в 22 млн. карт.

Учитывая регуляторные изменения и инвестиции, требуемые для присоединения к SEPA, банки Ирландии также начали постепенно отказываться от национальной карточной системы и национального процессинга Laser. Национальные карты оказались непопулярными у потребителей ввиду проблем с их использованием для онлайн-платежей и за границей. Учитывая 2,9 млн. дебетовых карт Laser, которые находились в обращении в Ирландии в 2008 г., акционеры Laser посчитали невыгодными инвестиции в обновление и развитие национальной системы и запланировали в течение 2010-2011 гг. перевести карточные портфели в международные платежные системы (МПС).

Изначальное решение банковского сообщества Бельгии о ликвидации национальной системы дебетовых платежных карт Bancontact и Mister Cash (MC) в пользу МПС было заблокировано регуляторным давлением со стороны Европейской комиссии и Европейского Центрального Банка. Однако после нескольких лет обсуждений в деловых и правительственных кругах, исходя из коммерческой целесообразности, банкиры вновь вернулись к первоначальному решению. Банковское сообщество Бельгии пришло к выводу, что инвестирование в национальную систему для соответствия требованиям SEPA и PSD экономически невыгодно, в результате чего было принято решение мигрировать на международную сеть.

Нет конкуренции - нет развития

В Украине 2010 г. выдался очень непростым для рынка платежных карт. С одной стороны, по информации Украинского процессингового центра, данный рынок уже в середине года достиг стабильных докризисных темпов развития. Во втором квартале держатели платежных карт совершили 169 млн. трансакций на общую сумму почти 105 млрд. грн. Это на 13% больше, нежели в первом квартале. С другой стороны, по данным НБУ, за тот же период количество пластиковых карт в обращении сократилось на 100 тыс. штук, а средний объем одной операции с использованием пластиковых карт составил всего 621 грн. Причем карточки по-прежнему использовались в основном для снятия наличности в банкоматах.

В прошлом году в Украине активизировалась работа по пересмотру действующих регуляторных норм в сфере электронных платежей. Институт экономических исследований и политических консультаций (ИЭИПК) провел широкомасштабное исследование «Влияние регулирования на развитие рынка электронных платежей». Начиная с апреля 2010 г., сказано в резюме данного исследования, Нацбанк принял ряд постановлений, которые значительно усиливают его роль как регулятора электронных платежных систем в стране. Была принята Концепция внедрения надзора (оверсайта) над платежными системами. Однако наиболее важные изменения содержатся в законопроектах №6465 и №6466, зарегистрированных в Верховной Раде в июне 2010 г. Данные документы направлены на регулирование деятельности платежных систем и в случае их принятия окажут существенное влияние на дальнейшее развитие рынка безналичных платежей в Украине. Среди положительных моментов этих законопроектов - обязательный прием платежных карт торгово-сервисными предприятиями и оверсайт за деятельностью платежных систем и систем расчетов со стороны Национального банка Украины. Однако эти же законы несут в себе риск кардинального изменения сложившегося баланса на рынке розничных безналичных платежей в Украине. Проанализировав уже осуществленные и намеченные изменения, ИЭИПК показал, что некоторые из них могут привести к существенному ограничению конкуренции на рынке, что, в свою очередь, затормозит развитие электронных платежей и негативно скажется на экономике Украины в целом. Более того, отдельные положения не соответствуют международным обязательствам Украины, в частности перед Всемирной торговой организацией.

Проект закона предусматривает создание платежного совета, который должен получить очень широкие полномочия по разработке правил и стандартов деятельности платежных систем и систем расчетов в Украине, а также мониторингу за соблюдением требований указанных правил и стандартов. «При этом в проекте не урегулированы ни вопросы правового статуса платежного совета, ни условия и порядок его формирования, - отмечает директор Института экономических исследований и политических консультаций Игорь Бураковский. - Предполагается также ввести обязательное размещение гарантийных депозитов участниками платежных систем по операциям, произведенным в пределах Украины, в банках-резидентах в национальной валюте. Здесь два риска: во-первых, низкий уровень надежности многих банков-резидентов по сравнению с зарубежными, во-вторых, такое размещение может привести к повышению стоимости соответствующих услуг для конечных потребителей. Планируется замкнуть все операции, проводимые на территории Украины, на специальном национальном клиринговом центре, что фактически означает образование монополии на рынке. Кроме того, новая система приведет к увеличению затрат банков, поскольку им придется менять налаженные технологии работы».

Кто заплатит?

Государственный контроль и регулирование рынка электронных платежей, безусловно, необходимы. Вопрос в том, какова цель такого контроля. Регулирование должно стимулировать развитие рынка, быть понятным и создавать равные условия для всех участников. При этом регулирование электронных платежей нужно рассматривать не отдельно, а в более широком контексте норм ВТО и тенденций развития индустрии безналичных платежей и финансовой сферы в целом. Неудивительно, что исследователи ИЭИПК назвали проблемной в первую очередь норму законопроекта «об обязательном осуществлении клиринга только резидентом Украины, что прямо дискриминирует международных игроков и ограничивает конкуренцию на внутреннем рынке». (Кстати, авторы проекта закона о национальной платежной системе РФ, который в декабре 2010 г. рассматривался в первом чтении в Государственной Думе РФ, считают одним из важных условий данного документа именно укрепление конкурентных условий для всех игроков рынка платежей.)

Наконец, остается открытым вопрос своевременности и экономической целесообразности предложенных инициатив. Без сомнения, появятся и издержки - придется изменить технологии работы. Причем как платежным системам, так и банкам, и самому регулятору. Можно предложить любую схему работы, идеальную с точки зрения авторов законопроектов, но возникает вопрос: а кто за это заплатит? И пока нет ответа на данный вопрос, мы не можем сказать, приведет ли это к улучшению качества услуг, безопасности обслуживания и реальному снижению тарифов.

В резюме исследования ИЭИПК предлагается направить усилия на совершенствование законодательства в следующих направлениях.

1. Предоставление гарантий свободного доступа на рынок для платежных систем и участников платежных систем, а также предоставление права для платежных систем и участников платежных систем на свободный выбор механизма обработки платежей.

2. Борьба с теневой экономикой и сокращение наличных платежей. Этому может способствовать контроль соблюдения требований, касающихся установки электронных терминалов в торговой розничной сети, а также фискальные стимулы поощрения потребителей использовать электронные платежные средства. Исследования показывают, что чем меньше электронных платежей на душу населения в стране, тем выше уровень теневой экономики (в процентном отношении к ВВП), и наоборот.

3. Усовершенствование механизма защиты прав потребителей на рынке электронных платежей.

В целом, эксперты сходятся во мнении, что украинский рынок безналичных платежей обладает большим потенциалом и требует планомерного развития с учетом лучшего мирового опыта.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме