Обновленная программа сотрудничества Украины с МВФ отдельное внимание уделяет фискальной консолидации и поиску дополнительных источников наполнения нашего госбюджета. Определенный акцент сделан на налогообложении населения. А значит, у всех последних налоговых инициатив государства должно открыться второе дыхание. В частности, и у так называемого спецрежима для микробизнеса, который может принести государству как минимум 10 млрд грн поступлений.
Зачем украинцам спецрежим для микробизнеса? По данным Госстата, около 19% взрослых украинцев являются неофициально занятыми, причем значительная их часть работает в сфере услуг — водителями, курьерами, репетиторами и т.д. Законодатели решили усовершенствовать существующую налоговую систему, чтобы помочь этим людям вести свою деятельность официально и платить налоги, но без оформления статуса физического лица-предпринимателя. Что ж, проанализируем, насколько привлекательно это предложение (№10166 от 20.10.2023).
Предпосылки создания проекта
В Украине есть несколько возможных вариантов легального оформления своей деятельности:
- стать наемным работником, заключив трудовой договор;
- зарегистрироваться как физическое-лицо-предприниматель и вести хозяйственные отношения с контрагентами;
- получить статус самозанятого лица или даже создать собственное предприятие.
Но это подходит в первую очередь тем, кто занимается определенными видами хозяйственной деятельности постоянно и выбрал их как свои основные. Неурегулированной оставалась деятельность лиц, выполняющих определенную работу эпизодически, когда у них возникает потребность. Это так называемая подработка, если, например, сантехник, имеющий официальную работу, зарегистрирован на сайтах поиска подрядчиков типа «Кабанчік» и иногда берет оттуда заказ. С одной стороны, это не трудовые отношения, потому что они лишены их признаков, но с другой — человек получает доход, при этом не будучи зарегистрированным как ФЛП. Именно такие моменты и пытаются сейчас урегулировать и уменьшить долю теневых отношений, дав зеленый свет легализации доходов граждан, не желающих проходить долгий этап регистрации ФЛП, оформлять много дополнительных бумаг отчетности (независимо от того, выполнялась работа или нет), а также бояться проверок Гоструда и Государственной налоговой службы.
Очевидно, государство начало давить на онлайн-сервисы (цифровые платформы), которые фактически были посредниками между заказчиками и исполнителями. Но, по подсчетам, всего 4% таких работников имели регистрацию ФЛП, другие вели деятельность нелегально, вызывая вопросы у налоговой к таким платформам: на каком основании лица привлечены к работе? Конечно, есть люди, которые работают индивидуально, без сотрудничества с цифровыми платформами, и они тоже подпадут под действие норм проекта.
Сколько налогов придется платить
Доходы на спецрежиме будут облагаться налогами по ставке 6%. Условием является сумма дохода в течение года не выше 153 размеров минимальной заработной платы: с 01.01.24 — 1 086 300 грн, а с 01.07.2024 — 1 224 000 грн. К сумме превышения (то есть с разницы между фактическим заработком и максимально разрешенной суммой) будет применяться ставка 18%.
Кого касается проект и как выбрать этот вид налога
Он касается физических лиц старше 18 лет, которые не являются самозанятыми и получают дополнительный, нерегулярный или незначительный доход без регистрации ФЛП при предоставлении услуг. Им предлагается специальный режим для уплаты налога на доходы, они будут внесены в специальный реестр. Для применения специального режима надо подать в налоговую по своему адресу заявление средствами электронной связи в электронной форме.
Лицо на спецрежиме обязано каждую операцию проводить через РРО, независимо от того, в наличных она или нет, если не пользуется регистрацией на цифровых платформах типа Bolt, Glovo, Uklon.
Виды разрешенных услуг:
- предоставление услуг по уходу за больными, лицами с инвалидностью, недееспособными или ограниченно дееспособными лицами, лицами преклонного возраста;
- предоставление услуг такси и другие услуги перевозок легковыми автомобилями;
- курьерская деятельность (услуги по доставке на дом);
- выполнение ремонтных работ объектов жилой и/или нежилой недвижимости;
- предоставление услуг перевода;
- дрессировка и уход за домашними животными;
- деятельность по организации и проведению праздничных мероприятий (тамада, ведущий);
- деятельность в сфере здравоохранения человека, не требующая лицензии (деятельность медсестер, физиотерапевтов или другого парамедицинского персонала в сфере оптометрии, гидротерапии, лечебного массажа, трудотерапии, логопедии, хироподии, гомеопатии, мануальной терапии, иглоукалывания, деятельность психоаналитиков, психологов и психотерапевтов);
- услуги по выполнению фоторабот;
- услуги домашней прислуги;
- услуги по уходу за ребенком;
- услуги, связанные с очисткой и уборкой жилых помещений по индивидуальному заказу физических лиц;
- услуги по ремонту на дому одежды и бытовых текстильных изделий;
- услуги по ремонту на дому трикотажных изделий;
- услуги по ремонту на дому кожаных галантерейных и дорожных изделий;
- услуги на дому по ремонту радиотелевизионной и другой аудио- и видеоаппаратуры;
- услуги на дому по ремонту электробытовой техники и других бытовых приборов;
- услуги на дому по техническому обслуживанию и ремонту музыкальных инструментов;
- парикмахерские услуги на дому;
- услуги на дому по маникюру и педикюру.
Кто такой оператор цифровой платформы
Как уже написано выше, многие люди используют в своей деятельности возможности сайтов изучения языков с носителями, приложений Bolt, Glovo, Uklon, сайта Kabanchik — службы поиска исполнителя ремонтных работ и т.д., на котором регистрируются таксисты, курьеры, домашние работники (няни, садовники, горничные), репетиторы, кинологи, работники сферы красоты и прочие. Именно такие сайты и приложения будут считаться цифровыми платформами в контексте закона. А их операторами — владельцы. То есть юридические лица (независимо от их резидентства на территории Украины), которые предоставляют украинцам доступ к своему сайту для получения ими доходов. Они должны находиться в Реестре операторов цифровых платформ.
Оператор цифровой платформы будет предоставлять налоговой информацию через специальный портал (его создадут) на государственном или английском языке обо всех суммах доходов, полученных с использованием их сайта или приложения лицами, которые избрали применение специального режима и сообщили об этом. Операторы будут нести ответственность, если нарушат сроки представления такой информации. Важно, что операторы цифровой платформы не являются налоговыми агентами зарегистрированных лиц, то есть не платят за них налоги.
Как будет происходить процесс уплаты налогов
Физическое лицо, выбравшее такую систему, открывает специальный счет в одном выбранном им банке из перечня, и банк обязан будет осуществлять предавторизацию операции по уплате налога за счет таких средств, то есть фактически будет взимать налоги автоматически в пользу государства с каждого поступления. Оплата будет проходить либо через цифровые платформы, либо через ПРРО/РРО. Если налоговая обнаружит нарушение, то права на уменьшенное количество налогов можно лишиться.
По убеждению законотворцев, существующая в Украине упрощенная система налогообложения хоть и удобна, но больше всего подходит для физических лиц, которые ведут хозяйственную деятельность на постоянной основе и для которых такая деятельность является основной. Получать дополнительно к основной работе заработки на нерегулярной основе в формальном секторе для физических лиц обременительно и невыгодно. Кроме того, некоторая часть граждан не готова регистрироваться из-за опасений в связи с процессом регистрации и прекращения физического лица-предпринимателя, дополнительной отчетности, возможных проверок и т.д. Принятие законопроекта будет способствовать легализации доходов физических лиц, благодаря созданию благоприятных условий для уплаты ими налогов, что, по расчетам «Экономической экспертной платформы», позволит обеспечить увеличение поступлений в бюджет в размере около 10 млрд грн.