«Чем отечественное правительство лучше отечественных автомобилей? Оно быстрее разгоняется»
Все-таки власти в Украине работают, особенно если судить по количеству подготовленных, готовящихся и находящихся в стадии медленного кипения, бумаг. Правительство правит бюджет 1998 года, временная комиссия ВР готовит бюджетную резолюцию - 99.
Праздного интереса ради предлагается посмотреть - о чем там написано, зачем там все это написано и, уж заодно и кстати - что от этого всего может произойти в реальной и трудной нашей жизни.
Правь, правительство
В прошлом году, когда правительство (вроде как вовремя) подало в парламент, а парламент (не менее своевременно) принял и утвердил Государственный бюджет на 1998 год, - помнится, тогда главным и практически единственным достоинством упомянутого документа была упомянутая же своевременность. Уже тогда мало кто сомневался в том, что бюджет будет правиться, изменяться, дополняться и т.п. по ходу исполнения. Так вот, чтобы вы не сомневались, правки внесены, Кабмин готов подписать и отправить урезанный бюджет в Верховную Раду. Так что после выборов спикера парламенту предстоит не менее увлекательное мероприятие: защитить свое право на бюджетные расходы в необходимом депутатам объеме.
Документ, произведенный в минувшую среду объединенными силами исполнительной власти при посильном участии некоторых депутатов под названием «Уточненный Государственный бюджет Украины на 1998 год», много чего предусматривает. В частности, предусматривает он сокращение дефицита государственного бюджета до формально приемлемого уровня - 2,3% ВВП. Почему - формально - мы еще скажем. Потом.
Да, так значит 2,3% вместо 3,3% - то есть дефицит у нас получился на 1,04 млрд. грн. меньше, чем был сначала. По данным Интерфакса-Украина, такое сокращение дефицита достигнуто с помощью уменьшения: доходной части бюджета - на 3,3 млрд. грн. (с 21,101 млрд. до 17,787), расходной - на 4,4 млрд. (с 24,481 млрд. до 20,127).
Установлено также, что в этом году хорошо бы позаимствовать где-нибудь во внешнем окружающем мире $2,882 млрд. Раньше предполагалось позаимствовать на $197 млн. больше. Проницательный читатель, знающий, что заимствования эти традиционно идут на покрытие дефицита, может полюбопытствовать - почему, собственно, при уменьшении дефицита более чем на миллиард, предполагаемые внешние займы на его финансирование сокращены всего-то миллионов на 300 гривен? А потому, что предназначаются эти средства не только на финансирование дефицита, но и на (весьма частичное) погашение госдолга. Правительство ведь обещало гасить задолженность по ОВГЗ за счет внешних займов. Вот и гасит - в проекте. Причем только по ОВГЗ до конца «уточняемого» года предстоит еще выплатить 4,2 млрд. грн. - не считая выплат по чисто внешним долгам и прямым заимствованиям.
Готовь гривню летом?
С основным «параметражем» уточненного бюджета мы познакомились. А теперь серьезно. Текущий год принес пока что исполнение бюджета в размере 60% от запланированного на январь-июнь. Общая логика, не имеющая, как всегда, отношения к политике, подсказывает, что бюджет-98 в его расходной части урезать необходимо где-то на треть. Причем расходы эти сократятся и без подписи премьера и - даже страшно сказать - Президента. Сократятся автоматически ввиду отсутствия надлежащих доходов. То есть в реальной и трудной нашей жизни продолжатся невыплаты и прочие социально-стихийные бедствия, а запланированные - от широты души - к финансированию отрасли и программы профинансированы не будут. Частично или полностью - зависит от степени заинтересованности в этих программах верстальщиков и «принимальщиков» бюджета. В просторечии весь процесс называется ростом скрытого дефицита бюджета. Причем растет он, неприятный, до самого что ни на есть момента истины - наступления финансового кризиса. Девальвация гривни и начало роста инфляции, кстати, могут на первых порах способствовать возврату накопленных долгов и сокращению скрытого дефицита. Дальше - полная тишина и только шуршание обесцененных миллионов в потребительской корзине.
Как только произносятся подобные прогнозы, все сразу оборачиваются в сторону НБУ. А что НБУ, если за последний (весьма краткий) период, резервы его уменьшились на четверть и сейчас составляют приблизительно $1,5-1,6 млрд. Предстоящие же погашения в пользу покидающих рынок нерезидентов (к 1999 году правительство уже ничего не должно будет нерезидентам), т.е. погашения в валюте могут оказаться несколько больше полутора миллиардов долларов.
На наивный вопрос - что бы еще такое можно сократить, Виктор Пинзеник, например, отвечает лаконично: «чиновников и льготы». Причем Виктор Михайлович еще и не верит в возможность получения внешней помощи от МВФ. А не верит потому, что, несмотря на имеющую широкое хождение версию о том, что все последние указы и новшества написаны чуть ли не под диктовку Фонда, родство с условиями МВФ они имеют троюродное (и с мутациями). «Прямое родство» наблюдается только в случае с сокращением обязательных отчислений в общий чернобыльский котел. Все остальное не от МВФ, а скорее - от лукавого. Выждав развития событий, мы продолжим тему урезания бюджета - с подробностями.
Параллельно, как было сказано, развивается еще один сюжет - создание, написание, обсуждение и доведение до сведения Бюджетной резолюции на год следующий, 1999-й.
Война приоритетов
Бюджетная резолюция - это такой специальный парламентский документ, в котором законодатели описывают свои пожелания по поводу цвета, общего вида и запаха будущего бюджета. Недаром его другое название звучит гордо: «Об основных направлениях бюджетной политики на 1999 год». Документ этот служит основанием для правительства - разработчиков собственно проекта государственного финансового бестселлера-99.
Бюджетная резолюция обычно содержит несколько разноуровневых интриг. Отсутствие необходимых доходов придает этим интригам по поводу расходов особую остроту и даже прелесть. Прежде всего, в резолюции следует определить, что финансировать из бюджета. Автоматически этот вопрос превращается в задачу на сообразительность - «что финансировать в первую очередь».
Тут мы подобрались к первой интриге, которую сегодня только обозначим, поскольку официальное представление бюджетной резолюции в ВР еще не состоялось. Два подхода к определению бюджетных приоритетов наиболее ясно выражены в проекте двух депутатов С.Терехина и
Е.Жовтяка (назовем его для краткости проект-2) и в проекте, утвержденном временной комиссией ВР, о котором автору коротко сообщил ее сопредседатель Павел Кузнецов (пусть называется проект-К).
Так вот, в проекте-2 предлагается установить, что приоритетами бюджетной политики-99 будут: увеличение доли социальных выплат в общих расходах консолидированного бюджета, увеличение доли затрат на социальные и культурные программы, выплаты по зарплатной задолженности бюджетникам, выплаты по обслуживанию и по возвращению внешних-внутренних долгов и «неукоснительное выполнение бюджетных обязательств по возврату переплаченных налогов и сборов (в частности, акцизов и НДС)», и так далее. В целом направление мысли понятно - в условиях явной недостаточности доходов «спасать», т.е. финансировать, следует убогих и сирых, а также собственные (государственные) обещания по поводу процентов и налогов. Кроме того, в очередной раз предполагается сконцентрировать в бюджете средства всяческих госфондов (включая фонд приватизации и исключая - Пенсионный).
Теперь - несколько иной подход к расходам (проект-К). Подход иной, но до паралича знакомый: «централизованные капитальные вложения в приоритетные отрасли развития экономики в соответствии с утвержденными программами Кабинета министров». Поскольку мы обещали только обозначить и только одну интригу - этого достаточно.
Пока правительство слегка сокращает или откладывает финансирование некоторых «программ капитальных вложений в…», парламент уже готов дать полное добро на финансирование все тех же программ, плюс все, что понадобится профинансировать депутатам-новичкам. Профинансировать - за счет ли разнесчастных бюджетников (кстати, почему они сами не ищут другую работу, а ждут, когда им в очередной раз не заплатят за нынешнюю?). Или - что одно и то же - профинансировать за счет обесценивания нашего средства платежа - гривни.
Честное слово, такое впечатление, что вся власть заинтересована именно в последнем варианте - иначе почему бы ей, власти, не предпринять что-нибудь для его предотвращения. Пока же на косметические (и не всегда постатейно оправданные) сокращения расходов бюджета можно повесить всеобщий лозунг власти: сокращайте, сокращайте, вы мне не мешаете…