Пять лет томительно ожидали операторы рынка лотереи (лицензии которым с 2014 г. даже перестали продлевать), дабы чиновники Минфина выполнили свои прямые обязанности, и только 5 мая на сайте министерства появился долгожданный документ - Лицензионные условия ведения хозяйственной деятельности по выпуску и проведению лотерей. Вернее - проект нормативного документа, который, судя по его содержанию, претендует "улучшить" Закон и игнорирует контроль лотерейного оператора, тем самым создавая условия для легализации игорного бизнеса под видом лотереи.
Нет, все-таки недооценивала работников родного министерства Елена Макеева, заместитель министра финансов времен Натальи Яресько. Так, в своем письме от 26.02.2016 г. в прокуратуру Киевской области она следующим образом оценивала их компетентность: "...представители Минфина не обладают специальными знаниями и навыками в сфере игрового бизнеса или лотереи, поскольку пользуются общедоступными нормами действующего законодательства". А ведь нужно быть серьезным специалистом (еще лучше - фокусником), чтобы тривиальные лицензионные условия (ЛУ) превратить в документ который: 1) фиксирует монополию (отнюдь не государственную) на лотерейном рынке; 2) превращает лотерею в игорный бизнес (легализуя игровые автоматы и бетинг); 3) возвращает коррупционную зависимость оператора от чиновника; 4) обеспечивает разовые поступления в госбюджет за счет продажи лицензий, одновременно лишая бюджет финансовых перспектив в последующие годы…
…можно, но деньги - вперед
А какая выдержка - подумать только, госчиновники пять лет тянули с выпуском лицензионных условий! И ничего… Хотя только ленивый не говорил о ежегодных многомиллиардных потерях бюджета. Дождались-таки своего звездного часа, когда рынок полностью разрушен и его некому защитить. Теперь готовы диктовать свои условия, и закон "О государственной лотерее", оказывается, им уже не помеха. Они даже готовы минимизировать "недостатки и пробелы Закона" постановлением КМУ (утверждающим ЛУ), имеющим более низкую юридическую силу.
Вот только возраст их выдает: судя по содержанию ЛУ, тянут чиновники лотерею во времена премьерства Януковича 2007 г. Сладко тогда жилось чиновникам, управляющим рынком в ручном режиме, - видимо, ностальгируют по прошлому.
Но в какой цивилизованной стране чиновники дают на подпись своему шефу документ, в котором идут на нарушение закона? А если - сразу двух или трех? Тем не менее, как и в дореволюционные времена, они предлагают разбить плату за выдачу лицензии на две части - фиксированную и нефиксированную (ежегодная оплата). Ранее эти части назывались платой за лицензию (ежегодная оплата) и платой за выдачу лицензии. А ведь Кабмин, утверждающий своим постановлением ЛУ, имеет право лишь на установление платы за выдачу лицензии, и разбивая ее на части, он фактически нарушает ст. 7 Закона "О гослотереях в Украине". Кроме того, ст. 14 Закона "О лицензировании видов хозяйственной деятельности" также предполагает только плату за выдачу лицензии - и никаких платежей за ее использование. А еще "органу лицензирования запрещается требовать у субъектов хозяйствования внесения платы за выдачу лицензии до принятия решения о ее выдаче". Но чиновники все равно хотят получить эти деньги вперед. Да если бы только это…
Вопреки ст. 5 закона о гослотереях и ст. 17 закона о лицензировании, авторы проекта новых ЛУ в п. 21 возвращают старую коррупционную норму (для себя, любимых?), предусматривающую обязательное добавление в лицензионное дело локальных документов лицензиата - условий проведения конкретной лотереи. Т.е. теперь судьбу той или иной лотереи отдают на откуп чиновнику, со всеми вытекающими последствиями. Но позаботившись о личной значимости чиновника и о перспективе его безбедного существования, почему-то с пренебрежением отнеслись к государственному контролю.
Где контрольные весы?
Неужели за пятилетку подготовки новых ЛУ никто из работников Министерства финансов, являющегося регулятором лотерейной деятельности в Украине, не поинтересовался мировой практикой контроля над лотереей. Зачем тогда были нужны зарубежные вояжи?
В итоге контроль сводится в основном к использованию обычных РРО (регистраторов расчетных операций, или, попросту, кассовых аппаратов) в пунктах по реализации лотерей.
Ну, не могут не знать специалисты регулятора, что, например, магазины, в которых принимаются ставки на спортивные события или стоят ЛТСы (лотерейный терминал самообслуживания) имеют достаточно устойчивую клиентскую базу - на практике это более 90% всех посетителей. К чужакам там относятся с большим подозрением. Зато игроку, которого хорошо знают, ставку через кассовый аппарат, как правило, не проводят. Увы, пункт по реализации лотереи - это не продуктовый маркет, с живой очередью в кассу. Тут продавцу, проводящему ставку мимо кассы, нечего бояться. В данном случае РРО является скорее профанацией, чем действенным методом контроля.
К тому же игроки в лотерею не только играют, но и выигрывают. И им нужно выплачивать выигрыши. А как это сделать через кассовый аппарат? Возвратом по кассе? Но это операция не из простых, и если таких выигрышей много (особенно мелких), то это уже не контроль, а головная боль.
И это в то время как в современной мировой лотерейной практике существуют лотерейные терминалы, через которые принимаются ставки, выплачиваются выигрыши и все данные отображаются в центральной системе (ЦС). Главное - виден остаток в кассе в режиме онлайн. В любой момент можно сверить остатки в кассе магазина с данными ЦС и проконтролировать прозрачность работы оператора. Но есть один маленький нюанс: для достижения такой идиллии лотерейным специалистам, которыми сейчас руководит заместитель министра финансов Сергей Марченко, следовало бы побеспокоиться о требованиях к программному обеспечению ЦС. А в ЛУ как раз отсутствуют требования по авторству и сертифицированию ПО, фиксирующего продажи и выигрыши и передающего эту информацию в Казначейство.
Непонятно также, как и кто будет все это проверять и контролировать. Какие наказания предусмотрены за выявленные нарушения. Апогеем оригинальности контроля можно считать п. 79 ЛУ - "Контроль над проведением государственных лотерей с использованием электронных систем принятия ставок на участие в государственной лотерее в режиме реального времени осуществляется Казначейством"...
Не может же быть, чтобы финансовые отношения были построены на доверии Минфина и оператора! Последний имеет все возможности поставить пиратское ПО и настроить его, как ему заблагорассудится, и в отношении передачи информации о ставках в Казначейство, и в отношении работы самих ЛТС, которые могут функционировать в режиме, близком к работе игрового автомата.
Мафия брала "за стул", чиновники хотят - "за дверь"
При таком оригинальном контроле со стороны регулятора никто не может исключать, что лотерейный терминал самообслуживания не будет работать по одной из программ игрового автомата, относящегося к устройствам для организации азартных игр. А это нарушение еще и закона о запрете игорного бизнеса.
Но и это еще не все. В проекте ЛУ отсутствует четкое разграничение между лотереей Тото и букмекерством. А как известно, последнее тоже отнесено к азартным играм и запрещено в Украине. В результате такого лицензирования лотереи мы можем получить заодно и легализацию азартных игр. Правда, за исключением классического казино с игровыми столами, но зато в условиях мутного денежного потока, который будет обеспечен слабостью контроля регулятора. Ведь неизвестно, сколько всего заплачено за игру, сколько ставок сделано, сколько выиграно, сколько денег должно остаться в кассе. В результате неясно, с чего платить налоги.
Провоцируется ситуация, когда платить налоги не будут. Т.е., конечно, за лицензии заплатят 162,4 млн грн одноразово и 162,4 тыс. или 16,24 тыс. грн (соответственно 100 тыс., 100 и 10 прожиточных минимумов) ежегодно, в зависимости от вида пункта распространения лотерей. И больше платить не будут. Мы ведь это уже проходили, но чиновникам все же хочется вернуться в прошлое - налогов будет мизер, зато никто не придерется, т.к. все согласно лицензионным условиям.
Иными словами, налогообложение фактически сведется к примитивной оплате "за дверь". Так и напрашивается аналогия с мафиозными поборами, но даже они были более справедливыми - все-таки брали деньги "за стул". А наши регуляторы, выходит, боятся даже за дверь заведения заглянуть. Хотя есть же разница: пункт игры в лотерею с 10 или сотней ЛТС, каждый из которых обеспечивает выручку от 400 до 550 грн в день.
Впрочем, стулья и двери - мелочи по сравнению с тем, что Минфин не интересует вопрос, кто является бенефициаром потенциального лицензиата. При этом он все еще озадачен тем, как не допустить к лицензированию двух из трех действующих лотерейных компаний даже спустя год или два после снятия с них санкций, которыми временно ограничены некоторые хозяйственные операции этих компаний. И нетрудно понять, что предлагаемая квазилегализация азарта под видом лицензирования государственной лотереи готовится еще и в условиях фактической монополии одного частного оператора - УНЛ.
Инфо специалисту
Играть в такую лотерею уже будет небезопасно. Но позвольте усомниться в действенности предложенной защиты игроков от азарта ограничением максимального размера призового фонда, о котором говорится в п. 88 ЛУ. Мало поможет тут и запрет оператору использовать картинку на экране ЛТС, напоминающую процесс прокручивания барабана - символа игры на игровом автомате.
Давайте без обид, ведь на кону здоровье соотечественников, - предоставляем информацию специалисту. В мировой практике считается, что ограничение азарта (а стало быть - и снижение риска заболеть лудоманией) находится в плоскости ограничения максимальных выигрышей, их частоты и увеличения интервала времени между сделанной ставкой и увиденным по ней результатом.
Если нищета неизбежна, то хотя бы не доводите людей до болезней…