Квартирный вопрос испортил их

7 декабря, 17:42 Распечатать Выпуск №47, 8 декабря-14 декабря

Можно на элементарном примере объяснить, как функционирует электронная площадка по оценке имущества. 

Представьте, что вам придется платить за каждый вход в свою электронную почту. Не за доступ к видео- или аудиоконтенту, а просто за одноразовый вход на сервер. И не владельцу этого сервера, а постороннему лицу. Депутатам и чиновникам, внедрившим эту схему, хотелось бы пожелать подавать е-декларации не напрямую в Единый госреестр, а через частные "площадки". И чем больше декларируешь имущества, тем больше платишь. Тогда у власть имущих отпало бы желание придумывать и поддерживать очередные коррупционные схемы.

Сейчас же они даже в отчаянной борьбе с откровенной коррупцией продолжают ее поддерживать изо всех сил. Премьер Владимир Гройсман и вице-премьер Степан Кубив несколько месяцев назад объявили о намерениях разобраться в ситуации с электронными площадками, даже больше, признали существование схемы и осудили ее. А потом собственноручно убрали из правительственного постановления пункт о бесплатном и беспрепятственном доступе к Единой базе оценки, фактически схему легализировав. Мы шаг за шагом расскажем, как выстраивалась схема, которая при правительственной и парламентской поддержке ежемесячно вынимает почти миллион долларов из наших с вами карманов.

Более месяца назад на страницах ZN.UA вышла статья под названием "Недвижимая схема" о введении дополнительных услуг при вхождении в Единую базу отчетов об оценке имущества. Средства за доступ в упомянутый государственный реестр взимались с помощью частных площадок, принадлежащих компаниям, которые действовали удивительно симптоматически и синхронно. Сомнительно, что это действо можно назвать рыночными отношениями, если за никому не нужную услугу на граждан перекладывается обязанность платить свыше тысячи гривен за каждое отчуждение недвижимости. Да, именно на плечи простых украинцев переносится финансовое бремя, хотя по факту в Единую базу входят субъекты оценочной деятельности (оценщики) и нотариусы.

Поскольку в предыдущем тексте детализирована предыдущая история, пройдемся только по самым важным моментам и добавим последние штрихи, чтобы стало понятно — никто не собирается оперативно отменять новосозданную коррупционную схему. Более того, ее легализация и цементирование стали краеугольным камнем голосования за бюджет-2019, когда фракция "Відродження" противопоставила этот момент как рычаг влияния на пропрезидентское большинство и Кабинет министров. И те без особого сопротивления согласились. Между тем схема "собирает" с граждан до миллиона долларов ежемесячно. Не удивительно, что публичное осуждение премьер-министра Владимира Гройсмана, вице-премьера Степана Кубива и парламентариев не трансформируется в противодействие, а даже наоборот, наблюдаются признаки потакания очередному "схематозу".

Старое — выбросить, новое — внедрить

Проблема занижения стоимости недвижимости при отчуждении (продажа, обмен, дарение) стоит на повестке дня не первый год. Трудно сказать, что это было односторонним действием со стороны граждан. Скорее, такая задача при передаче имущественных прав на недвижимость стала возможной благодаря бессмысленной политике государства. До 2010 г. отчуждение недвижимости облагалось налогом в виде разницы между ценой покупки и ценой продажи. Со временем этот подход был изменен, и базой налогообложения стал валовой доход (стоимость продажи имущества без вычитания стоимости приобретения). То есть можно продать недавно купленное имущество с убытком, но налоги платить нужно со всей суммы продажи. Как это ни удивительно, но мало кого беспокоил этот вопрос, поэтому граждане начали искать обходные пути, чтобы избежать уплаты необоснованных платежей в бюджет. Назвать эти шаги со стороны граждан жадностью, в то время как государство вводит абсолютно неразумные правила игры, невозможно.

Выходом из ситуации, когда бюджет не пополняется на соответствующую сумму, мог стать здоровый подход к контролированию оценщиков, вносящих данные в Реестр. Между тем наши правительственные чиновники и парламентарии, по старой традиции, не ищут легких путей. Более того, некоторые целеустремленно пытаются "нагреться" на нерелевантном регулировании соответствующей сферы.

Как уже упоминалось, в 2014 г. снова возникла возможность занижать стоимость имущества. И как ни смешно это звучит, такое стало возможно из-за "борьбы со старой схемой". Бег по граблям в государственном регулировании — любимое дело власть имущих. Но следует учесть рассмотрение этого вопроса Антимонопольным комитетом Украины, который подводил, опять-таки, к неутешительным выводам. Во-первых, оценка для целей налогообложения осуществлялась всеми сертифицированными оценщиками только путем использования программы, разработанной общественной организацией "Институт управления качеством". Во-вторых, при проведении оценки имущества сертифицированный оценщик фактически был только посредником между потребителем-заказчиком услуг и владельцем программы контроля качества — упомянутым Институтом. В-третьих, оценщики заключали сделку с Институтом о передаче неисключительного права на использование зарегистрированных произведений (как уже упоминалось в предыдущей статье, 80% полученных оценщиками средств передавалось Институту). И последнее, Фондом госимущества принималась только одна программа контроля качества, авторское право на которую получил опять же Институт. "Чем не монополия?" — спросят читатели. И будут в этом, с точки зрения здравого смысла, абсолютно правы.

В результате исследования этого довольно специфического рынка АМКУ отправил письма в Кабмин, Фонд госимущества, а также профильный комитет Верховной Рады с предложением внести соответствующие изменения в Налоговый кодекс, законы "О Фонде государственного имущества Украины" и "О внесении изменений в некоторые законы Украины по вопросам приватизации относительно реализации положений Государственной программы приватизации на 2012–2014 годы" (отмена выделенного и исключительного вида оценочной деятельности для целей налогообложения и отдельных полномочий Фонда в этой сфере). Тогда же, в октябре 2014-го, АМКУ оштрафовал "Институт управления качеством" на 15 тыс. грн за нарушение законодательства о защите экономической конкуренции в виде непредоставления информации по требованию государственного уполномоченного.

Инструкция по внедрению коррупционной схемы

Между тем интерес Антимонопольного комитета на этом не угас. И здесь нет околополитических подтекстов, просто с конца 2017 г. в Украине снова начали внедрять новую систему, о которой упоминалось в начале, — Единую базу по оценке. Цели, как всегда, были благими и лежат в фарватере наполнения бюджета. 26 октября 2017 г. Фонд госимущества, поддержав предложение Нотариальной палаты Украины, создал рабочую группу для урегулирования вопросов по предотвращению злоупотреблений оценщиками при определении оценочной стоимости имущества и принятию действенных мер по обеспечению выполнения оценщиками требований законодательства. В начале декабря 2017-го парламентарии изложили пункт 172.3 Налогового кодекса в новой редакции. Там начало упоминаться о Единой базе данных отчетов об оценке, уточнялся порядок ее ведения, а также была указана важная деталь — внесение информации из отчетов об оценке в Единую базу исключительно через авторизованные электронные площадки. Это можно считать первым кирпичиком в конструкции коррупционной схемы.

В конце февраля 2018 г. Фонд объявил закупку услуги по проектированию, разработке, внедрению и сопровождению информационно-телекоммуникационной системы "Единая база данных отчетов об оценке". 18 апреля Фонд заключил договор с ООО "Научно-производственное предприятие "Медирент" на общую сумму 830 тыс. грн (ожидаемая стоимость составляла 1,9 млн). Это был второй кирпичик в конструкцию коррупционной схемы. Уже 15 мая Фонд издает совместный приказ с администрацией Государственной службы специальной связи и защиты информации (ГСССЗИ) об утверждении Порядка авторизации электронных площадок. Через день — публикуется приказ Фонда "Об утверждении Порядка ведения единой базы отчетов об оценке" №658. Третий кирпичик схемы технично уложили в фундамент.

В итоге принятие изменений в Налоговый кодекс и издание двух приказов Фонда госимущества позволили погрузиться в очередной коррупционный "схематоз". Возник новый и довольно специфический "рынок". Частные электронные площадки предоставляют услуги по размещению, получению и передаче информации в Единую базу проверки оценочной стоимости объекта недвижимости. Государство осуществляет только контроль над внесением информации в Единую базу. В свое оправдание чиновники рассказывали о прозрачности, открытости площадок, а также — о конкуренции между ними. Более того, звучали сравнения с системой электронных закупок ProZorro. С первого взгляда, возможно, они чем-то и похожи. Хотя, даже не очень погружаясь в детали, становится очевидным, что участие в государственных закупках, в отличие от оценки имущества, является добровольным, а конкуренция среди электронных площадок в доступе к Единой базе оценки происходит только в пределах нескольких карманов одной группы людей.

По этому факту организация Transparency International, продолжительное время занимающаяся разработкой системы, публично ответила Фонду госимущества, что ProZorro построено в соответствии с иными подходами и философией. Поэтому такое сравнение со стороны чиновников абсолютно неуместно.

Симптоматичным признаком схемы стало еще и то, что 17 июля 2018 г. Фондом авторизована первая площадка Оцінка.online. А сама Единая база была введена в эксплуатацию только на следующий день. За две недели Фонд авторизовал еще два площадки (ООО "Акцепт Онлайн", ООО "Про закупівлі"), со временем и площадку от ЧП "Информационно-консалтинговый центр АСБОУ". Четвертый кирпичик в схему.

Учитывая вышеизложенное, никого не должен удивить тот факт, что рыночные механизмы как-то не действуют на участников нового рынка. С увеличением количества площадок, предоставляющих "услуги", стоимость самих услуг перманентно увеличивалась, а не снижалась. Вначале она составляла 390 грн за разовый доступ к Единой базе, сейчас — уже 570 грн за аналогичное действие. Конкуренция не сработала. Не потому ли, что сработал сговор?

В очередной раз напомним, что соответствующая сумма платится каждый раз — и нотариусами, и оценщиками — именно за доступ, даже не за внесение/изменение данных, в Единую базу. То есть плату берут просто за точку входа в базу. Позиция АМКУ, например, по общим трендам функционирования электронных площадок следующая: услуги, которые имеют признаки административных и являются принудительными, предоставляются частными структурами, при этом на размер оплаты за доступ к Единой базе государство не влияет, а обоснованность размера такой оплаты отсутствует, на рынке присутствуют слишком похожие по всем параметрам компании, что может быть признаком сговора, информация из Единой базы по методам расчета базовой цены, с которой сравнивается оценочная стоимость, является закрытой, вопрос финансирования содержания Единой базы до сих пор не урегулирован и т.п.

При этом Антимонопольный комитет неоднократно отмечал другие подозрительные факторы, в частности, похожесть действий электронных площадок, и даже больше — идентичность названий файлов договоров и регламентов площадок. Конечно, комитет обратился ко всем субъектам (владельцам площадок) о приостановке согласованных действий, но ответ до сих пор не получил.

Повторение — мать учения

Вся эта история могла стать только плохим сном для государственных органов и профильных экспертов, задействованных в отслеживании подобных схем. Напомним, что более десяти лет назад при аналогичной бессмысленности извратили процедуры государственных закупок. Тогда еще "молодой и перспективный" Антон Яценко сконструировал схему с помощью "прокладки", без которой участие в торгах было невозможно. Все новое — хорошо забытое старое. И, как это ни удивительно, уши организаторов той схемы торчат и из электронных площадок, продающих никому не нужную услугу. Более того, именно этот тезис подтвердился во время ультиматума фракции "Відродження" при голосовании за поправки 151 и 152 в Налоговый кодекс, которыми фактически и легализировали схему. Пятый кирпичик в фундамент коррупционной схемы.

Несправедливо будет не вспомнить и о публичном реверансе членов правительства. Параллельно с публикацией новости, что они не только создают рабочую группу, но и фактически осуждают коррупционную схему, чиновники публикуют изменения в постановление Кабмина №358, где из текста убрали слова "бесплатно и беспрепятственно". Обычному украинцу это ничего не скажет, если не учитывать более широкий контекст. Если раньше доступ к Единой базе был бесплатным и беспрепятственным, то сейчас — платный и через "прокладку" под названием "электронные площадки". Вследствие этого правительственная документация теперь никак не противоречит практическому применению электронных площадок. Шестой и последний кирпичик в "гнилую основу" коррупции.

К сожалению, общественность преждевременно объявила о победе и стремлении вице-премьера Степана Кубива убрать схему. По факту инициативу "Вместе против коррупции" просто использовали в своих околополитических коррупционных игрищах. Сейчас члены правительства могут приглашать в рабочие группы хоть всех антикоррупционеров мира, но это простое затягивание процесса. Если Кубив или Гройсман хотят уничтожить схему, то у них в руках все возможности для этого. "Заговаривать" тему из профильной общественности никто не захочет. Да и вообще на пятом году "решительных реформ" надо уже наконец научиться смотреть правде в глаза, — перед нами находятся люди, использующие каждую возможность для незаконного обогащения, вытягивая средства из карманов налогоплательщиков.

В то же время провластные круги не собираются останавливаться в своем политико-коррупционном вальсе в стремлении сделать вид, что они поняли ошибку и ее исправят. Один из авторов схемы — народный депутат Максим Курячий — в который раз решил воспользоваться своим конституционным правом и внести изменения в законодательство. В этот раз речь идет об удалении из Налогового кодекса пунктов, где упоминаются авторизованные электронные площадки. Но не только это предложил парламентарий, его поправки касаются также и уничтожения механизма оценки в Единой базе путем создания новой схемы идентификации среднерыночной стоимости объектов недвижимости. Как утверждает нардеп, соответствующим процессом должно заниматься Министерство экономического развития и торговли, ежеквартально публикуя данные на своем веб-сайте. Борьба за потоки продолжается. Против коррупции — нет.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №47, 8 декабря-14 декабря Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно