IPO (Initial Public Offering, первичное публичное размещение акций) — безусловно, одна из самых популярных тем украинского бизнеса. Отечественные предприятия ощущают все большую нехватку капитала для развития и надеются его получить на западных финансовых рынках. Вопрос не праздный: какие из компаний, заявивших о намерении провести размещение акций на открытом рынке, способны выдержать гонку на IPOдроме и не сойти с дистанции?
В этой связи президент холдинга AVentures Group Владимир Колодюк отмечает: «Повальное увлечение IPO в Украине является следствием наивной уверенности наших компаний в том, что достаточно лишь выбросить акции на биржу, как западные инвесторы начнут их немедленно раскупать». Более рациональный подход описывает Александр Качановский, директор департамента инвестиционных программ Intway World Corporation, имеющей свое представительство в Украине. «Начиная движение к IPO, — говорит он, — управленцы и партнеры корпорации учитывали, что она достигла устойчивого роста финансовых показателей, имеет высокий потенциал, что уровень ее корпоративного управления соответствует международному стандарту». Несомненно, с точки зрения западного бизнеса, все это — обычные характеристики цивилизованной компании.
«Выполнить сегодня требования к публичным компаниям, такие, как раскрытие информации об акционерах, прозрачная структура, высокие темпы роста и успешная кредитная история, смогут лишь несколько украинских компаний из различных отраслей: машиностроительные предприятия, розничные компании, банки и крупные финансово-промышленные группы», — констатирует партнер аудиторской компании Deloitte & Touche Григорий Павлоцкий.
Кроме того, как считает Владимир Поздняков, региональный менеджер компании IDC в Украине и Беларуси, серьезные шансы на успех имеют высокотехнологичные IT-компании, работающие в перспективных секторах экономики, имеющие долгосрочную стратегию бизнеса и оригинальный портфель продуктов. Некоторые компании с долей иностранного капитала, развивающие IT-технологии в Украине, уже заявляли о своих планах IPO на международных рынках. Евгений Попов, директор по стратегическому развитию Intway World Corporation, отмечает: «Мы и наши эксперты оцениваем шансы корпорации Intway на успех в IPO как высокие. Корпорация работает в чрезвычайно привлекательных для инвесторов секторах бизнеса: на фондовом рынке, в сферах недвижимости, электронной коммерции, малого предпринимательства. Мы имеем уникальные продукты, необычную диверсификацию бизнеса и предоставляем нашим партнерам в разных странах различные решения. Нашим ноу-хау является то, что все эти продукты и решения объединены в единый цикл и помогают развивать бизнес в Интернете любому человеку».
Новая экономика, превращающая ноу-хау в экономическую ценность, знала за последние пять лет несколько примеров бурного успеха инновационных компаний на бирже. Хрестоматийным примером, конечно, является Google, акции которой с 2004 года, когда компания вышла на фондовый рынок, выросли более чем в пять раз. Показательно, что первичная публичная эмиссия мгновенно сделала многих частных инвесторов компании миллионерами. В период с сентября 2001-го по июнь 2004 года Google продала действующим и бывшим сотрудникам компании 23,2 млн. опционов по цене в 2,86 долл. США каждый, в то время как на IPO было размещено 19,6 млн. акций по 85 долл. США каждая. По некоторым данным, подобным образом намерена поступить и Intway World Corporation.
Как отмечает Владимир Поляков из консалтинговой компании BPT Group, «украинские компании, которые хотят иметь успех на IPO, должны серьезно привлекать частных инвесторов, рассматривая их как партнеров по бизнесу».
Очевидно, само по себе размещение своих акций на западных биржах — это только начало пути, основная же цель — создание качественного современного бизнеса. Если говорить об IPO не как о моде, а как об осознанной необходимости, то есть все основания считать, что гонки на украинском IPOдроме только начинаются.