Никогда не считала себя излишне сентиментальной, но, сидя на пресс-конференции, проходившей 5 сентября - в Международный день благотворительности и годовщину смерти Матери Терезы (последнее теперь кажется чуть ли не зловещим знаком для украинской благотворительности), - вдруг почувствовала, что готова расплакаться. Абсурдность ситуации, сложившейся то ли из-за непрофессионализма, то ли из-за жадности некоторых чиновников, когда, по сути, уничтожается то, что с таким трудом зарождается в Украине, - благотворительность и гражданское общество - приводит в отчаяние.
О том, как законом о благотворительности эту самую благотворительность в Украине можно дискредитировать и убить, вместо того, чтобы содействовать ее развитию, ZN.UA уже писало (№27 от 19 июля, "Как истребить благотворительность"). Напомню: речь шла о проекте Закона Украины "О внесении изменений в Закон Украины "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", размещенном на сайте Минюста для публичного обсуждения. 16 августа он был зарегистрирован Кабмином в Верховной Раде под номером 3100. Кстати, с нарушением процедур согласования. Но об этом - ниже.
Одной из главных "новаций" упомянутого законопроекта стало требование оформлять письменным договором, заверенным у нотариуса, каждое благотворительное пожертвование валютных ценностей, превышающее пятидесятикратный размер необлагаемого минимума доходов граждан (т.е. 850 грн). Введение такой нормы, по мнению юристов и экспертов благотворительного сектора, является нарушением Стратегии государственной политики содействия развитию гражданского общества и Стратегии реформирования системы социальных услуг. Данные изменения противоречат и рекомендациям ЕС о развитии благотворительности. Согласно им благотворительной деятельности не должны создаваться налоговые и экономические препоны. Кроме того, пожертвования могут быть анонимными. Норма же о нотариальном заверении акта благотворительности лишает права на анонимность как благотворителя, так и получателя такой помощи. Таким образом, предложенные изменения еще больше загонят в тень и без того недостаточно прозрачную систему сбора пожертвований в Украине.
Утверждение законопроекта №3100 приведет к фатальным для украинской благотворительности последствиям, считают эксперты. Во-первых, обязательность посещения нотариуса существенно сократит количество и объем пожертвований от физических лиц и бизнес-компаний. Например, на лечение посредством благотворительного проекта "Таблеточки", согласно подсчетам его руководителя и члена опекунского совета Охматдет Ольги Кудиненко, - на 80%. "Законопроект оставит без помощи 82% нуждающихся людей, или 26 детей из 32 не смогут выехать на трансплантацию костного мозга от неродного донора, которая не проводится в Украине. Они будут обречены". Вот такая, почти фашистская селекция среди украинских граждан будет проведена в результате законодательного принятия новой нормы!
Во-вторых, международные благотворительные пожертвования от нерезидентов Украины - как частные, так и в виде грантов или договоров о благотворительной помощи, будут заблокированы. Особенно, если зарубежные жертвователи не имеют своих представителей в Украине. И хотя на пресс-конференции говорили, прежде всего, о тяжело больных детях (именно им больше и чаще готов помогать украинский благотворитель) и взрослых, которые не смогут вовремя и в необходимом объеме получить благотворительную помощь (а это нередко - вопрос жизни и смерти), принятие законопроекта негативно скажется на очень многих общественных организациях и местных сообществах. А это ростки гражданского общества, с таким трудом пробивающие себе дорогу сквозь асфальт жестких отечественных реалий как раз с помощью грантов.
В-третьих, станет невозможным использование самых современных и прозрачных способов привлечения благотворительных средств - Интернета, банковских платежных карточек и других электронных коммуникаций.
В-четвертых, уменьшится программный бюджет, и при этом возрастут административные расходы благотворительных фондов и организаций на оплату услуг нотариусов, но не качество и эффективность оказываемой благотворительной помощи.
Таким образом, можно утверждать, что предлагаемое изменение противоречит 3 и 22 статьям Конституции Украины, поскольку ограничивает права и свободы, уже гарантированные законом.
Зато возрастут доходы нотариусов (на 150-200 гривен от каждого договора) и госбюджета (из пожертвования в 1500 грн госпошлина составит 17). Представитель Ассоциации юристов Украины, партнер адвокатской группы "Солодко&партнеры" Елена Сотник считает, что пояснительная записка к законопроекту противоречит его содержанию. "Заявленная цель принятия акта (согласование Закона о благотворительности с Гражданским кодексом Украины) - профанация. На сегодняшний день никаких противоречий нет. Настоящей целью является лоббирование частных интересов нотариусов".
Кстати, заявление и.о. директора Департамента нотариата, банкротства и функционирования центрального заверительного органа Минюста Дмитрия Журавлева, размещенное на официальном сайте, что якобы "благотворители не до конца разобрались с нормами законопроекта", и на самом деле "требование относительно нотариального заверения договоров будет распространяться только на благотворительные пожертвования валютных ценностей и не будет касаться других договоров, составляемых благотворительными организациями", звучит, по меньшей мере, странно. Согласно действующему Декрету Кабмина Украины №15-93 от 19.02.1993 г. (последние изменения внесены
4.07.2013 г.) "О системе валютного регулирования и валютного контроля", термин "валютные ценности", наряду с платежными документами и другими ценными бумагами, иностранной валютой, а также банковскими металлами, включает в себя и валюту Украины.
Второй опасной нормой, о которой Д.Журавлев, говоря о беспочвенности критики благотворителями законопроекта почему-то даже не упомянул, является предложение из части первой ст.8 Закона Украины "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", которая гласит, что "благотворители имеют право устанавливать сервитуты (право ограниченного пользования чужими вещами (имуществом) с определенной целью и в установленных пределах - А.К.) земельных участков или другого недвижимого имущества в пользу благотворительных организаций или других бенефициаров при условии их использования для целей благотворительной деятельности", исключить слова "при условии их использования для целей благотворительной деятельности". Таким образом, в законопроект, по сути, сознательно закладываются коррупционные схемы для злоупотреблений на базе благотворительных организаций и фондов. Так вот как, оказывается, будет меняться "алгоритм действий по предотвращению и выявлению коррупции в Украине"… Кстати, заявки на такое использование благотворительных организаций уже поступают. Руководитель ВБФ "Крона" Елена Мацибох, обратившись к местному депутату с просьбой поддержать одну из программ фонда, в ответ услышала: "Хорошо, поможем. Но давайте подумаем, что нужно сделать, чтобы землю, на которой вы реализуете свою программу, можно было на вас оформить. А там уже что-то решим"…..
К слову, есть мнение, что норма о 850 гривнах была введена как раз для отвлечения внимания общественности от намерения государственных коррупционеров (скорее всего - чиновников среднего звена), избегая налогообложения, использовать земельные сервитуты благотворителей в неблаготворительных целях (несмотря на неубедительные заверения Минюста в обратном, размещенные на официальном сайте 6 сентября). Ведь здесь вам и загородные дома, и элитные спортклубы, и др. Ну как от такой наглости не заплакать?
Третья норма законопроекта, вызвавшая негодование общественности, - предложение убрать из ст.13 действующего закона о видах благотворительных организаций уставные акты по завещанию. Таким образом, по мнению руководителя Программы развития гражданского общества Украинского независимого центра политических исследований Максима Лацибы, "украинцам фактически запрещают создавать фонд Нобеля". И чем последний провинился перед украинскими властями?
Ну и немного о нарушении процедур согласования. В пояснительной записке к законопроекту (подготовленному Минюстом во главе с Александром Лавриновичем и зарегистрированному в ВР за подписью уже экс-министра) указано, что он согласован с общественностью. Однако, по словам директора Украинского форума благотворителей (УФБ) Анны Гулевской-Черныш, все обращения благотворителей и их правки были получены, но проигнорированы Минюстом. Об этом свидетельствует письмо-отказ от 26 июля, подписанное замминистра Серовым. Кроме того, в пояснительной записке сказано, что к проекту закона Министерством доходов и сборов Украины высказаны замечания, которые не были учтены. Однако из ответа вышеупомянутого министерства на запрос УФБ от 9 августа 2013 года следует, что вывод о согласовании законопроекта не предоставлялся. "То есть мы имеем дело или с подлогом документов, или с сознательным обманом, - считает Максим Лациба. - Будем обращаться в Генпрокуратуру с требованием проверить деятельность Минюста".
Участники пресс-конференции обнародовали открытое письмо - призыв не включать в повестку дня ВР законопроект Кабмина Украины №3100. Подписать обращение можно ЗДЕСЬ.
P.S. Еще одна "помощь" благотворительному сектору 2 сентября этого года была оказана президентом Януковичем в виде Указа №473/2013 "О внесении изменений в некоторые указы президента Украины о волонтерской деятельности". Согласно этому документу, развитием волонтерства в стране должны будут заниматься министерства экологии, чрезвычайных ситуаций, культуры, социальной политики, а также Миграционная служба Украины. С одной стороны, удивительно, что из этого перечня выпали министерства здравоохранения, науки и образования, молодежи и спорта. Ведь именно в сфере их компетенции сегодня работает наибольшее количество волонтеров. С другой, как известно, "у семи нянек - дитя без глаза". Кроме того, Минсоцполитики предоставляются полномочия выдавать лицензию на волонтерскую деятельность, которая на самом деле является одним из видов благотворительности. Это - нонсенс. Такого нет нигде в мире. Экспертам еще предстоит разобраться, как это скажется на благотворительном секторе.