И вновь продолжается торг…

Поделиться
В минувший четверг, после трехдневного роад-шоу в США и Европе, Украина разместила второй в этом году выпуск своих еврооблигаций на сумму 500 млн...

В минувший четверг, после трехдневного роад-шоу в США и Европе, Украина разместила второй в этом году выпуск своих еврооблигаций на сумму 500 млн. долл. Этот выпуск эксперты уже успели окрестить самым дешевым из когда-либо осуществленных Киевом. Ставка его доходности плавающая и составляет шестимесячный LIBOR+3,375% годовых (итого на сегодня — 5,361%). Срок обращения облигаций этого выпуска — пять лет (с 5 августа 2004 года по 5 августа 2009-го), передают «Українські новини» со ссылкой на источник в одном из зарубежных банков. На момент подготовки номера к печати Министерство финансов Украины официального сообщения о размещении еврооблигаций еще не выпустило.

Менеджерами по размещению бумаг выступили западные банки Citigroup, Credit Suisse First Boston и Dresdner Kleinwort Wasserstein, объединившиеся в синдикат. Юридические консультанты выпуска — британская Linklaters и киевская «Магистр и партнеры».

Шестимесячный LIBOR (London Interbank Offered Rate, средняя процентная ставка группы лондонских банков за полгода) составляет сегодня 1,986%. Эксперты, правда, прогнозируют некоторый рост LIBOR в ближайшие годы, что несколько удорожит обслуживание Украиной этого займа. Однако у данного выпуска облигаций имеется «запас прочности» в 151,5 пункта по сравнению с предыдущим, февральским.

Напомним: в феврале Украина продала западным инвесторам свои семилетние еврооблигации на 600 млн. долл. с фиксированной ставкой доходности 6,875% годовых. Т.е. лишь при условии роста LIBOR более чем до 3,5% пятилетние украинские еврооблигации-04 станут дороже своих семилетних «одногодок».

С одной стороны, тенденция удешевления из года в год выпусков украинских облигаций получила свое дальнейшее развитие. Так, в 2003 году наше государство разместило десятилетние облигации на 1 млрд. долл. под 7,65%. В 2002-м, на фоне «оружейного скандала» и снижения рейтингов, — на 260 млн. долл. под 10,84%. В 2000 году в рамках реструктуризации государственного долга были выпущены семилетние амортизационные евробонды под 10% годовых в евро (на сумму 1,167 млрд. евро) и под 11% — в долларах (на сумму 1,58 млрд. долл.). Украина уже погасила 43,999% основной суммы долга по этому выпуску.

С другой стороны, удешевление последних выпусков украинских еврооблигаций нужно соотносить с отмечающимися в последнее время тенденциями снижения кредитных ставок, например, той же LIBOR или процентной ставки Федеральной резервной системы США. Увеличение количества свободных ресурсов на мировых финансовых рынках — процесс объективный. В том, что нашей стране их предоставляют все дешевле и дешевле, нет заслуги одной лишь Украины.

Тем не менее в среду международное рейтинговое агентство Fitch присвоило выпуску пятилетних украинских еврооблигаций рейтинг В+. Он соответствует суверенному долгосрочному рейтингу страны в иностранной валюте со стабильным прогнозом (Fitch повысил рейтинг Украины с В до В+ со стабильным прогнозом в июне 2003 года). В своем сообщении Fitch отметило, что рейтинг поддерживается макроэкономическим ростом в стране, сравнительно низким уровнем долгов и приемлемой внешней ликвидностью.

А неделей ранее о повышении долгосрочного кредитного рейтинга Украины до В+ объявило агентство Standard&Poor’s, чьи прогнозы считаются самыми консервативными. Правда, краткосрочный рейтинг страны остался на уровне В с прогнозом «стабильный». Основными мотивами к повышению рейтинга, по мнению экспертов агентства, стали увеличение темпов экономического роста, одобрение Международным валютным фондом двенадцатимесячной кредитной программы «упреждающий stand-by», рост более чем на 2 млрд. долл. с начала года золотовалютных резервов Национального банка Украины.

По расчетам Standard&Poor’s, отношение потребности во внешнем финансировании (сальдо счета текущих операций плюс амортизация долгосрочного и краткосрочного долга) к золотовалютным резервам к концу 2004 года снизится до 142% по сравнению со 176% по состоянию на конец 2003-го. В будущем году эти показатели, по прогнозу агентства, продолжат улучшаться. Эксперты S&P хоть и отмечают страновые риски, связанные с политической неопределенностью из-за предстоящих президентских выборов, однако вне зависимости от их результата не прогнозируют ухудшения отношений с международным сообществом и осложнения доступа к источникам внешнего финансирования.

Агентство Standard&Poor’s последним из трех ведущих мировых рейтинговых агентств повысило рейтинг Украины. Международное рейтинговое агентство Moody’s улучшило рейтинг Украины по облигациям в иностранной и национальной валютах с Caa1 до B2 еще в январе 2002-го. А первый B+ по долгосрочным валютным и гривневым заимствованиям Украина получила в июне 2003-го от агентства Fitch. Можно предположить, Moody’s и Fitch повысят рейтинг Украины уже по результатам первых послевыборных месяцев.

Правда, до выхода из так называемой спекулятивной рейтинговой категории Украине еще далеко. Согласно правилам той же Standard&Poor’s, рейтинги В отражают возможность выплачивать проценты и возвращать основные суммы долгов лишь в настоящий момент. Прогноз «стабильный» означает маловероятность изменения ситуации в ближайшем будущем. Рейтинги следующей ступени, ВВ, также свидетельствуют о долгосрочной вероятности негативных сдвигов в условиях обслуживания долга. И лишь рейтинг ВВВ открывает инвестиционные рейтинговые категории (ему соответствует «вероятность вероятности» неблагоприятных изменений).

Правда, В — это не рейтинги группы С. Так, ближайший «сосед снизу» — рейтинг ССС — отражает тот факт, что обслуживать обязательства позволяет лишь благоприятная рыночная конъюнктура, объективных же предпосылок к их погашению нет. С другой стороны, ценные бумаги со спекулятивными рейтингами В и ВВ, как правило, имеют большую доходность, чем более инвестиционно привлекательные, а потому пользуются неплохим спросом на рынке.

Несмотря на это, последний выпуск украинских еврооблигаций прошел далеко не безоблачно. Так, первоначально планировался 600-миллионный (в долларах) выпуск под LIBOR+3,125% годовых. По прогнозу Виталия Лукьяненко, советника министра финансов Николая Азарова, в этом случае окончательные результаты презентаций и итоги выпуска вырисовались бы лишь в начале следующей недели. Иными словами, видны признаки некоего торга, имевшего место при их размещении.

Однако все вышесказанное — моменты в большей степени технические. Гораздо более занятен вопрос, какова необходимость внешних заимствований государства на фоне значительного экономического роста и четырехкратного перевыполнения годового плана приватизации? Объяснений необыкновенному стремлению занимать даже когда денег хватает, различные эксперты дают несколько.

Так, по одному из мнений, страна, вышедшая на рынок внешних заимствований, должна поддерживать свое присутствие на нем. Однако зачем это делать в таких объемах? По другой версии, новое заимствование стало следствием инерции минфиновского аппарата. Мол, госбюджетом-04 было запланировано привлечение …заемных средств, и эти планы были реализованы. Кроме того, на сентябрь приходится очередной пик платежей по обслуживанию внешнего долга, составляющих как раз 2,5 млрд. грн., — возможно, привлеченные средства в лучших традициях будут направлены на «погашение долгов в долг».

Впрочем, все эти версии больше похожи на попытки оправдать заем, преследующий совершенно иные цели. Злые языки утверждают, что… заем направлен чуть ли не на погашение издержек отечественных олигархов на «тотальную приватизацию». В частности, он должен обеспечить возможность покупки «Укртелекома» в условиях, когда все деньги уже потрачены на «Криворожсталь». При желании, конечно, можно придумать схему, при которой государство продает свои облигации аффилированным с этими самыми олигархами структурам, а те потом гасят ими взятые под покупку промышленных гигантов кредиты (с некоторым, разумеется, дисконтом). Однако для этого нужно знать фактических приобретателей облигаций последнего выпуска, которые стоят за американскими финансовыми компаниями, скупившими ценные бумаги по их доверенностям.

Как бы там ни было, не хотелось бы, чтобы перед выборами финансовый менеджмент страны действовал по принципу «после нас хоть потоп». И демонстративно укорачивал срок заимствований Украины на финансовых рынках.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме