Море темно-серого и отдельные яркие вспышки оранжевого... Такой, если прибегнуть к цветовым ассоциациям, видится мне двухлетняя судьба Налогового кодекса. Серое — это тома текста, совершенно неудобоваримого для филолога. Кропотливейшая работа по анализу и отбраковке тысяч (!) депутатских замечаний и предложений. Трудные, часто бесплодные дискуссии между Минфином, налоговиками и депутатами, которые периодически выплескивались на голову общественности и ни в чем не повинной прессы. Давно набившие оскомину политические заклинания о необходимости составления очередного бюджета на новой налоговой основе, призывы Президента отнестись к Налоговому кодексу как к документу первоочередной важности... А с недавних пор — еще и эпистолярный порыв. В профильный парламентский комитет идут «обращения с мест»: так, мол, и так, негодуем по поводу проволочек, принимайте его, окаянного, поскорее, совсем невмоготу жить под старым налоговым бременем, дайош новое! Пишут, правда, не передовики соцсоревнования, как в старые добрые времена, а всяческие мэры и прочие местные власти. Уж в их-то невыносимое житье-бытье если и верится, то с трудом.
Впрочем, письма — это уже новый оттенок и новый поворот. А вообще, если разобраться, даже в таком специфическом деле, как разработка Налогового кодекса, есть толика веселого. Помню, как летом 2000-го, при рассмотрении на сессионном заседании целых шести (!) альтернативных проектов Кодекса, и депутаты, и гости ВР едва сдерживались от смеха, слушая откровения одного из авторов, который всего-то и обещал, что бюджет Украины вырастет за два-три года в десять раз, зарплата «приблизится» к 1000 долл. в месяц, если... ввести систему отраслевого налогообложения. Мотивировка: отраслевой налоговый инспектор не может войти в сговор с инспектируемым!
Тогда, летом 2000-го, в депутатской среде было модно слыть автором проекта Налогового кодекса. Сейчас, в 2001-м, когда все помыслы о выборах и очередных четырех годах безбедного существования, Налоговым занимаются очень немногие. И только по должности...
Еще один яркий, веселый мазок в нашей истории — невероятная парламентская шутка этого лета. Надо же, с большим запасом голосов отменили с 2003 года НДС! А потом, когда стало ясно, что заигрались, взяли и не проголосовали за Малый налоговый кодекс в целом. Кстати, с Малым тоже не все ясно: с какой это стати только что сформированное правительство Анатолия Кинаха так легко согласилось с давней депутатской мечтой начать налоговую реформу с принятия именно «узкоформатного» документа. Может, Анатолий Кириллович когда-нибудь расскажет в мемуарах?
...Перелистываю блокнот со своими заметками о парламентских заседаниях 5 и 12 июля прошлого года, о том, как впопыхах, под сильнейшим президентским прессингом, проводилось «нужное решение» — о принятии Большого кодекса в первом чтении. Как из действительно альтернативных проектов за основу выбрали лучший (естественно, кабминовский) и на живую нитку намечали направления дальнейшей работы над ним. К деланно-парадоксальным замечаниям депутата Владимира Черняка в сессионном зале давно уже привыкли, а ведь он тогда высказал замечательную мысль: «Если мы будем последовательными, это опасно. А голосуя в первом чтении за документ, которого не существует в природе, мы открываем путь к принятию Налогового кодекса».
И каковы же успехи на этом шестнадцатимесячном пути? Разногласия между Кабмином и парламентским комитетам по финансам и банковской деятельности сохраняются. Причем смысловые. Однако в игру опять вступает Президент. После скандального, но принятия Земельного кодекса Леонид Данилович твердо решил до конца года обогатить национальное законодательство еще и кодексом Налоговым. Второе чтение состоится 29 ноября — после встреч депутатов с премьером это обсуждению уже не подлежит. Ориентировочно обозначена дата третьего чтения и принятия документа в целом — 13 декабря 2001 года. Так что, похоже, у обеих сторон налогового процесса нет выбора — «брак» и «недоделки» надо устранить за две недели.
А пока главные отечественные спецы по Налоговому кодексу — зампред Государственной налоговой администрации Алексей Шитря и первый зампред парламентского комитета по вопросам финансов и банковской деятельности Сергей Терехин обсуждают качество подготовленного документа на страницах «ЗН». Кто из них прав, в конечном счете покажет практическое применение новых налоговых норм на практике, но это перспектива — в лучшем случае! — 2003—2004 годов. Да вот незадача: успешный 2003-й невозможен без некоего сверхусилия сейчас, на исходе 2001-го...