«Громов» и «молний» первый вице-премьер Юрий Ехануров в Фонд госимущества не привез. Более того, отказался публично критиковать руководящее звено приватизационного ведомства, призвав повышать отдачу своего труда разве что директоров департаментов ФГИ и начальников региональных отделений. Миролюбие источал и заместитель руководителя управления администрации Президента Евгений Григоренко. Цитирую почти дословно сказанное им на пресс- конференции: «Если бы несколько лет назад Фонд работал так, как сейчас, его работники заслуживали бы орденов и медалей». В доброжелательной тональности были выдержаны выступления председателя комитета ВР по вопросам экономической политики Алексея Костусева и председателя контрольной комиссии по вопросам приватизации Александра Рябченко. В целом атмосфера на коллегии ФГИ, состоявшейся во вторник, оказалась столь умиротворяющей, что… это было уже не совсем похоже на обычную коллегию ФГИ.
В чем дело? Несмотря на давнюю привычку не дерзить и не «высовываться» и на явное нежелание одевать желтую майку лидера по части реформ и сопутствующих им скандалов, Фонд госимущества как-то исподволь, незаметно прибавил в весе по сравнению с другими украинскими министерствами и ведомствами. Даже учитывая то, что основная масса вопросов приватизационной политики сконцентрировалась нынче в Кабмине, с Фондом госимущества стараются считаться. Судя по некоторым данным, председатель ФГИ нашел взаимопонимание у Президента; поговаривают даже о его еженедельных встречах с Леонидом Даниловичем. Кроме того, результаты приватизации-2000 можно без опаски показывать и МВФ, и Всемирному банку, и еще Бог знает какому количеству радетелей за рыночные реформы в Украине. Фонд – один из важнейших кормильцев бюджета, невзирая на трудности с его пополнением в августе-сентябре.
То ли еще будет в 2001-м, когда от приватизации в бюджет предстоит перечислить 9,1 млрд. гривен — чуть ли не пятую часть всех бюджетных доходов… Нет, Фонд и его руководителей будут лелеять и холить, если они дерзнут справиться со столь сложным заданием. Хотя тот же г-н Костусев, отстаивая чистоту неких идеальных принципов, по-видимому, еще не раз, и не два, и не пять повторит в телеинтервью свой коронный тезис: он не сторонник приватизации, основная цель которой – деньги в бюджет. Он — за явление миру эффективного собственника. Да кто ж, Алексей Алексеевич, против такого собственника-то…
Промежуточные итоги
В соответствии с законом о Государственном бюджете на 2000 год, от приватизации госимущества в госказну должно поступить 2,575 млрд. грн. За восемь месяцев перечислено 1,206 млрд. Нашумевшая продажа пакета акций НГЗ несколько отошла в прошлое, но, по словам зампреда ФГИ Юрия Гришана, из запланированных важных конкурсов несколько состоялось и в последнее время. Например, реализованы 67 процентов акций ОАО «ЛиНОС». За 53,1 млн. грн. Хотя общая инвестиционная стоимость этого пакета, по данным ФГИ, составляет 237 млн. — покупатель взял на себя обязательства по погашению кредиторской задолженности предприятия и остатку долга по кредиту WestLB, пополнению оборотных средств и проч., и проч. Уже этот, возможно, не самый показательный пример дает некоторое представление о том, как трудно достаются приватизаторам деньги от продажи предприятий, отягощенных долгами. Надо бы перед продажей объекты очищать от долгов, как это делалось в свое время на восточных германских землях, – да в наших условиях не больно-то поочищаешь: это — дополнительные расходы бюджета...
С начала года Фонд госимущества объявил 169 конкурсов по продаже пакетов акций общей начальной стоимостью почти 1,45 млрд. грн., из них на 75 конкурсах на продажу предлагались контрольные пакеты акций. За восемь месяцев состоялось лишь 32 конкурса (порядка 19% объявленных) на общую сумму 720,2 млн. грн. (49,69% начальной стоимости пакетов акций). Еще 418,1 млн. грн. были «заработаны» на фондовых биржах и в ПФТС. Здесь уровень продажи акций (новый термин, предложенный приватизаторами для оценки своей работы: отношение стоимости проданных акций к номинальной стоимости всех предложенных к продаже. – Н.Я.) оказался даже повыше – 56,14%. Однако, как и при конкурсных продажах, значительная часть государственного добра не находит сбыта.
Удастся ли переломить ситуацию в будущем году? Наиболее оптимистично настроенные эксперты уповают на то, что заработает наконец механизм предварительного, допродажного изучения спроса на акции, подробнейшим образом расписанный в госпрограмме приватизации на 2000—2002 годы. А пессимисты говорят, что это еще бабушка надвое сказала: дай-то Бог приватизаторам физически перелопатить ту огромную массу объектов, из которой в казну могут «капнуть» 9 млрд. До новомодных ли им будет процедур…
Варианты
Как ни странно, неудачи с тендерной продажей очень крупных пакетов акций Крымского содового и Харцызского трубного заводов практически не ослабили позиции ФГИ. В крымском проколе приватизаторы винят «вмешательство в процесс приватизации этого предприятия с целью ее приостановления правительства и Верховной Рады АР Крым вопреки положениям статьи 3 указа Президента Украины об ускорении приватизации». В случае с харцызским заводом – отсутствие интереса у главного потребителя продукции, российского «Газпрома». Кто-то, возможно, порадуется – сорвались «коварные» планы «пустить с молотка лакомые куски украинской индустрии», однако бюджет несет тяжелые потери. Два конкурса могли принести ему свыше 400 млн. грн. Не принесли. Приостановлены конкурсы по продаже 25-процентного пакета ОАО «Турбоатом», на четвертый квартал перенесена продажа акций ОАО «Хартрон»… Список «потерь» можно продолжать очень долго.
И, что характерно, они наверняка не последние. Июньскими и августовскими действиями по пересмотру собственного январского постановления № 68 «О перечнях открытых акционерных обществ, пакеты акций которых подлежат продаже в 2000 году» Кабинет министров уже показал, что ничего идеального и незыблемого, несмотря на высочайшие заверения, в украинской приватизации нет и быть не может. Что ситуация периодически меняется, и список выставляемых на продажу фаворитов тут же подвергается перетасовкам. Это ни в коем случае не журналистсткое злорадство, и даже не упрек. Да, приватизация на родных просторах – всего лишь, вслед за политикой, искусство возможного. Это всегда компромисс, достигаемый между различными бизнес-группами, и компромисс тем больший, чем больше и чем важнее для экономики объект, о котором в каждый конкретный момент идет речь.
Каково заниматься продажей пакетов акций, постоянно натыкаясь на компромиссы и другие «мины» замедленного действия, типа огромной кредиторской задолженности, отсутствия покупательского спроса, сезонного спада деловой активности и т.д., для ФГИ, кажется, уже не вопрос – привыкли. Вот и сейчас разрабатываются различные варианты того, как бы с меньшими издержками закрыть 2000 год в целом. Показатель, ясное дело, прежде всего финансовый: за отсутствие эффективного собственника ну пожурят, ну покритикуют – а за невыполнение плана поступлений в бюджет можно запросто с креслом распроститься.
То, что план июля-сентября будет недовыполнен, очевидно уже сейчас. Но это еще полбеды. В ФГИ знают: сентябрь — последний месяц, когда можно срочно подготовить новые приватизационные конкурсы и тем самым переломить ситуацию. Потому что результаты конкурсов уже октябрьских пополнят казну лишь в 2001 году. Честно говоря, возможности для маневра сегодня очень ограничены: министерства и ведомства, в особенности Минтопэнерго и Минтранс, из рук вон плохо готовят объекты, запланированные в 2000-м к продаже. Так что рассчитывать приходится на то, что уже полностью или почти готово. Продажа 35 процентов акций Северного ГОКа (который, как сообщил «Интерфакс- Украина», на этой неделе отключен от электроснабжения за долги и остановлен) – это, в случае успеха, как минимум 86,8 млн. грн. Решение вопроса о приватизации путем выкупа трудовым коллективом контрольного пакета акций Мариупольского завода им. Ильича (сейчас соответствующий законопроект, пройдя первое чтение, завис в Верховной Раде) – еще как минимум 125 млн. в течение месяца после заключения договора купли-продажи. Мог бы подсобить и Кабмин, рассмотрев возможность продажи многострадального 30-процентного пакета ОАО «Галичина», 39 процентов акций Крымского содового и пересмотрев план размещения акций ОАО «Херсоннефтепереработка»… Можно вспомнить, наконец, первый квартал нынешнего года и главный упор сделать на продаже акций на фондовых биржах и в ПФТС. В конце концов, есть еще шанс (хотя уже больше теоретический) получить под «елочку» деньги от продажи акций хотя бы четырех энергокомпаний, которую подрядился организовать иностранный советник – банк С.S.First Boston.
ФГИ старается, Минфин надеется… — обычная для Украины ситуация. Это в нормальных, развитых экономиках переменные по своей сути поступления от приватизации никогда не запишут в доходную часть бюджета, дабы не поставить под угрозу своевременное финансирование постоянных расходных статей. У нас запишут – деваться-то некуда. Положа руку на сердце: а намного ли приватизационный «журавль» хуже своего налогового собрата? Но ведь поступления от того или другого налога наши финансисты «надувают» ежегодно, и не без удовольствия…
Телекомовская перспектива
«Укртелеком» плюс все энергокомпании – это еще не 9 млрд. поступлений, которые приватизаторам почти неминуемо запишут в качестве задания на будущий год, но весомая часть необходимой суммы. О приватизации в энергетике – отдельный разговор, по-видимому, такой же долгий и печальный, как нынешняя ситуация в ней. Но и продажа не менее чем 25-процентного пакета акций «Укртелекома» стратегическому инвестору, судя по всему, может обернуться немалым сюрпризом.
«У меня складывается впечатление, что «Укртелеком» не выходит на продажу в 2001 году», — заявил депутат Александр Рябченко на заседании коллегии ФГИ во вторник. «Правительство Украины утвердит план размещения акций ОАО «Укртелеком» в ближайшее время», — сообщил председатель Госкомитета по связи и информатике Олег Шевчук на семинаре для журналистов региональных средств массовой информации в понедельник. Такие вот разноречивые мнения.
Г-н Рябченко аргументирует свою точку зрения тем, что, во-первых, по его сведениям, корпоратизация «Укртелекома» не завершена окончательно, во-вторых, принятый 13 июля с.г. закон об особенностях приватизации этого ОАО, а точнее, прописанная в нем норма о дополнительной эмиссии, «делает невозможным поиск стратегического инвестора». Г-н Шевчук на этой неделе, по имеющимся у «ЗН» сведениям, пребывал в Лондоне и продолжал переговоры с ЕБРР о кредите под предприватизационную подготовку ОАО «Укртелеком». Как эти действия состыковуются с процедурами, прописанными в законе о приватизации нашего телекоммуникационного монополиста, неясно: ни одного упоминания о необходимости брать кредит в законе нет. Но, возможно, у Олега Борисовича на сей счет иное мнение, и он поделится им с нашими читателями: интервью по итогам лондонского визита «ЗН» уже обещано…
А пока немного о приватизационных шагах и, главное, о сроках, утвержденных вышеупомянутым законом: 1) принятие Кабмином решения о приватизации ОАО «Укртелеком» и публикация оного в газете «Урядовий кур’єр»; 2) через месяц после принятия решения – создание комиссии по приватизации «Укртелекома»; 3) комиссия — в течение трех месяцев – проводит конкурсный отбор «уполномоченных лиц, советников и экспертов» и разрабатывает «с учетом предложений советников и экспертов» условия приватизации «Укртелекома», в том числе определяет план размещения акций (в просторечье – план приватизации. – Н.Я.)
Поскольку решения о приватизации ОАО в правительственной газете что-то не наблюдалось, равно как и сообщения о создании правительством комиссии, логично предположить, что план размещения акций появится не ранее, чем через четыре месяца. То есть, уже в январе 2001 года. Может быть, конечно, это и есть применительно к украинским условиям «в ближайшее время», но тогда деньги от стратегического инвестора не следует ждать раньше середины или даже конца 2002-го…
Но и это еще не все. Как сообщил журналистам по окончании коллегии Александр Бондарь, Фонд госимущества уже подготовил изменения к закону о приватизации «Укртелекома», касающиеся той самой злополучной допэмиссии (подробнее см. статью «Укртелеком»: под флером дополнительной эмиссии и индексации» в № 28 «ЗН» за 2000 год). Соответствующие предложения ушли в Кабмин, оттуда они поступят в Верховную Раду, будут рассматриваться депутатами и в случае одобрения – подписываться Президентом. Поэтому не исключено, что у приватизации «Укртелекома» появится новая, еще более поздняя точка отсчета. Все бы ничего, да бюджет денег просит…
Перекройка
Можно ли обойтись без «Укртелекома», если и без него план кажется неподъемным – вопрос, кажется, риторический. На наш взгляд, более актуален иной аспект проблемы: а под силу ли вообще нашему приватизационному ведомству план, без малого вчетверо превышающий задание нынешнего года? Ведь даже если представить себе на минуту, что сумму в 9 млрд. удастся каким-то образом «реструктуризировать» (допустим, часть ее может обеспечивать Минобороны за счет продажи военного имущества, часть – структуры, занимающиеся продажей конфиската или реализацией имущества, находящегося в налоговом залоге; в общую цифру могут войти также поступления от дивидендов на госдолю акций), то и тогда на собственно приватизацию придется огромная нагрузка. Готовы ли к этому в Фонде госимущества кадрово, структурно, технологически? Какие новшества припасли к началу будущего года?
Увы, эту тему на коллегии ФГИ затронул лишь первый вице-премьер, да и то в том плане, что, дескать, надо бы как следует проанализировать работу низовых звеньев центрального аппарата, а также деятельность региональщиков – пора им отдать основную массу полномочий по корпоративному управлению госимуществом. Возможно, необходимость структурных и технологических перемен еще слабо осознается за текучкой и постоянными требованиями «Деньги давай!», возможно, просто время еще не подошло. Но без «второго дыхания» возглавляемому Александром Бондарем ведомству в 2001-м придется очень туго.
Мне бы хотелось преисполниться оптимизма и поверить, что ключ к будущему — в словах известного историка и теоретика приватизации Александра Пасхавера: «То, что в бюджете нет денег, создает приватизации мощнейшего союзника. Это обращает к ней взоры Кабинета министров, всех министерств и ведомств». Однако опыт прошлых лет заставляет держать в уме и худший вариант, когда ФГИ периодически остается в поле одиноким – или, если угодно, единственным — воином. Поэтому на перекройку и перестройку всего и вся, внедрение новых, более эффективных приватизационных технологий руководителям ФГИ лучше решаться уже сейчас. А не «в ближайшее время».