Вчера, 30 мая, Кабмин передал в Верховную Раду свой законопроект №7418, который был тут же зарегистрирован и передан на рассмотрение профильного парламентского Комитета (руководитель — Данил Гетманцев). Проект Закона о внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законодательные акты Украины о пересмотре отдельных льгот по налогообложению по замыслу его авторов должен прекратить безналоговый импорт б/у авто в Украину. Причем сделать это хотят максимально оперативно. Как только документ будет принят парламентом и опубликован, льготы на ввоз подержанных авто перестанут действовать.
Этим, похоже, Кабмин отвечает на едва ли не «летаргический сон» народных избранников, которые еще в апреле подготовили законопроект №7311 (впоследствии у него появилось еще четыре варианта) с очень похожими поправками в Налоговый кодекс, и… отложили его рассмотрение. Вот уже больше месяца депутатский документ лежит без движения.
«Группа законопроектов №7311 о поправках в Налоговый кодекс, в частности об отмене льготного ввоза автомобилей и другого импорта и повышении с 1,5% до 3% военного сбора, пока отложена», — сообщало информагентство «Интерфакс-Украина» со ссылкой на заместителя председателя профильного парламентского комитета Ярослава Железняка.
После такого откровения перевозчики старых авто смогли спокойно в течение всего мая месяца наводнять Украину авто-секонд-хендом. Кстати, совсем недавно Глава налогового комитета ВР Данил Гетмацев высказал ZN.UA свою точку зрения об этой проблеме: «Эта льгота (на ввоз автомобилей) не имеет принципиального экономического значения, потому что у нас, к сожалению, нет производства автомобилей. Эта льгота не несет такого вреда, как отсутствие пошлин, например на молоко».
Но, судя по всему, Кабмин имеет противоположное мнение по этому вопросу. Там считают, что в условиях военного положения все доходы должны быть максимально консолидированы для борьбы с агрессором. И поэтому не должно быть послабления на импорт бюджетообразующих товаров, не являющихся товарами первой необходимости. Документ настаивает на возобновлении налогообложения товаров, в частности транспортных средств, которые ввозятся гражданами.
Кстати, депутаты пока так и не отменили льготы на импорт ни молока (равно как и всех прочих товаров народного потребления), ни б/у автомобилей. Хотя это и предусмотрено депутатским законопроектом №7311. Неслучайно брешь от таможенных поступлений в государственный бюджет за один только апрель месяц составила около 32 млрд грн, при плане поступлений 40 млрд.
А ведь какое благое было намерение — помочь людям заменить уничтоженные войной авто и компенсировать стране автомашины, на которых выехали за пределы государства беженцы (то есть обратно их, беженцев, уже не ждут).
Однако Минфину, торгующему военными облигациями, с его куцым госбюджетом, не помешали бы сейчас те 13 млрд грн.
Да и НБУ как-то спокойнее бы себя чувствовал, ведь автомобили покупались отнюдь не за гривни, которые можно дополнительно эмитировать, а за твердую валюту, которая и без того полноводной рекой вытекает из страны. Может быть не случайно на прошлой неделе Нацбанк зафиксировал антирекорд по продаже валюты с начала войны — 1,4 млрд грн всего за пять дней как не бывало?
Выходит, что кто-то поставил на индустриальные рельсы так называемый карточный туризм, буквально выкачивая из государства валюту. Сначала в Украине, пополняя банковские карточки, запихивали в терминалы миллионы обесцененных де-факто гривен (неужели ограничения уже не действуют?). Затем за границей эти карточки опустошали, изымая чистую валюту по весьма привлекательному курсу. Так почему бы не увеличить доходность операции, приехав домой на собственном автомобиле, приобретенном за полученную валюту, да еще и без уплаты каких-либо налогов?
Чтобы кто ни говорил в защиту этой схемы, сначала честно ответьте на простой вопрос: «Можно ли выиграть войну, если одни стоят насмерть, а другие занимаются гешефтом, изымая у государства столь востребованные ресурсы?»
- Ощущение такое, что везли и до сих пор везут все без разбору. Кто-то заказывает откровенную рухлядь возрастом более 15 лет, зато по цене всего 3 тыс. долл. А кто-то реализует вожделенную мечту — к примеру, дорогущий «Майбах», «Кадиллак» или «Мерс».
- Главное, чтобы без налогов и ввозной пошлины. И кто там после разберет, купил ты б/у машину или забрал ее с витрины автосалона, найдя возможность оформить ее как секонд-хенд. В конце концов, любая машина, покинув салон, тут же становится бывшей в употреблении.
- И, между прочим, уже не просто перегоняют, а задействуют для перевоза в Украину автопоезда на фурах в количестве, откровенно закупоривающем пограничные переходы. Не зря государству уже дважды пришлось сокращать количество пограничных переходов для провоза безналоговых авто. На сегодня таких осталось всего три — международные пункты пропуска (МПП) для автомобильного сообщения «Грушев» (Львовская обл.), «Устилуг» (Волынская обл.), «Малый Березный» (Закарпатская область).
Но самое главное — эти организованные поставки безналоговых авто вместо того чтобы облегчить жизнь военных, существенно задерживают движение гуманитарных грузов и военной помощи на таможенных переходах. Пока оформляется автопоезд, срочные военные и гуманитарные грузы вынуждены просто ждать. При этом процедура оформления одного автомобиля занимает не менее 45 минут.
И даже те упрощения, о которых, например, с начала войны договорились с пограничниками Польши, организовав дополнительные коридоры по упрощенному таможенному оформлению жизненно важных грузов, перестали работать. Ну кому за границей охота потеть, если мы сами закупориваем таможенные переходы «мерсами», приезжая с ними даже в МПП, которые вообще закрыты для оформления льготных авто.
Кроме экономического, тут присутствует еще и моральный фактор. Как, вы считаете, должны воспринимать за границей поведение людей, с одной стороны, скупающих по Европе авто, в том числе и премиум-класса, а с другой — просящих о помощи для борьбы з агрессором? Разве это не самодискредитация — массово завозить автомобили в воюющую страну?
Больше статей Сергея Следзя читайте по ссылке.