Нынешний порядок начисления страховых резервов не совершенен и содержит немало лазеек для сомнительной оптимизации налоговых платежей, поэтому нуждается в гармонизации с международными стандартами, в которых соответствующий учет производится более адекватно. Об этом «Зеркалу недели» заявил председатель правления Укрсоцбанка Борис Тимонькин.
В то же время глава Укрсоцбанка раскритиковал норму законопроекта №6337, рассмотренный парламентом 11 мая в первом чтении, которая предусматривает запрет относить в полной мере в налоговом учете на затраты страховые резервы по активным операциям.
Тимонькин пояснил, что в перечне активов, под которые можно формировать резервы, согласно законопроекту, остаются только выданные банками кредиты. При этом норму о начислении доходов по кассовому методу, т.е. когда учитываются только реально поступившие платежи по кредитам, предлагается отменить.
«Ее отмена, на мой взгляд, представляет главную опасность, ведь сейчас, в условиях кризиса, существует действительно значимый объем кредитов, которые не обслуживаются надлежащим образом. В финансовом учете банки начисляют по ним процентные и другие доходы, но не получают реальных денег. Поэтому в случае введения этого новшества нам придется платить налоги с неполученных доходов», — пояснил банкир.
По мнению Тимонькина, такая корректировка не имела бы принципиального значения в благоприятный период роста экономики и банковских доходов по кредитам, когда удельный вес проблемных доходов составлял 2—4%. Сегодня же этот удельный вес составляет — 20—25%, а в отдельных случаях достигает и 30—35%.
«Многие банки, особенно с недостаточно хорошо диверсифицированными портфелями, окажутся в сложном положении, реально на грани банкротства. И государству, дестабилизировав ситуацию, снова придется искать деньги для стабилизационного рефинансирования, на рекапитализацию, выплаты вкладчикам и т.п. То есть пытаясь впопыхах решить одну проблему, государство продуцирует целый ряд других, и, наполнив один карман, не исключено, что придется выложить намного больше из другого», — убежден банкир.
Глава Укрсоцбанка подчеркнул, что законопроект был оперативно разработан Минфином в его интересах, в то же время внесение необходимых корректировок должно было стать результатом комплексной совместной работы – правительства, законодателей, Нацбанка и банковских ассоциаций, в рамках специально созданной рабочей группы.
«Насколько мне известно, сейчас такие консультации ведутся, но насколько все интересы будут учтены в окончательном варианте законопроекта — пока под вопросом», — отметил он.
Подробнее читайте в статье Андрея Алексеева «Где взять 16 миллиардов?» в свежем номере «ЗН».