Если родители трудятся, а дети наслаждаются жизнью, внуки будут просить милостыню.
Японская мудрость
Почему современная молодежь не хочет работать.
Еще два десятилетия назад большинство выпускников средних школ шли в профессионально-технические училища, а более способные к учебе, чтобы получить специальность, выбирали высшие учебные заведения. Иного пути зарабатывать на жизнь, с некоторыми исключениями, у молодежи не было. А родители приучали своих детей к труду сызмала.
Мне лишь бы до свадьбы!
В 1990-х украинцы массово выезжали на заработки за границу. Люди, имевшие до этого мизерные зарплаты в колхозах и на заводах, вдруг начали зарабатывать по 500, 800, 1000 евро… А дети - получать дармовые деньги от родителей, которые таким образом компенсировали свое отсутствие в их жизни. "Мы в свое время ничего не имели, пусть хоть дети не бедствуют", - говорили они. Тем временем бывшие школьники становились студентами, а родители всё продолжали их содержать.
"У нынешней молодежи нет былого трудолюбия, - говорит 30-летняя работница частной фирмы Елена. - Если за тобой родители, угадывающие любое твое желание, зачем напрягаться? Например, моя соседка в арендованной квартире полгода не работает. У нее парень в Италии, каждый день разговоры по скайпу. Деньги на проживание частично дает ей мама, частично - возлюбленный. Мы как раз получили большие счета за тепло, а она говорит, что не будет платить. Так что же, я за нее буду платить? Она же знала, к чему все идет, в какой реальности мы живем. Теперь соседка съезжает. Сидим на кухне, разговариваем. Мне, говорит, лишь бы до свадьбы. А потом? Что, за коммуналку не надо будет платить? Мое поколение будто ждет, что мир упадет к их ногам и будет просить".
"Многие мои коллеги работают за рубежом или ездят туда, - рассказывает журналист по специальности и художник по призванию Богдан Пылыпив. - У них есть все. Дети едят, как кони, их просто закармливают, но они не знают, что такое работа".
В поисках спасения от бедности люди забыли, как должен расти ребенок в семье - работать, учиться, любить родных, быть достойным, честным. Родители любой ценой, независимо от того, есть ли у ребенка знания или нет, стараются запихнуть его на престижный факультет. Они хотят ему лучшей жизни. Но даже престижные факультеты не гарантируют их чадам успеха в жизни, если они не будут много трудиться.
Психологи утверждают: для успеха молодежи не хватает уверенности. Поэтому, дескать, они часто не могут справиться с реалиями. С этим можно согласиться, а можно и нет. Об уверенности или неуверенности можно говорить, когда человек взрослый. Однако зайдите в любое кафе - и увидите там преимущественно молодых людей, живущих бездумно, будто у них родители миллионеры. Все им весело и просто. Потому что до сих пор ни за что конкретно не брались.
Подтянула английский, выучила программы…
Чтобы достичь успеха, человек должен приложить максимум усилий. И чем выше цель он перед собой ставит, тем больше он должен работать. "Если хочешь иметь то, чего никогда не имел, сделай то, чего никогда не делал", - утверждает специалист в сфере психотерапии и неврологии, основатель положительной психотерапии Носсрат Пезешкиан.
Два года назад 25-летняя львовянка Настя в который уже раз осталась без работы. Несмотря на то, что в университете она получила специальность историка, поняла, что эта профессия не для нее. И решила сменить сферу деятельности. Почти год подтягивала английский, посещала курсы компьютерных программ и теперь работает в ІТ. Без связей и супервозможностей у нее все получилось. Девушка убеждена, что в нынешнем мире, если человек очень хочет, он может научиться чему угодно.
"В детском доме, который я возглавляю, десять детей, - рассказывает воспитательница львовского детского дома, что на улице Тракт Глинянский, пани Екатерина Долгова. - Преимущественно из сложных семей. Хотя сейчас они живут в доме со всеми удобствами и государство выделяет нам средства, летом дети работают на огороде в селе, где живет моя мама. Если подумать, этот огород мне совсем не нужен. Но он нужен моим детям. Мы сажаем картофель, морковь, капусту, свеклу. Ходим в лес по грибы, малину, чернику. В селе нам дают молоко. А мы помогаем заготовлять сено. Каждый выбирает занятие по душе. Например, для 16-летней Тани огород - это катастрофа, а вот корову пасет охотно. Но таких, как мои дети, единицы даже в селе.
Раньше в селах родители приучали детей к работе. Если шли на сенокос, вместе с ними шли и дети. Собирали сено, сушили, скирдовали. Сызмала пасли скот, трудились в саду. Труд был в почете. Но потом все изменилось. В село пришли крупные компании, которые сделали ставку на возделывание культур, не требующих много рабочих рук. Немало крестьян вынуждены были выехать за рубеж на заработки. Эти деньги детей развратили. Дети стали ничейными, бесконтрольными".
Как утверждают социологи, многие молодые люди не знают, чего они хотят в жизни. Жаль, что нет даже какой-то учебной программы, которая бы охватывала школьный период. Не вся же работа физически трудная. Например, в Карпатах в селах есть пилорамы, на которых работают дети. Что делают? Приходят убрать опилки, разную мелочь. За несколько часов зарабатывают до ста гривен.
"Скажу жестокую вещь: мое поколение должно знать, что родители не вечны и что самим нужно что-то делать. Неумение обеспечить себя самым необходимым - инфантильность", - убеждена упомянутая выше Елена.
По ее словам, молодежь не готова к семье, к труду, ответственности. И такие инфантильные люди рожают еще более инфантильных детей. Реальная жизнь жесткая. Оно не щадит, а молодые люди продолжают думать, что о них кто-то позаботится, что-то даст. "Женщине почти 40 лет, а она в жизни работала не более двух-трех месяцев! Мне кажется, что это какая-то катастрофа, - считает Елена. - Если исчезнет поколение моей мамы, люди будут бедными".
За границей детские подработки… приветствуют!
Между прочим, за границей дети больше привычны к работе. Вот что рассказал Богдан Пылыпив.
"Как-то пришлось остановиться у своих знакомых в Германии. У них двое детей. Как, кстати, и у меня, только они немного старше. В то время одна девочка ходила в девятый класс, а вторая - в четвертый. Старшая приходила из школы, и мама всегда смотрела ее оценки. Если была самая высокая (в Германии это единица), мама давала ей пять или десять дойчмарок. Если же ребенок получал более низкую оценку, мама снижала стимулирование. После четверки, условно нашей двойки, уже не платила. У дочери был стимул учиться.
В Германии у детей много уроков трудового обучения. Если в Украине школьники что-то вытачивают в мастерской или шьют, то там трудовое обучение имеет практическое содержание. Если девушка в будущем видит себя парикмахером, она идет в парикмахерскую, где учится мастерству. Изучает инструмент, виды косметики, модели стрижек и т.п. Ее учат работать на кассе, дают возможность делать маникюр и даже стрижку. На предприятии ей открывают счет, и школьница на уроках зарабатывает деньги. Мы с женой своих детей также не берегли от работы. Теперь они справляются сами.
Не роскошествуют дети и в Италии. В летний период многие из них подрабатывают переводчиками, разносят почту, рекламу. Я разносил рекламу, и ребенок бизнесмена также этим занимался. Там даже если родители имеют деньги, дети не бьют баклуши, им не дают деньги просто так. Приучают: если хочешь иметь деньги, нужно трудиться".
Как рассказал Б.Пылыпив, довольно неплохо поставлено трудовое воспитание детей в Польше. В польских селах процветает аграрный бизнес. В каждом дворе что-то выращивают. Его знакомый - полицейский, а его жена выращивает клубнику. Утром вместе с родителями встают и их дети - две девушки. В шесть утра они с мамой и работницами-украинками на клубнике. Работают наравне со всеми.
Как считает пани Екатерина, на молодежь мы должны не нарекать, а любить ее и воспитывать. Неприспособленность молодежи к жизни - это наши ошибки.
"Не хочу причислять себя к старшему поколению, - говорит она, - но вижу одну простую вещь: многие дети сейчас просто поражены равнодушием, непоследовательностью или неразумным вмешательством. В семье мир должен вращаться вокруг ребенка, но в своем поведении он должен иметь четкие рамки. Ребенка сызмала нужно приучать к труду и одновременно воспитывать в нем личность. Делать акцент на его таланты, значимость. Даже если у него нет особого дара, его нужно в ребенке найти и сказать ему об этом. И тогда маленький человек будет добрым и успешным".
"Дети должны понимать, что деньги не падают отцу и маме в карман"
Владелица частного детского сада Ирина Астахова:
- В частные детсадики водят детей, которыми родители и без того занимаются. Мы очень прислушаемся к родителям, когда они рассказывают, как воспитывают детей. Да, мы убираем, но ребенок также работает. С трех лет у нас есть дежурные на кухне, в столовой. Дети знают, как подать еду, как сервировать стол… Игрушки у нас собирают сами дети. Они должны уметь элементарно себя обслуживать и наводить после себя порядок. Если ребенок чему-то научился, просим родителей поддержать нас, чтобы не было такого, что дома родители скажут, дескать, лучше они все сделают сами. Потому что из-за этого с понедельника нам придется все начинать сначала.
Если родители хотят, чтобы ребенок был в социуме, то должны сотрудничать три стороны: ребенок, родители, педагоги. Мы - за трудовое обучение.
У меня самой дочери почти 14 лет, и я вижу ее одноклассников, друзей. Они нередко ищут легких путей, чтобы меньше делать и больше получить. Возможно, это нормально для любого человека, но я свою старшую дочь учу, что хороший результат - это, конечно, здорово, но намного важнее путь к этому результату. Поэтому мотивирую ее что-то делать и максимально прилагать к этому усилия. И помогать дома родителям.
Трудолюбие ребенка зависит от родителей. Часто они не дают ребенку возможности проявить себя, иметь собственное мнение, сделать что-то - пусть даже неправильно - и нести за свои действия ответственность. За два с половиной года существования сети наших детсадов, я видела много разных родителей. Некоторые даже в детском садике принимают решение за старших детей. Нравится им это или нет - не спрашивают. Личность ребенка не учитывают вообще.
- Возможно, в советские времена родители были больше заняты, меньше опекали детей, и те вырастали более самостоятельными?
- Я родилась в 1981 г., поэтому я - ребенок Советского Союза. Помню, насколько родители нам доверяли. Мы сами выбирали кружки, решали, куда идти гулять. Теперь ребенок не может самостоятельно пойти погулять - ой, кто-то похитит! Такого раньше не было, я была более свободной. Мама мне доверяла, я шла куда хотела. Ребенка надо приучать к самостоятельности. Без этого мы получим инфантильных взрослых. Поэтому не жалейте времени и терпения, чтобы научить ребенка одеваться, завязывать шнурки, застилать кровать. Все начинается с малого.
- Чтобы быть успешным, сейчас как никогда нужны какие-то особые качества. Какие именно, по вашему мнению?
- Нужно быть бесстрашным, не бояться браться за любую работу. Есть какая-то идея - бери и делай. Будешь сидеть и думать - завтра кто-то это реализует, ведь мысли материальны: вылетела - и влетела в другую голову. Пока ты думаешь-думаешь, кто-то уже делает. Поэтому свою старшую дочь ориентирую: придумала что-то - бери и организуй процесс! Ищи единомышленников, которые помогут реализовать идею. Не надо бояться.
В восьмом классе старшую, Полину, я перевела учиться на экстернат. В школу она не ходит, сдает контрольные и учится с репетиторами. Сделала это потому, что таких результатов, каких бы я хотела, в школе не вижу. А так у ребенка и самостоятельность вырабатывается. Теперь она сама организует свой день, несет ответственность за сдачу контрольных. Конечно, я за всем слежу, но на расстоянии вытянутой руки. В свое время я пять лет отучилась в Киевском институте культуры - и что? Открыла свой бизнес. Сейчас есть много информации, которая может помочь.
- Во многих странах дети уже со школьного возраста работают: продают воду, мороженое, помогают с иностранными переводами и т.п. Что думаете по этому поводу?
- Во-первых, украинское законодательство этого не позволяет. Это расценивается как эксплуатация детского труда. А я считаю правильной практикой, когда дети сызмала понимают, что деньги не даются просто так. Они не падают отцу и маме в карман. Чтобы заработать, надо, чтобы твою услугу или товар кто-то купил. Поэтому в наших садиках для старших групп введен предмет "финансовая грамотность". Дети должны понимать, что такое банк, деньги, откуда они берутся, что такое кредиты, как их отдавать или лучше не брать. Эти знания очень важны. Почему такого предмета нет в школах? Считаю, это плохо.
У меня старшая дочь все, что ей нравится, рассматривает в плане заработка. Ей нравится заниматься визажем. Я общаюсь с ней как инвестор: "Так, доча, я деньги зарабатываю. Могу тебе выделить три-четыре тысячи гривен за курсы. А ты покупаешь косметику, организуешь процесс, ищешь клиентов и начинаешь зарабатывать деньги. И понемногу мне будешь отдавать или будешь помогать в моей работе". Если так относиться к ребенку, то однозначно потребительства не будет. Хочешь - бери, но отвечай за то, что получила, и чтобы была отдача.
Родители должны быть просто сознательными. Сейчас большинство из них живут по инерции. А когда есть сознательные родители, то сознательны и дети. Мы все растем на примерах. Мои дети смотрят, как я живу и работаю. Младшая Маруся, которой шесть лет, спрашивает: "Мама, я что, буду директором садика?"
- Какие черты способствовали вашему личному успеху?
- Организаторские. Я со школы всегда что-то организовывала: праздники, первые звонки, разные конкурсы, курсы. Все идет от души. Даже детский садик открыла для своей Маруси. Не понравился мне коммунальный. Я открыла садик как мама. Знаете, когда что-то делаешь как для себя, получается хорошо. Если бы у нас бизнесмены производили товары и услуги как для себя, мы давно жили бы в иной стране. В сентябре этого года Маруся пойдет в первый класс, а я уже планирую для нее первый класс альтернативной школы, чтобы потом это воплотить.
- Где вы этому научились?
- Давно и активно занимаюсь
самообразованием, посещаю тренинги, семинары. Просто повышаю свою квалификацию. Интересуюсь иностранным опытом организации садиков - немецким, финским… Надо жить тем, чем занимаешься. Если ты плаваешь где-то сверху, отдай кому-то - пусть он занимается, а ты получай свои проценты.
Я взяла ответственность на себя лично. Родители это видят, отсюда такое доверие к нашим садикам.