Воспитание сочувствия и сопереживания у детей

26 июня, 15:05 Распечатать Выпуск №25, 27 июня-5 июля

Как утверждал немецкий психоаналитик Эрих Фромм, человек — существо социальное.

Так или иначе, людям свойственно искать участия, сопереживания, стремиться чувствовать себя частью чего-то большего. Всем нам необходимо быть кому-то нужным, "All we need is love". Конечно, эмпатия — не то же, что любовь. Но это именно то качество, которое позволяет нам быть более человечными.  

Возможность испытывать эмоции — одно из важнейших умений нашей психики. Начнем с того, что на определенном этапе развития наши эмоции помогают нам выжить. Именно способность выражать собственные эмоции, а также понимать чужие, является нашей основной стратегией выживания в младенческом возрасте. Ведь только с помощью эмоций, выражая недовольство или удовлетворенность, младенец может сигнализировать матери о своих потребностях.

В психологии существует такое понятие, как эмоционально-волевая сфера личности. Помимо всего прочего, она включает в себя нашу способность переживать и осознавать эмоции и чувства, понимать эмоции и чувства окружающих, а также взаимодействовать с другими людьми не только на бытовом, но и на эмоциональном уровне. Чем младше ребенок, тем труднее ему регулировать свои эмоции. И происходит это совсем не потому, что ребенок "вредный" или делает что-то "назло". Причина — в еще не сформировавшейся способности справляться со своими эмоциями, и до определенного возраста это считается абсолютно нормальным. Именно поэтому на ситуации неудовлетворенности дети часто реагируют так эмоционально. Волевые качества, выполняющие функцию регуляции эмоций, в полной мере проявятся только в подростковом возрасте (с 16–18 лет). А до этого времени умение сдерживать неуместные эмоции, навык самодисциплины и выдержка еще только зреют. 

Способность ребенка распознавать эмоциональные реакции окружающих тоже развивается постепенно и со временем трансформируется в более сложную. К ребенку приходит умение чувствовать эмоции других почти настолько же сильно, как и свои собственные, сопереживать осознанно. В психологии это называется эмпатией. Эмпатия начинает формироваться у детей в возрасте 6–7 лет и продолжает развиваться всю последующую жизнь. 

У каждого из нас свой уровень эмпатии, ведь все мы чувствуем по-разному. Интересно то, что чем больше мы способны понимать свои собственные чувства, тем легче нам понимать чувства других. Наверное, потому оба эти умения развиваются практически одновременно. То, до какого уровня мы дорастаем эмоционально, во многом зависит от нас самих. Но не менее важным является и то, как воспитывали нас в детстве. 

Поэтому так же, как мы учим детей буквам и цифрам, необходимо обучать их осознавать чувства, свои и чужие. Что это значит? Когда ребенок реагирует эмоционально, хорошо будет обозначить и проговорить его эмоцию вслух. Например, если ребенок жалуется, что кто-то отнял его игрушку, задача родителя — не бросаться на амбразуру и срочно восстанавливать справедливость, а спокойно определить текущую эмоцию ребенка и объяснить ее доступным языком: "Сейчас ты обижен и злишься потому, что мальчик забрал твою машинку". Так ребенок будет чувствовать, что его видят, слышат и что его чувства важны. Таким образом, не происходит обесценивание детских переживаний, ребенок ощущает себя в безопасности, ведь взрослый объяснил ему, что с ним происходит, и все оказалось так просто.

Что делать после того, как мы объяснили ребенку его эмоцию? 

Важно позволить ему чувствовать то, что он чувствует. Это значит не подавлять его эмоции (сразу вспоминаются все эти классические фразочки вроде: "мальчики не плачут", "ну что ты как маленькая" и прочее). Дать малышу понять, что с какими бы эмоциями он к вам ни пришел, он всегда будет принят и найдет в вас поддержку. 

Не требовать от ребенка зрелого поведения. Не ожидать, что он "сам все поймет". Сам не поймет. Нужно показать, желательно на своем примере. А потом еще и проговорить это вслух. Дети учатся у нас, важно помнить об этом.

И, конечно, полезно помнить о том, что наши эмоции не делают нас "хорошими" или "плохими" людьми, но всего лишь чувствующими. Как только мы поймем, что имеем право переживать разные эмоции в разное время, нам станет легче донести это и до наших детей. 

Обращаем внимание ребенка на эмоции окружающих 

Способность к состраданию и сопереживанию столь же важна, сколь и умение разобраться в собственных чувствах. В раннем детстве (до 3 лет) ребенок практически неспособен сопереживать. И если у вас болит голова, а ребенок продолжает весело горланить, несмотря на все ваши просьбы о тишине, знайте: он не со зла. Просто ему еще недоступно понимание чужих переживаний. Способность к эмпатии начинает формироваться в дошкольном возрасте, и ее можно и нужно развивать.

 Вспомним предыдущий пример с объяснением ребенку его эмоций. Здесь похожий механизм, только теперь мы обращаем внимание ребенка не на его переживания, а на эмоции других людей. Видим ситуацию с эмоционально реагирующим человеком — и сразу обсуждаем ее с ребенком: "Эта девочка упала, ей обидно и больно, поэтому она плачет". Поскольку до определенного возраста дети воспринимают информацию буквально, имея перед глазами живой пример конкретной эмоции, ребенку намного проще понять ее суть. 

Еще одной немаловажной составляющей эмоционально-волевой сферы является способность к эффективному взаимодействию. Чтобы помочь ребенку научиться выстраивать такое взаимодействие, в зависимости от ситуации можно предлагать ему возможные варианты поведения: "Можем ли мы как-то помочь этой девочке? Мы можем подойти и утешить ее или поиграть вместе с ней". Если малыш не проявляет заинтересованности, не стоит его заставлять. Но время от времени стоит устраивать такие небольшие "провокации" для того, чтобы ребенок интуитивно понимал, что так тоже можно, и это не страшно.

Игры и занятия, развивающие эмпатию 

Что касается занятий, способствующих развитию эмпатии, будут уместны любые занятия, где есть примеры взаимодействия и отношений между участниками. Это сюжетно-ролевые игры, художественная литература, кино, да и просто качественное живое общение. Все это помогает учиться проявлять участие, доброту, сочувствие. В процессе таких игр разыгрываются различные сценарии, сюжеты. Ребенок может придумать сюжет по аналогии с реальной жизнью, проигрывать различные бытовые ситуации (например, кукольное чаепитие или урок в школе).

Играя мягкими игрушками или куклой, ребенок, так или иначе, примеряет на себя различные социальные роли, пробует, как это — заботиться о ком-то, помогать, ругаться, а потом мириться (игры в дочки-матери, больницу, магазин). Еще лучше, если малыш играет в компании с кем-то, так появляется больше вариантов сюжетов и ролей, а игра постепенно становится более сложной и интересной. Играя, дети учатся вести себя как взрослые, усваивают новые способы взаимодействия, что, в норме, практически невозможно без участия эмоций. 

Если говорить о литературе, здесь перед ребенком открывается невероятное количество сюжетных линий, персонажей с уникальным характером, разнообразие культур, которые могут отличаться от привычной для ребенка среды. Это все здорово обогащает мировосприятие, воображение, эмоциональную сферу. Читая вместе, вы можете останавливаться на моментах, где происходит взаимодействие персонажей, и обращать внимание ребенка на нюансы отношений. Можно задавать наводящие вопросы (как на уроках литературы в школе): "Как ты думаешь, что почувствовал главный герой, когда узнал о...?", "Какое чувство подтолкнуло его на такой-то поступок?" и так далее. Если ребенок читает самостоятельно, но делится с вами впечатлениями, можете выделить отдельное время для обсуждения эмоций и мыслей, которые возникли у ребенка в процессе чтения. Если родители "в теме", хорошо будет, если они тоже поделятся своими впечатлениями. Так ребенок будет видеть больше примеров проявления тех или иных эмоций. 

Читает ли ребенок сам, или же вы читаете вместе, книги — это всегда невероятно богатая информационная среда. Отождествляясь с персонажами, дети открывают для себя совершенно новые переживания. Проживая вместе с героями их истории, ребенок расширяет свой эмоциональный спектр, обогащается новым эмоциональным опытом. Выбирая качественное кино, можно добиться схожего эффекта. Однако, как и с книгами, важно подбирать тему так, чтобы ребенку было комфортно психологически. Несмотря на современные тенденции, ужастики, боевики и триллеры оставим все же подросткам и взрослым. Для детского просмотра подойдут фантастика, фэнтези, приключенческие, семейные фильмы и не слишком тяжелые драмы.  

Необходимо следить за психическим здоровьем ребенка так же внимательно, как и за физическим. 

Быть "хорошей" ролевой моделью для своего ребенка 

Сегодня многие родители знакомы с таким понятием, как "ролевая модель". Растущему ребенку очень важно иметь образец для подражания. В период раннего детства и дошкольничества это происходит неосознанно, ребенок активно копирует действия родителя своего пола. Подражая, он примеряет на себя ту или иную социальную роль. Так, в дальнейшем ребенку будет легче адаптироваться в социуме (сад, школа), учиться коммуницировать и эффективно взаимодействовать. Поэтому для родителя так важно стараться быть "хорошей" ролевой моделью, качественной. Ведь подражая ему, ребенок учится, усваивает определенный способ поведения и мышления.  

Становясь старше, он ищет ролевую модель более осознанно. Однако такое моделирование поведения — это больше, чем просто подражание кому-либо. Ребенок ищет человека, который стал бы для него тем, на кого можно равняться, до кого можно дорасти как личность, чтобы самому стать лучше. Такой человек позиционируется ребенком как вдохновитель и пример для подражания.  

Если ребенок будет иметь перед глазами живой пример человечного отношения к нему самому и окружающим, он и сам будет так относиться к другим. И если родитель сумел стать старшим другом ребенку, уважающим его, поддерживающим и вдохновляющим, у него есть все шансы оставаться для него примером для подражания и в будущем. 

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №28, 20 июля-26 июля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно