Тревожный родитель — тревожный ребенок

15 ноября, 16:36 Распечатать Выпуск №43-44, 16 ноября-22 ноября

Как часто вы замечали за своим ребенком излишнюю стеснительность, робость в общении со сверстниками, страх оказаться в центре внимания? 

А может, совсем наоборот — ребенок ведет себя слишком шумно, старается привлечь больше внимания родителей, боится оставаться или засыпать один? 

Возможно, причина совсем не в эгоизме и вредности. Возможно, так ребенок старается избежать психологического дискомфорта и почувствовать себя более защищенным. 

Тревожностью называют устойчивое состояние эмоционального дискомфорта, связанного с ощущением грядущей опасности и неблагополучия. Насколько разными по характеру бывают дети, настолько же по-разному может проявляться у них одна и та же психологическая проблема. Однако, как правило, существуют общие признаки тревожности в поведении детей.

Признаки тревожности

Проявления детской тревожности условно можно разделить на три группы: психологические, физиологические и поведенческие. 

К психологическим проявлениям относятся: излишняя боязливость (ребенка часто беспокоят страхи, тревога по мелочам), отсутствие ощущения базовой безопасности (ребенок не чувствует себя защищенным, часто насторожен), сочетание заниженной либо неустойчивой самооценки и высоких требований к себе. 

К физиологическим проявлениям чаще всего относят: мышечное напряжение (например, беспокоясь, ребенок может неосознанно втягивать голову в плечи), нарушения сна, учащенное сердцебиение, поверхностное дыхание, сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах. Энурез, дерматиты, головные боли также могут являться причиной повышенной тревожности, однако в данном случае необходимо убедиться, что все они действительно имеют психогенную природу и не вызваны соматическими проблемами.

Поведенческими проявлениями могут быть: чрезмерная скованность в поведении, нерешительность, ребенок смущается чаще обычного. В стрессовых ситуациях тревожные дети могут непроизвольно покачиваться на стуле, теребить волосы, грызть ногти, крутить в руках разные предметы и прочее.

Считается, что основные свойства нашей нервной системы проявляются еще в детстве. Например, дети с сильным типом нервной системы способны долго играть и работать, имеют устойчивое внимание, а также устойчивый эмоциональный фон. Такой ребенок, как правило, демонстрирует высокий темп выполнения заданий и способен к быстрому переключению на другой вид деятельности. 

Ребенок со слабым типом нервной системы выполняет задания более медленно, быстрее отвлекается. Такие дети медленнее включаются в работу, у них затруднена переключаемость с одного вида деятельности на другой. Считается, что склонность к тревожности является показателем слабого типа нервной системы. Однако не стоит думать, что слабая нервная система — это плохо. Ее преимуществом перед сильными типами является чувствительность (сензитивность). Конечно, не все дети с повышенной чувствительностью становятся тревожными. Многое зависит от стиля воспитания и отношений внутри семьи.

Причины тревожности

Причины повышенной тревожности могут быть разные. Конечно, самое важное — это то, что происходит в семье, в которой воспитывается ребенок. Иногда тревожность может возникать как следствие определенного стиля воспитания. 

Например, авторитарный стиль воспитания, когда родители предъявляют ребенку много требований в строгой форме. В такой ситуации ребенок усваивает, что он ценен только "если". Если будет хорошо учиться, будет послушным, удобным и т.д. Таким образом обесценивается сама его личность, и ребенок запомнит, что важен только его успех, а не он сам. А любят только "за что-то". 

Тревожность может возникнуть и как реакция на напряженную ситуацию в семье. Это ситуации, когда родители или другие члены семьи постоянно ругаются, говорят на повышенных тонах. Даже если агрессия не проявляется непосредственно в сторону ребенка, для того чтобы почувствовать тревогу, ему достаточно присутствовать при этом (а иногда и просто слышать ссору из-за закрытых дверей). 

Вербальная агрессия со стороны родителей, воспитателей и людей, которые являются для ребенка авторитетом, может выступать причиной повышенной тревожности. Это такие проявления вербальной агрессии, как запугивания, угрозы, шантаж ("Делай, как я говорю, или поставлю в угол", "Если ты сейчас же не перестанешь, то я...", и даже безобидное, на первый взгляд: "Если не будешь слушаться, придет дядя милиционер и заберет тебя!"). Примеров много.

Невербальные проявления агрессии тоже наносят значительный вред психическому здоровью детей и часто приводят к тревожности в будущем. К таким проявлениям относится недоверие ребенку, нарушение его личных границ. Это ситуации, когда якобы из лучших побуждений родители устраивают "досмотр" личных вещей ребенка, заглядывают в детские "тайники", указывают, с кем дружить, а с кем — нет, и т.д.

Тревожность может вызвать и непоследовательность в воспитании. Например, когда в похожих между собой ситуациях родитель то разрешает что-то, то запрещает. Такая непоследовательность вызывает у ребенка растерянность и непонимание, как и в каких ситуациях ему следует себя вести. В самых крайних случаях это может привести к проблемам с социализацией, так как в свое время ребенок просто не усвоил необходимые шаблоны поведения.

Ситуации соперничества тоже могут стать причиной тревожности. Когда ребенок попадает в ситуацию конкуренции (например, соперничество сиблингов), он будет стремиться завоевать как можно больше внимания матери и ощущать тревогу по этому поводу.

Еще одной ситуацией, способной спровоцировать развитие тревожности у ребенка, может быть ситуация повышенной ответственности. В данном случае ребенок может тревожиться о том, что не оправдает надежд значимого взрослого и будет отвергнут. 

И, наконец, смена окружения, привычных условий и переход в другие социальные отношения (например, в детский сад или школу) также может стать причиной развития повышенной тревожности. 

Зная, какое количество факторов способно вызывать развитие повышенной тревожности у ребенка, казалось бы, можно и вовсе махнуть рукой. Мол, вредно все, а значит, и жить — тоже. Но не все так плохо. 

Помощники "тревога" и "страх"

Сама по себе тревога, так же, как и страх не являются чем-то плохим. Скорее, это помощь от нашей нервной системы в экстремальных ситуациях, возможность реагировать на опасность адекватно и вовремя защититься или спастись (тот самый механизм "бей или беги"). Но когда этот механизм начинает работать сверх нормы, норовя защитить от всех опасностей мира, возникает тенденция, и переживание тревоги в отдельных ситуациях (ситуативная тревога) превращается в тревожность как черту характера (личностная тревожность).

О тревожности как о черте характера можно говорить, начиная приблизительно с периода старшего дошкольного возраста. В 7–8 лет уже можно заметить такие устойчивые проявления тревожности, как боязнь сделать что-то не так, опоздать, страх не соответствовать социальным нормам.

Известно, что личностная тревожность формируется постепенно, по мере того, как формируется привычка воспринимать различные и часто безобидные по своей природе ситуации как угрозу. И чем чаще повторяются такие "пугающие" ситуации, тем больше мы ожидаем их повторения снова. И, как следствие, больше тревожимся. Получается своеобразный замкнутый круг. Но какое решение?

Решение

Решением проблемы повышенной тревожности могут стать занятия, направленные на повышение самооценки, обучение эмоциональной саморегуляции, обучение релаксации. 

Исследования того, как именно взаимосвязаны самооценка и уровень тревожности, показывают, что дети с высоким уровнем тревожности часто имеют заниженную самооценку. Тревожный ребенок, как правило, очень остро реагирует на неудачи и по этой причине может отказываться участвовать в той или иной деятельности. Поэтому в общении с тревожными детьми важно избегать конкуренции и сравнений с другими. 

Как уже упоминалось выше, при высоком уровне тревожности ребенок не чувствует себя в безопасности. В таком случае очень важно дать ему почувствовать себя защищенным, помочь установить доверительные отношения с окружающим миром. В этом могут помочь тактильные виды взаимодействия. Хорошо, если родитель будет чаще обнимать ребенка, гладить по голове, самостоятельно делать ему массажи. Это укрепит связь между ребенком и родителем и поможет ему почувствовать себя более защищенным. Можно играть в тактильные игры, игры с крупами, лепить, использовать пальчиковые краски, рисовать ладошками. Сухой бассейн с мячиками, а также плавание хорошо снимают мышечное напряжение и помогают расслабиться.

В процессе обучения не стоит заставлять такого ребенка сразу вступать в новый для него вид деятельности. Важно дать ему возможность побыть наблюдателем, хорошенько присмотреться, понаблюдать за тем, как это делают другие дети. 

Хорошим методом проработки тревожности может стать игровая психотерапия и сюжетно-ролевая игра. Играя слабых персонажей, ребенок может убедиться в том, что другие тоже иногда тревожатся, и бояться — нормально. Играя сильного, смелого персонажа, ребенок примеряет на себя роль храбреца. 

Чтение с малышом тематических сказок, сюжетно-ролевые игры, тактильные виды деятельности, а самое главное, ощущение безопасности и защищенности — основные моменты, которые важны в работе и общении с тревожными детьми. Важно помнить о том, что каждый ребенок, находясь там, где его любят и по-настоящему принимают, рано или поздно справится со своими трудностями.

Как правило, дети — хороший индикатор состояния семьи. И если что-то не в порядке в семье, взрослым стоит сперва попробовать разобраться между собой. Возможно, после этого проблемы ребенка окажутся лишь отражением проблем родителей.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №48, 14 декабря-20 декабря Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно