Самое важное для успешного обучения в школе

Поделиться
Самое важное  для успешного обучения в школе
1 апреля в Украине стартует конкурсный отбор первоклассников в школу. По шкале стрессов поступление в школу имеет 26 баллов из 100 возможных и входит в "Двадцатку" самых сильных. Конкурсный отбор - испытание не только для ребенка, но и для всех членов семьи, экзамен на умение соотнести свои амбиции с желаниями и возможностями своего малыша.

1 апреля в Украине стартует конкурсный отбор первоклассников в школу.

По шкале стрессов поступление в школу имеет 26 баллов из 100 возможных и входит в "Двадцатку" самых сильных. Конкурсный отбор - испытание не только для ребенка, но и для всех членов семьи, экзамен на умение соотнести свои амбиции с желаниями и возможностями своего малыша. Увы, не каждый родитель может трезво оценить физические и интеллектуальные способности своего ребенка, что в конечном итоге приводит к серьезным проблемам со здоровьем, мотивацией к обучению и в целом к разочарованию в школе.

Важно знать, что право на конкурсный отбор имеют только специализированные школы, лицеи и гимназии. В обычную районную школу ребенка обязаны принять по заявлению родителей, без каких бы то ни было собеседований. Что касается школ, имеющих право на конкурсный отбор, то правила конкурсного отбора должны быть доступы публично, иметь четкие границы и быть понятны. В таком конкурсном отборе участвует и школьный психолог, в задачи которого не входит проверка знаний. Психолог изучает мотивацию к обучению, внимание, память, социальную компетентность ребенка (умение выстраивать свое поведение с учетом ожиданий и представлений других людей), т.е. наличие элементарных представлений об окружающем мире, отношениях людей, способность поступать так, как принято в обществе, умение управлять своими чувствами и эмоциями. Психологу также необходимо знать нормы физического развития ребенка и учитывать их при поступлении детей в школу.

К сожалению, многие школы не имеют четких рамок и критериев оценки готовности ребенка к обучению, а в некоторых просто нет специалистов-психологов. Многие задания подаются достаточно расплывчато, неточно, некоторые не соответствуют возрасту малыша. А с учетом того, что ребенок может растеряться, не выспаться, быть "не в духе", результаты зачастую далеки от ожиданий родителей и их личных знаний о собственном ребенке. Поэтому важно понимать, что вести ребенка на собеседование нужно не вместо сна и не сразу после сна. Помните, что ребенок сразу после еды тоже не способен к интеллектуальным подвигам, поскольку все силы организма идут на переваривание пищи, а значит, после ее приема должно пройти не менее часа. Перед тестированием ребенка нельзя запугивать - "вот не сдашь - получишь!", стыдить - "опозоришься!", ставить в зависимость от результатов теста. Лучше перед собеседованием прогуляться с ним пешком. Поддержка и любовь родителей - обязательна! Малышу будет приятно, если вы лично будете присутствовать при его первом испытании, а не доверите его няням или бабушкам. Кстати, школа не имеет права запретить вам быть рядом с малышом во время собеседования, но важно при этом не вмешиваться в процесс беседы, так как вместо поддержки вы можете оказать "медвежью услугу": малыш, понимая, что сказал что-то "не то", может замкнуться и перестать отвечать.

Иногда педагогам или психологам, чтобы "разговорить" малыша, понадобиться чуть больше времени. Не торопите ребенка, даже если вам кажется, что он готов и просто упрямится. Ваше вмешательство может лишь усугубить упрямство.

На собеседовании ребенку важно суметь "проявить свои таланты". Поэтому если ваш малыш уже умеет читать или считать, пусть почитает или посчитает, даже если этого не требовалось. Похвала и одобрение придадут ему сил, и в остальном он также сможет проявить свои умения.

По закону, конкурсный отбор в первый класс могут проводить только лицеи, гимназии и специализированные школы. Но, согласно Инструкции о порядке конкурсного приема, это должна быть не проверка знаний, а диагностика уровня общего развития ребенка, его готовности к обучению и способности к изучению дисциплин в соответствии со специализацией школы. Но, к сожалению, иногда на собеседованиях все же проверяют уровень актуальных знаний. Бесспорно, знания важны, но важны знания об окружающем мире, человеческих отношениях, об установлении причинно-следственных связей, важны память и логика. Но как раз их ребенок может познать в быту, игре, в общении с родителями и сверстниками. Сами по себе тесты - это стресс и для ребенка, и для родителей. Поскольку уже более 10 лет я провожу собеседования при поступлении детей в школу, поделюсь тем, что, на мой взгляд, действительно важно учесть родителям.

1. Здоровье. Именно его следует поставить на первое место. Важно понимать, что маленький человек так устроен, что для овладения знаниями ему нужны силы, и эти силы уходят не только на учебу, но на рост и физическое развитие. И если где-то тратится энергия на интеллектуальный рост, то дефицит может возникнуть в области здоровья. Раз внешняя среда требует выполнения определенной задачи, мозг ее будет выполнять, но за счет каких-то других структур психики. Я часто сталкиваюсь с тем, что родители спешат отдать ребенка в школу. Их аргумент прост, дескать, смотрите какой он умный, интеллектуально развитый и в школу "очень хочет". Но, увы, уже к концу первой четверти этот малыш едва ли не лежит под партой, выходит "в туалет" при любой возможности, потому как реально сильно устает, несмотря на предварительный запас знаний. Порой вообще не хочет ходить в школу и начинает болеть. Школа требует от ребенка устойчивой концентрации внимания, которую несозревший организм просто не может обеспечить. Имеет значение даже рост и длина конечностей ребенка! Одним из тестов на физическую готовность к школьному обучению является т.н. "филиппинский тест". Ребенок должен дотронуться правой рукой до левого уха, проведя руку над головой. Малыш четырех-пяти лет не может этого сделать - руки еще слишком коротки. Результат этого теста достаточно точно характеризует именно биологический возраст ребенка, ибо отражает не просто характеристику развития скелета, а нечто гораздо более важное - степень морфофункциональной зрелости организма. В первую очередь это связано с уровнем созревания нервной системы и способностью головного мозга воспринимать и перерабатывать информацию.

Если ребенок кажется вам неуклюжим - все время что-то задевает, "не вписывается" в проходы, падает со стульчиков, ступенек и не может пройти по бровке более двух шагов, - также стоит задуматься: ведь не только мелкая, а и общая моторика говорит об общем здоровье и способности к обучению вашего малыша. Общая моторика - база для развития пространственного мышления, ориентации в пространстве, чувства расстояния. Прежде всего, детям необходимо много двигаться, играть в подвижные игры, развивать координацию движений. Ребенок должен глазом чувствовать расстояние, рукой - вес, ощущать напряжение мышц, чтобы бросить какой-либо предмет с определенной силой, добросить его на нужное расстояние, попасть в цель. Он должен чувствовать, что если делает большие шаги, то их нужно меньше, чтобы дойти до цели. А если маленькие - то больше. К школьному возрасту малыш уже должен ориентироваться, где право и лево, иметь основные навыки самообслуживания.

Также стоит обратить внимание на смену молочных зубов - к школьному возрасту должно поменяться от двух до шести зубов. Не лишним будет не для справки, а реально проверить слух и зрение, посетить логопеда.

В Германии, например, вопросами готовности детей к школьному обучению занимаются организации, не имеющие непосредственного отношения к школам. Такое спецучреждение, где тестируют всех первоклассников, больше похоже на поликлинику, нежели на школу. А одним из участников отбора является врач, который проверяет зрение, слух моторику, координацию движений, интересуется жалобами на физическое здоровье и динамикой развития ребенка.

2. Первая учительница. Лично я считаю, что ребенку нужно выбирать не школу, а учителя. Личность первого учителя необычайно важна для формирования как положительной мотивации к обучению, так и для позитивного восприятия школы. Как правило, те, у кого именно первая учительница была мудрой и терпеливой, сохраняют приятные воспоминания о школе на всю жизнь. Хороший учитель способен сгладить все шероховатости вступления в школьную жизнь, в чем, собственно, и заключается профессионализм. Задача первого учителя - не только научить читать и писать, но и научить любить школу, относиться с уважением к ее правилам и традициям, делая это тактично и ненавязчиво. Следует понимать, что это - первый человек, вносящий оценочность в жизнь ребенка (ее все равно не избежать), и важно, чтобы ребенок ощущал справедливость этой оценки. А родителям, при любом раскладе, советую не подвергать личность учителя критике, осуждению. Авторитет учителя, подвергнутый критике со стороны родителей, ребенку уже не восстановить никогда. Более того, даже перейдя в другую школу, такой ребенок может продолжать отзываться обо всех учителях плохо. Необходимо также сохранять с учителем правила субординации, не переходить на "ты", даже если сам учитель вроде как "не против". Придерживаемся важного правила: врачи и учителя - всегда на "вы" и всегда по имени-отчеству.

3. Психологическая готовность, мотивация. Как правило, психологическая готовность определяется желанием или нежеланием малыша идти в школу. Увы, но большинство современных детей быстро понимают, что у них нет выбора, ходить или не ходить, и в школе они быть обязаны. И это ощущение - "я должен, у меня теперь нет выбора" - само по себе способно убить любое желание. Поэтому важно отличать собственное желание ребенка от желаний его родителей, которым ребенок пытается угодить, и вслед за ними повторяет: "Да. очень хочу в школу!". Учитывайте, что свое желание или нежелание ребенок уже может мотивировать. Для этого стоит спросить: "Почему ты хочешь в школу?". Если он отвечает, "потому что надо", "мама так хочет" или "потому что портфель красивый", то, возможно, у ребенка еще нет понимания того, чего он действительно хочет. Правильная мотивация, например, - "потому что там интересно". Но мотивация может быть и отрицательной: "чтобы родители не ругались, не огорчались", "чтобы надо мной не смеялись, что я такой большой и в школу не хожу". Мотивировать ребенка следует не в виде "толкания в спину", а, скорее, в виде показа перспектив, пробуждения интереса.

Важно понимать, что эстетика школьного помещения, процент поступления учащихся в вузы и прочие, кажущиеся крайне важными, факторы, имеют значение, но комфорт, который испытывает ученик начальной школы в классе, становится ключевым в любви к учебе, и этот комфорт родители в силах ребенку предоставить.

Как пройти собеседование и не возненавидеть школу?

Несмотря на то, что всевозможные околошкольные издательства печатают разнообразные методички по нормам готовности к школе детей шести-семи лет, на данный момент нет унифицированных правил приема в школу. Каждая школа самостоятельно утверждает свои правила приема в районном управлении образования, и, в погоне за одаренными первоклассниками, школы модифицируют тестовые задания по своему усмотрению - на свой страх и риск. Родители поступивших малышей охотно делятся вопросами и заданиями, которые давали их чаду на собеседовании с теми, кто поступает после них, а школы пытаются по возможности их менять. Среди родителей ходят целые легенды о сложности и уместности вопросов. Самым необычным вопросом, о котором мне поведали родители, был: "Кто такой Ленин?". Не удивляйтесь, вопрос был задан первокласснику в 2012-м, и его родители тоже затруднялись с ответом. Сложно понять только смысл вопроса. Какие знания пытались проверить в школе? И захотят ли родители отдать ребенка в школу, где данный вопрос до сих пор актуален?

Главное правило собеседования - оно должно соответствовать возрасту ребенка, т.е. шести годам.

В шесть лет ребенок имеет свои особенности восприятия, памяти, внимания, общей и мелкой моторики, логики, способности к систематизации.

В этом возрасте ребенок должен знать свое имя, фамилию (отчество - не обязательно!), как зовут родителей. Должен назвать город, в котором живет, свой адрес, хотя многие родители справедливо учат детей не называть чужим людям свой адрес, а незнакомые люди на собеседовании - потенциально чужие. Как правило, дети этого возраста неплохо ориентируются в профессиях и знают, чем люди определенных профессий занимаются на работе (например, врач или почтальон). О том, кем работают родители, в некоторых ситуациях спрашивать некорректно, ибо у большинства это может вызвать подозрение, что школа интересуется социальным статусом семьи. Да и многие дети не всегда посвящены в тонкости работы родителей в силу тех или иных причин, что вовсе не указывает на их несостоятельность в роли первоклассников. Чаще всего дети ответвят, что их папа и мама работают "на компьютере", что, по сути, будет чистой правдой.

Ребенок должен ориентироваться во временах года, называть их приметы, понимать, чем они отличаются друг от друга, узнавать их на картинках. Знать названия месяцев ребенок не обязан! Впрочем, как и порядок дней недели. Эти знания ему достаточно быстро привьет школа, когда научит пользоваться дневником.

Первоклассник должен знать домашних и диких животных, птиц, приблизительно знать, где они живут, но понимать, кто такой пингвин - "птица или животное, и если птица, почему не летает, а если животное, то зачем ему крылья" - НЕ обязан! А если знает - то это просто приятный бонус школе, не более того.

Возможно, ребенку дадут задание обобщить названия предметов (например, стол, стул, диван, шкаф) или выделить "лишний" предмет среди четырех похожих. С такими заданиями дети справляются легко, несмотря на опасения родителей.

На собеседовании ребенку могут дать задание на внимание, например, "Переплетенные линии" - что-то похожее на лабиринты. С лабиринтами малыш должен разобраться без помощи пальцев и ручки. Могут дать лист с рядом похожих картинок - набор кружочков и треугольников, которые нужно как-то пометить, например, зачеркнуть все имеющиеся на листе кружочки. Возможно, вместо этого будут задания - найти отличия в двух картинках. Эти задания могут выполняться на время. Двух заданий на проверку одинаковых навыков быть не должно.

Могут быть комплексные задания, проверяющие несколько навыков - внимание, знание фигур, умение систематизировать. К таким относятся картинки, где нужно найти недостающий элемент.

Задание на проверку памяти включает шесть слов на слух, и девять предметов малыша попросят запомнить зрительно. Это возрастная норма. Небольшой стих наизусть в шесть лет должен помнить любой ребенок. В детском саду без заучивания стихов никак не обходится, да и дома малышу заботливые родители часто читают стихи вслух.

В шесть лет ребенок свободно различает цвета, фигуры (не объемные!), может сложить небольшой рассказ по картинкам. Эти задания присутствуют практически на всех собеседованиях.

Малыша могут попросить нарисовать человека. Как правило, мальчик рисует мальчика, девочка - девочку. Этот рисунок определяет социальную зрелость, и чем больше на нем деталей - тем лучше. Рисовать человечка с ребенком - нормальное времяпровождение заботливых родителей, так что малыш вполне справиться, если вы с ним дома рисовали.

Могут попросить просто перерисовать несложные фигуры или скопировать текст. Именно скопировать, а не переписать. Читать этот текст не обязательно. В этом задании педагога интересует владение ребенка рукой и готовность к письму.

Препятствием к поступлению в языковые школы могут стать логопедические проблемы, и их важно решать со специалистом-логопедом, поскольку даже при обучении на родном языке у ребенка могут возникнуть сложности, если он неправильно слышит или идентифицирует звуки, что приводит к ошибкам при письме. А логопед знает, как с этим справиться.

Следует помнить, что напичкать малыша информацией вам, возможно, и удастся, но запомнить он может только то, что понимает.

А самым важным в этом небольшом испытании является ваш и ребенка настрой, вера в собственные силы и ваша заботливая поддержка.

В школе будут учиться все!

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме