"Мама, мама, а можно я стану продавщицей мороженого, когда вырасту?" - "Конечно, дорогая", - отвечает мама, листая позаимствованный у родственников справочник вузов.
В ее персональном рейтинге профессий за первое место борются стоматолог, юрист-международник и экономист. Впрочем, через несколько дней дочь найдет покинутого птенца, принесет его домой и через 14 лет выпустится с дипломом ветврача.
Наверное, нет в мире таких родителей, которые хотя бы раз не задумывались над будущей профессией детей, однако в своих планах они не всегда учитывают интересы и склонности потомков. Работники приемных комиссий часто видят выпускников, которые не знают, чем хотели бы заниматься, и подают документы одновременно на переводчика, биолога и архитектора, надеясь, что какая-то из "волн зачисления" определит их судьбу. С моей точки зрения, старшие классы - это уже немного поздновато для поиска предназначения. Многие возможности самообразования и внешкольного обучения, дающие отличный старт как для высшего образования, так и для работы, уже потеряны.
Поиски "сродной работы", которая, по словам Григория Сковороды, является залогом нашего счастья, должны начинаться намного раньше профориентационных разговоров в школе - тогда, когда речь идет еще не о конкретной специальности, а о сфере интересов, т.е. в период активного познания мира. Чем больше разных возможностей будет видеть ребенок, тем более взвешенным и осмысленным будет его выбор. Первые признаки склонности к определенной деятельности проявляются уже в дошкольном возрасте. И хотя со временем интересы могут меняться, еще до старших классов можно определить, к какой сфере или отрасли лежат душа и ум. Но кто должен это делать?
Школа или семья?
Полагаться на школу в том, что она поможет ребенку определиться с делом всей его жизни, довольно рискованно - профессиональному будущему детей там обычно уделяют недостаточно внимания. Конечно, если классный руководитель - внимательный и инициативный человек, который с малых лет заботится о кругозоре и вкусе своих воспитанников, а остальные учителя влюблены в свои предметы и преподают их интересно и захватывающе, учащиеся имеют высокие шансы удачно выбрать специальность. В реальности же получается так, что хорошая учительница физики привлекает к этой дисциплине даже типичных гуманитариев, а плохой преподаватель украинского отбивает любовь к языкам у всего класса. Школьные уроки крайне слабо связаны с профессиональной деятельностью в близких к предмету сферах: между биологией и работой в биотехнологической лаборатории, равно как между историей Древнего мира и археологией - настоящая пропасть. К тому же многие профессии не рассматриваются на протяжении школьного обучения даже мимоходом.
Эту ситуацию немного компенсируют Малая академия наук, дома и дворцы детского творчества - здесь можно найти и секцию авиаракетостроения, и курсы дизайна одежды, много других интересных кружков, а занятия более приближены к реальным рабочим условиям и задачам. Однако доступ к такому внешкольному обучению имеет не каждый ребенок, да и широкий выбор дисциплин есть лишь в центральных детских учреждениях. Значит, чтобы ознакомить ребенка с максимальным количеством профессий и занятий, без участия родителей не обойтись. И каникулы - идеальное время для того, чтобы раскрыть перед своим чадом неизвестные до сих пор миры.
Ознакомление ребенка с разнообразием возможных профессий - задача комплексная и требует от родителей определенных усилий. Чтобы объяснить дочери или сыну, чем же занимается тот или иной специалист, нужно и самому это хорошо представлять или знать, где вместе с ребенком можно найти соответствующую информацию. Тут весьма пригодилась бы детская научно-художественная литература, ориентированная на определенную специальность или отрасль знаний, однако в Украине катастрофически мало таких изданий, поэтому опираться придется преимущественно на собственные силы.
"Семья определяет практически все в жизни человека, в частности и его отношение к работе, - уверена опытный психолог-консультант и главный редактор журналов "Практический психолог: детский сад" и "Практический психолог: школа" Татьяна Гурковская. - Потому родителям следует задуматься не только над тем, что они будут рассказывать о той или иной специальности, но и над тем, как они сами выглядят в своей профессии в глазах детей. Если взрослые каждую пятницу радуются концу ненавистной работы, а понедельничные утра наэлектризованы осознанием начала длинной трудовой недели, будьте уверены - выбирать вуз для ребенка будут именно родители. Потому что за 17–18 лет жизни ребенок усвоил, что работа - это каторга, и какая разница, где ее отбывать.
Городские игры
В городах проще всего знакомить детей с профессиями, связанными с обществом, - экономикой, наукой, сферой услуг, а также с творческими направлениями. От любого объекта можно потянуть десятки информационных ниточек. Вот дом - кто его построил? А кто придумал, какой он будет иметь вид? Как думаешь, что нужно знать и уметь, чтобы нарисовать будущий дом? Когда дом готов, он нуждается во внутреннем обустройстве. Это можно сделать самому, а можно пригласить специального человека - дизайнера интерьеров. Ты хотел бы таким заниматься?
Необычайно интересно угадывать с ребенком, кем работают незнакомцы, которых вы видите на улице. Чем может заниматься эта женщина с ноутбуком? А этот юноша с тубусом? Во время игры можно обсудить и качества, нужные для той или иной профессии, и даже деловой этикет и правила безопасности - почему дорожные работники всегда в ярких жилетах, а в банке все одеты в одинаковые костюмы. Задача взрослого - пробудить детскую мысль и направлять ее, а выводы дети должны делать самостоятельно.
Не забывайте также о природоведческих и исторических музеях - на каникулах именно время их посетить и поговорить с ребенком не только о том, что выставлено в витринах, но и о том, кто все это нашел и исследовал. А в художественных можно рассказать не только о художниках, но и о реставраторах, критиках и меценатах, поразмыслить над связью между сахарной свеклой и "Инфантой Маргаритой" Веласкеса.
Естественные лаборатории
Отдых за городом - на даче, в селе или в походе - тоже прекрасно подходит для познания и знакомства с профессиями, однако раскрывать их проще в другом аспекте. Сад и огород - замечательное место для разговоров о ботанике, генетике, инженерии и энтомологии. Лес - о зоологии, экологии и деревообрабатывающей отрасли. Горы расскажут о геологии и географии, а вечернее небо - об астрономии и космической науке. Вдобавок все можно приправить "щепоткой" физики и химии: каждая гроза рассказывает об оптике, звуковых волнах и энергии, каждое растение - о фотосинтезе и диффузии.
Не забудьте рассказать, кто во взрослом мире занимается растениями, животными, землей и ветрами. А еще поговорите о тех, кто стоит за предметами, которыми вы пользуетесь. Пластиковые пакеты и термосы, невесомые спальники и куртки с мембраной, газонокосилка и газовая плита - все это результат работы как минимум десятка людей разных профессий. Каждое изделие прошло длительный путь от идеи до конечного продукта.
Если ребенок заинтересовался каким-то из занятий, добавьте практический компонент: соберите гербарий или коллекцию минералов, сфотографируйте всех насекомых и животных отдельной местности, устройте маленькую метеостанцию, нарисуйте карту звездного неба. Дети могут своими силами изготовить бумагу, мыло, сконструировать ловушку для вредителей, сделать муравьиную ферму. Им нужно лишь показать, что исследовать - это интересно, что не всегда увлекательная школьная наука базируется на удивительных экспериментах, и что будущая профессия тоже может быть преисполнена приключений.
Важные сравнения
Отпуск за границей или просто в другом регионе - хороший шанс расширить детское мировоззрение, в частности и в плане возможных занятий. Перелет или переезд пройдет быстрее и легче, если ребенок не будет скучать, а будет представлять себя пилотом, диспетчером или машинистом, пытаться принимать решение относительно скорости или высоты движения, а также безопасности пассажиров или размышлять о том, почему электричка движется медленнее, чем поезд класса интерсити.
Знакомство с другими нациями, особенно для детей старшего возраста, акцентирует роль переводчиков и специалистов по коммуникации: без лишних слов понятно, зачем изучать иностранные языки, а заметные культурные отличия дают повод к разговору о международных связях или адаптации медийных продуктов. На международных курортах обычно сходятся представители многих стран - так почему бы не пообщаться на тему глобализации и связанных с ней изменений в обществе?
С подростками уместно поговорить и о более сложных материях - о том, почему жизнь в разных странах или разных частях одного государства может сильно отличаться. Какова в этом роль естественных факторов, политиков и экономистов? Что может человек сделать, чтобы уменьшить социальную несправедливость? Как бороться с глобальными угрозами, и кто должен это делать? Западная инфраструктура для инвалидов - повод поговорить о социальных работниках, отношение к работе в южных странах - предмет для разговора о профессиональных обязанностях.
Несколько табу
Разговаривая с детьми об их будущем, старайтесь не транслировать имеющиеся в обществе стереотипы относительно профессий. Лишние барьеры могут помешать неконфликтной личности найти дело по душе.
Не унижайте и не восхваляйте отдельные профессии. Мир меняется неимоверно быстро, как и потребности рынка труда, и то, что кажется популярным и прибыльным сегодня, через 10 лет может потерять свои позиции. Так случилось с телефонистами и телемастерами, а сегодня исчезновение угрожает профессиям, которым на пятки наступает автоматизация. Вместе с тем может возродиться интерес к давно забытым ремеслам - кузнецы работают не только над украшениями для частных домов, но и над турнирным оружием, автоматическая вышивка в люксовом сегменте уступает ручной. Даже в несерьезном на ваш взгляд деле ребенок может достичь признания и успеха.
Не делите профессии на женские и мужские. Дар к разным работам, кроме нескольких весьма специфических, о которых с детьми не принято говорить, определяется не полом, а умениями и талантами. Многие несчастные бухгалтеры могли быть счастливыми программистами, а печальные юристы - веселыми поварами или дизайнерами. Позвольте ребенку самостоятельно выбрать будущую специальность и достичь успеха в любимом деле независимо от хромосомного набора.
Не заставляйте детей идти вашим путем, если не видите в них склонности к собственной профессии. В вузах есть много студентов, которые бросают учебу на первом-втором курсе и переводятся или снова поступают совершенно на другие специальности, и там у них лучшие оценки и результаты. Иногда причина заключается в изменении взглядов молодых людей, но весьма часто - в том, что в первый раз за них выбирают родители, а терпения учиться через "не хочу" хватает не каждому.
Современный мир преисполнен примерами людей, которые вынуждены выполнять ненавистную работу и годами жалеют о неудачном выборе образования. Задача родителей - показать ребенку мир профессий как важную составную часть окружающего мира, помочь советом, поддержать в сложный момент и принять решение ребенка. Кстати, общее погружение в водоворот знаний и профессий может быть чрезвычайно интересным опытом для всей семьи, и, как знать, может, и вы достанете старые блокноты и запишетесь на дистанционные курсы?