"От тебя всегда одни лишь хлопоты", или почему дети убегают из дому?

24 апреля, 2015, 00:00 Распечатать

Тысячи родителей по всей Украине обивают пороги психологов, поскольку не могут достичь взаимопонимания с детьми. Нарекают, что дети не обращают на них внимания, растут эгоистами. Когда же предъявляют детям претензии, рискуют услышать в ответ: "Я вас ненавижу". В случае обострения ситуации дети нередко убегают из дому.

 

Тысячи родителей по всей Украине обивают пороги психологов, поскольку не могут достичь взаимопонимания с детьми. Нарекают, что дети не обращают на них внимания, растут эгоистами. Когда же предъявляют детям претензии, рискуют услышать в ответ: "Я вас ненавижу". В случае обострения ситуации дети нередко убегают из дому. 

О положительном опыте

На днях пригласили на несколько непривычное мероприятие — своеобразный обмен опытом родителей из приемных семей. Присутствующих, в том числе и квалифицированного психолога, поразил рассказ матери — воспитательницы детского дома семейного типа из Львова Екатерины, взявшей на воспитание десять ребятишек. Разного возраста, пола, характера, темперамента. Самой старшей девушке было 18 лет, кстати, вскоре она вышла замуж и в этом году родила дочку. Самому младшему Саше — четыре. 

"Когда год назад во Львове был создан второй детский дом семейного типа, и я взяла на воспитание пятерых детей, было крайне трудно. Но со временем увидела, что они сами воспитывают друг друга. И когда мне предложили взять еще столько же, согласилась. Это дети из трех семей, оставшиеся без родителей. Работы было много. Долгое время моей единственной мечтой было выспаться. А между тем понемногу приучала к работе и детей. Начала с носков. Дети, даже старшие, не были приучены стирать их каждый день. Как я их ни убеждала, стыдила — не все слушались. Утром все носки можно было найти под кроватью. Разумеется, грязными. Тогда я демонстративно начала выкладывать их на виду, а если это не помогало, выносила на балкон. Конечно, это не нравилось. Один из ребят даже пригрозил мне. Однако я продолжала гнуть свою линию. Хвалила одних за добрые дела и ругала других за неопрятность, лень. И однажды эта проблема исчезла. Но были другие. 

Мои воспитанники, особенно старшие, не приучены к домашней работе. Как-то они отказались ехать за картошкой в село к моей маме. Один — из-за того, что у него занятие в спортивной секции, другой тоже нашел причину. Хорошо, подумала, не буду портить себе нервы. Картошки хватило на два дня. А потом готовила каши: сегодня — пшенную, завтра — перловку... Вот тогда один из ребят и сказал, что согласен поехать за картошкой. Другие же такой инициативы не проявили, и я сделала вид, что весьма занята. Прошел день, и остальные ребята тоже начали подходить, извинялись за непослушание. Хорошо, говорю, поезжайте, привезете пять ведер картошки. Каким же было мое удивление, когда они привезли аж семь. А в придачу — еще и другие овощи. С того времени поездки за продуктами для них — святое. Старшие часто сами ездят на оптовый рынок "Шувар". И необычайно радуются, когда удается выторговать дешевле. Возможно, это не педагогично — посылать детей самих на рынок, но пусть привыкают. В жизни пригодится. 

В общем, как и в каждой семье, растить детей весьма непросто. Характеры у всех разные. У большинства из них есть опыт пребывания в государственных интернатах. Бывает, дерзят, обманывают. Однако же и радость дарят. 

— Как-то я приболела, — продолжает дальше Екатерина. — Лежу, а уже вставать надо. Но дети, увидев, что мне плохо, укрыли одеялом, начали успокаивать, дескать, сами все сделаем. И действительно, в тот день все делали без моего участия. Готовили еду, стирали одежду, делали уроки… И на сердце вдруг стало так хорошо. У меня действительно самые лучшие дети. И они мне как родные". 

Выясните причину 

Но, к сожалению, подобными успехами могут похвастаться далеко не все родители. Что же касается приемных семей, то есть случаи, когда усыновители и опекуны отказываются от детей. Говорят, что делают все возможное и невозможное, но достичь взаимопонимания не получается — дети остаются равнодушными эгоистами. 

По мнению психологов, причины отклонения могут быть разные — педагогические, психологические и даже психиатрические. Самые распространенные — педагогические. Неправильное воспитание. Избаловали вниманием, не приучили к труду. Не сумели установить рамки. И ребенок сел родителям на голову. Когда мальчик пошел в первый класс, отец не спрашивал его, с кем он дружит, чем занимается. А уже когда ребенок ростом стал выше отца, вдруг опомнился. 

Родителям зачастую крайне сложно найти причину: они либо ограничены в знаниях, либо устанавливают категорические правила вроде "Ты должен поступать именно так". У ребенка может быть совсем другой внутренний мир, другие потребности. И не всегда дети убегают от родителей из-за того, что их не любят. Как рассказала социальный работник детской колонии, у них есть мальчуган, неоднократно убегавший из приемной семьи. На вопрос "Почему убегаешь, тебя не любят?" ответил, что любят и даже очень. Но, дескать, он некомфортно себя там чувствует, все какое-то чужое, потому и хотел назад в интернат, "потому что там — свобода". 

Наконец еще одна причина сложного детского характера — сугубо психологическая. Это могут быть отклонения в запоминании, процессах мышления и т.п. Иногда ребенок может убегать из дома даже от биологических родителей — так как по своей натуре он путешественник, постоянно жаждет новых впечатлений. Такой ребенок нуждается в более широком круге общения и потому должен постоянно двигаться, заниматься спортом, творчеством и т.п. При этом весьма важно не уставать повторять, что родители его любят, переживают за него. 

По словам специалистов, сегодня немало родителей не имеют малейшего представления о детском воспитании. Ситуация усложняется еще и тем, что учителей также никто не учил, как работать с трудными детьми. Из-за этого украинские школы ежегодно направляют в детские приюты и интернаты сотни детей, у которых в характеристике написано, что они не хотят учиться, ведут себя аморально. На самом же деле, зачастую это элементарные проблемы, просто педагоги не могут с ними справиться. 

"У нас в приюте был 12-летний мальчик, который неделями мог где-либо жить. Мог пройти мимо своего дома и не повернуть в ту сторону голову, даже когда на пороге стояла его мать. Вот она и перестала приезжать в детский приют, ибо видела, что он в ней не нуждается, — рассказывает заведующая львовским детским приютом Светлана Гаврилюк. — Мальчик говорил, что сильно любит природу, а сам живую змею брал на палочку и жарил! Даже не осознавал, что делает. Прежде чем попасть в детский дом, он где-то взял сундучок и вместе с товарищами собирал деньги якобы для АТО. На самом же деле дети тратили эти деньги на себя. Их поймали, так они и попали к нам. Когда я начала с мальчиком разговаривать, он ответил бранным словом, хотя я ничего плохого ему не сделала. Сначала было впечатление, что это чрезвычайно сложный ребенок, но когда пришла его крестная мать, артистка одного из львовских театров, я увидела, как он к ней льнет, заглядывает в глаза… 

К нам попадают дети, не приученные застилать кровать, мыть посуду после себя. Или, например, мама — учительница, а ребенок из-за конфликта в семье ушел из дому, — рассказывает Светлана Петровна. — На вопрос, есть ли у него дома какие-то обязанности, услышала: "А зачем, когда у меня есть родители? Это использование детского труда. Меня мама родила, значит должна и убирать, и стирать, и есть варить". 

Но чаще всего проблемы возникают в семьях, где родители уделяют детям крайне мало внимания, ибо заняты своими делами, ведут аморальный образ жизни, совершают насилие над детьми. Бывают случаи, когда дети из приемных и опекунских семей, не находя согласия и поддержки, также убегают из дому.

"Если ребенок воспитан в интернате, детском приюте или в кризисной семье, где мама о нем не заботилась, неоднократно оставляла на чужих людей, у него может иметь разлад привязанности. Но когда в 5—10 лет такой ребенок попадает в семью приемных родителей или опекунов, последним чрезвычайно сложно установить доверительные отношения с таким воспитанником, — говорит начальник отдела методического обеспечения социальной работы областного центра социальных служб для семьи, детей и молодежи Наталия Тыбура. — Но это возможно, если родители учатся, ищут подходы к ребенку. А главное — поддерживают и любят его. Что бы он ни натворил". 

Читайте эмоции… 

Причин для недоразумений между родителями и детьми множество. Например, ребенок поздно пришел домой — и уже ссора. А он не чувствует, что в чем-то виноват, но все равно получит по полной программе. Так у ребенка накапливается недовольство. В одной из львовских школ детей спросили, часто ли им хочется уйти из дома. Результат оказался убийственным. Утвердительно ответили почти все учащиеся. Да еще и с восклицательным знаком. И совсем не поэтому, что они испорчены. Ведь почему-то у одного учителя дети учат предмет, а у другого — нет. Один предмет называют любимым, а другой и знать не хотят. 

Сегодня школа не воспитывает, она — учит. Закончили обучение, сдали экзамены — свободны! А как дальше сложится у них жизнь, смогут ли справиться с трудностями, никого не интересует. Пусть жизнь учит, если не научили родители. А родителей кто учит? К сожалению, большинство из них воспитывают своих детей, опираясь преимущественно на опыт собственных родителей. Но этого недостаточно. Многих из нас учили физике, математике, другим дисциплинам, но не учили, как правильно общаться. Не учили, как реагировать, если нам что-то не нравится в наших детях. "В Библии записаны правила и законы, по которым должны воспитывать детей, общаться с ними, реагировать на их поступки, — говорит Светлана Гаврилюк. — Достаточно прочитать притчу: "Ты возьми меня, прими, и я тебя накормлю, и будешь иметь то, о чем даже не мечтаешь". А что возьми? Правила! Ни один отец не посадит сына за руль автомобиля, если тот не знает правил дорожного движения. А в мир — выпускает!". Многие родители, как, кстати, и учителя, не знают законов общения. Или же не учитывают их.

"Прежде всего, — продолжает Светлана Гаврилюк, — в ребенке надо видеть личность. Боже сохрани, повысить на него голос. Подрались двое детей. Знаю, кто был инициатором потасовки, знаю, что в таких случаях следует апеллировать к чувствам, эмоциям. И тогда дети сами расскажут, из-за чего подрались. Но я почему-то сказала то, что говорят все: "Ну, знаешь, в жизни всякое бывает. Мне также не нравится, что кто-то меня игнорирует, не учитывает мое мнение". Все! Разговор на этом можно считать законченным. Эмоциями ребенка пренебрегли, и он больше не захочет с вами говорить. Но так скажут 99% людей. 

У евреев, если ребенок непреднамеренно разбил чашку, мама скажет: "Я сильно тебя люблю, но ты разбил чашку, и отец будет огорчен". То есть говорят не о поступке, а о своих чувствах. Украинские же родители большей частью сразу обвиняют: "Ты такой-сякой. От тебя всегда одни лишь хлопоты". Как правило, ребенок начинает хитрить, выкручиваться. А когда во взрослой жизни ему сделают на работе замечание, будет пытаться перевести стрелки на других: "Почему вы только меня видите? Другие что, лучше?" В результате в коллективе стараются избавиться от такого работника". 

Особые дети 

Прежде всего, это дети с высоким уровнем гиперактивности. Они непоседливы и невнимательны. Однако если их правильно поощрить и найти определенные "кнопки" влияния, с ними можно договориться. Недавно в приют по собственному желанию попала 17-летняя Соломийка — из-за ссоры со своими опекунами. Сама попросилась. Произошло это из-за проблем в школе, где она грубила учителям, мешала проводить занятия. "В школе мне неинтересно", — объяснила свое поведение. Позже сообщила, что погорячилась, что решила вернуться домой, где у нее есть сестры и братья. По девушке было видно, что ей не хватает простого человеческого счастья, материнской ласки.

Отдельная группа "трудных детей" — это те дети, у которых нет "архива памяти". Они не задумываются, что с ними будет после их поступка. Это фактически диагноз. В то же время — это люди, мыслящие нестандартно. Рафаэль, Леонардо да Винчи, Эйнштейн — из их числа. Это мы, когда переходим дорогу, смотрим направо, налево, потому что оттуда может ехать машина. А такой ребенок — нет. Он руководствуется импульсами. Допоздна играет в футбол, хотя еще утром обещал, что придет домой вовремя. И то, что за это уже неоднократно наказывали, не работает. У таких детей есть проблемы с учебой — они не могут сосредоточиться. В Украине их не понимают. Это все равно, что слона проталкивать в окно. Он в него не влезет. А за рубежом на таких детей реагируют. 

Но если возникает некая кризисная ситуация, и нужно мгновенно найти нестандартное решение, они справятся намного быстрее. Поэтому часто становятся изобретателями. А потом все будут удивляться: открытие же лежало на поверхности, как мы до этого не додумались? А он это сделал. Сделал, поскольку не мыслит схемами, как другие люди. Это мы вытягиваем из памяти информацию, анализируем ее. А у них "архива памяти" нет. 

С такими детьми украинская авторитарная педагогика работать не умеет. Это не предусмотрено школьными программами. Учитель должен объяснить ученикам большой объем материала, а дети должны его усвоить. Другого не требуется. Одно из правил выдающегося львовского педагога и математика Бориса Орача, отдавшего педагогике 60 лет своей жизни, гласит: "Когда объясняешь материал, то только 5% твоего внимания должно быть уделено собственно объяснению, а 95% —тому, чтобы видеть каждого ученика. Каждого! И заметить, кто отвлекается и не слушает. Это не вопрос дисциплины — у меня никогда не было с ней проблем". 

"В Украине учитель преимущественно хочет быть авторитарным, ему не нравится, если ребенок вольнодумный, — говорит Светлана Петровна. — Беда наша в том, что педагогов отбирают не по дарованию или призванию. И если ребенку попадется хороший учитель, из него будут люди. В приюте я нахожу общий язык со всеми детьми, даже самыми сложными. Однако через три месяца — именно столько детям разрешено находиться в приюте — они снова возвращаются в свою обычную среду. А там — те же родители, учителя, друзья, которые будут тянуть его назад". 

Как считает Светлана Петровна, таких детей можно исправить, но для этого необходимы (от трех до пяти лет) регулярные занятия с психологом. 

Свое мнение по этому поводу высказала и Марина МАНИВСКАЯ, психолог Львовского ОО "Центр здоровья": 

— Сегодня в Украине — кризис с воспитанием детей. Сформировалось общество, не знающее, как их в городах воспитывать. В селах все проще. Сначала девочке доверяют подметать пол, затем — мыть посуду, позже — готовить еду. К 18 годам девушка уже все умеет и не чурается любой работы. Взрослый человек. Другое дело — в городе. Где-то к восьми годам ребенка научат, как зажечь газ. Дальше все его обязанности сводятся к учебе в школе. И все! Здесь крайне сложно воспитывать детей. Кроме того, еще в детстве они получают море всевозможной информации, зачастую ненужной и даже вредной. 

Как-то услышала от матери: "Сорвалась на ребенке, потому что накипело". Не накапливайте! Дети должны знать, что родители все видят и знают. В воспитании мелочей не бывает. Ребенок обращает внимание на действия, а не на слова. Сказал что-то — сделай! Подсознательно ребенок запоминает каждый ваш шаг. Вот картинка из жизни. "Мама, можно купить игрушку?" — "Нет, нельзя". — "Ну, мама!" — "Ну, хорошо, бери уж". После этих слов ребенок сделал для себя вывод: мамино мнение можно изменить. И чем выше тональность жалобы, тем быстрее мама пойдет на уступки. Пока что — в малом. 

Многие дети дома воруют деньги. Была свидетелем, когда ребенка из приемной семьи (после того, как он украл деньги) отправили назад в интернат. Этого не понимаю — вы же своих детей никому не отдаете! Да, это нелегко стерпеть. А разве материнство бывает легким? 

Первейшая потребность любого человека, ребенка тем более, — безопасность. Если в семье он не чувствует себя безопасно, будет убегать туда, где, по его мнению, лучше. Даже если это подвал. Бабушки и дедушки не поймут, о чем я говорю. "Мы для него все сделали, а он такой неблагодарный". А ребенок поймет. Он не хочет жестких рамок, ограничений. Но всегда есть возможность вернуть ребенка домой. Я никогда не ставлю на ком-то крест. 

Перевоспитать ребенка можно и нужно. Не лечатся лишь патологические изменения. Прежде всего, следует выяснить причину бегства из дому. Их может быть несколько. Контроль поведения, отсутствие ответственности, желание ребенка повзрослеть, протест против чего-то и т.п. Просто ругать бесполезно. Часто ребенок к этому уже привык: "Подумаешь, поругали". Альтернативой является безусловная любовь и уважение к ребенку как к личности. 

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №30, 18 августа-23 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно