"Не подходи к нему, мальчик болен, не надо", - шепчет мама пятилетнему сыну.
Сын увидел в руках своего ровесника яркий желтый экскаватор и хочет как можно скорее наладить дружеский контакт, тем более что тот, другой мальчик, приветливо улыбается. Но мама против. Она не разбирается в особенностях поведения детей с синдромом Дауна, у нее нет опыта общения с людьми с ограниченными возможностями, и она хочет, чтобы ее сын играл с "нормальными" детками - так проще и надежнее. Поэтому она заберет своего ребенка с площадки, на которой часто бывает этот особенный мальчик, а, увидев человека в инвалидной коляске, будет говорить: "Не глазей, это невежливо". Результат такого поведения известен: из мировоззрения ее сына исчезнут те, кто не вписывается в так называемую "норму".
Чего глаза не видят,
того сердцу не жаль
Отстраненное отношение взрослых украинцев к согражданам с особыми потребностями во многом определила советская действительность. Людей с физическими или психическими недостатками практически невозможно было встретить на улицах - их закрывали либо в специнтернатах, домах инвалидов, либо дома, поскольку общественное пространство, да и жизнь в целом, были приспособлены только для молодых и физически здоровых. Впрочем, и сегодня, несмотря на прогрессивные изменения в прописывании прав инвалидов, человек в инвалидной коляске в троллейбусе, кассир с нарушением координации в супермаркете, ребенок с задержкой развития в танцевальном кружке многим кажутся чем-то странным, непривычным и, возможно, даже неприятным.
Увидеть, как нормально сосуществуют все граждане независимо от диагнозов, можно разве что за границей, где те, кто у нас даже из дома не вышел бы, учатся, работают, занимаются спортом, ходят в магазины и развлекаются. Там наши соотечественники, которые у себя на Родине отходили подальше от "не таких" людей, потихоньку учатся не таращиться, а смотреть в глаза, не убегать, а спрашивать, не нужна ли помощь, не жалеть, а поддерживать. В законодательном плане, к счастью, Украина довольно активно заимствует зарубежный опыт интеграции людей с особыми потребностями, а вот работы с общественным мнением не хватает катастрофически. И в результате ситуация, когда в садике или школе, на площадке или в кружке появляется ребенок с определенными особенностями, вызывает у родителей обычных детей странные, неприятные, иногда брезгливые реакции, первая из которых - почему это мой ребенок должен быть рядом с этим (обидное слово вставьте сами), для них же есть специальные школы/заведения/зоны!
Действительно, зачем развитые общества активно внедряют идею инклюзии? Для детей со сравнительно нетяжелыми недостатками умственного и физического развития польза от пребывания среди ровесников очевидна. Общаясь со здоровыми детьми, наблюдая за ними, они намного быстрее овладевают новыми умениями и навыками, перенимают необходимые для выживания в обществе знания и модели поведения. Именно поэтому родители стараются записать их в "обычные" садики, школы и кружки, ищут тьюторов и единомышленников среди воспитателей и учителей, несмотря на то, что детские коллективы многие считают жестокими.
Но польза от такого сосуществования не ограничивается только прорывами в развитии детей с диагнозами. Их здоровые ровесники тоже получают кое-что очень ценное - так они учатся быть гуманными и толерантными, понимать человеческую уникальность и сомнительность понятия "норма". Когда нас к этому призывают - это одно, когда же эти черты воспитываются самой жизнью, они запоминаются намного глубже. Клинический психолог и мама двоих детей Дарья Заруба убеждена, что общение с особыми детьми расширяет представление о разнообразии мира, учит умению помогать, воспитывает чувство справедливости и такта. Если взрослые смогут объяснить особенности, потребности и возможности детей с инвалидностью, помогут наладить приязненные отношения, своим примером покажут поддержку и понимание - это может стать одним из самых эффективных уроков человечности, которых часто не хватает в школьной программе.
Делай как я
Роль взрослых в формировании детского отношения к людям с особыми потребностями, которое лет через 20 превратится в общественное мнение, сложно переоценить. "Обычно дети спокойно воспринимают людей с ограниченными возможностями и встраивают их в свою картину мира, - говорит Дарья. - Если они чувствуют страх, то это, скорее всего, переживание кого-то из близких и значимых взрослых. Поэтому, прежде чем беспокоиться из-за того, что ваш ребенок будет играть или учиться рядом с инвалидом, обратите внимание на собственное отношение к ним. Общаясь с людьми с особыми потребностями, мы можем почувствовать тревогу, страх и даже вину, и это вполне естественно, так как мы ничего не знаем о состоянии инвалида, о том, как вести себя с ним и чего от него ожидать. Лучшее лекарство от такой тревоги - осведомленность, лучший способ справиться со своими чувствами - принять их и помочь, ответить поступком".
В идеальной ситуации рядом с особым ребенком всегда есть компетентные взрослые - родители или ассистенты-тьюторы, которые не только помогают ему преодолевать ежедневные проблемы и препятствия, но и заботятся о том, чтобы другие дети правильно воспринимали своего непривычного товарища. Впрочем, в реальности эти помощники, воспитанные украинской образовательной системой, иногда выполняют свою работу небрежно и недостаточно хорошо разбираются в особенностях своих подопечных. Именно такими они запомнились г-же Наталии, учительнице начальных классов, чья двойня успешно учится в обычной школе и преодолевает последствия ДЦП. "Пока я была у них классным руководителем, я постоянно разговаривала с одноклассниками моих детей, и отношение к ним было вполне приязненным и спокойным. А уже в средней школе, несмотря на то, что кто-то все же получал деньги за выполнение тьюторских функций, соответствующих бесед не проводилось, да и заметной помощи дети не получали. Поставили галочку в графе "Работа с детьми с инвалидностью" - вот и вся "помощь".
Поэтому первое, что надо сделать, если окружение вашего ребенка пополнилось ровесником с особыми потребностями, - побольше узнайте о его состоянии и возможностях. Воспользуйтесь Интернетом, поговорите с родителями ребенка - они больше, чем кто-либо, заинтересованы в том, чтобы его приняли в коллектив, и с готовностью поделятся информацией. Обратите внимание на собственную реакцию на особого ребенка, не подчеркивайте лишний раз его отличия. Не обязательно быть чрезмерно ласковыми или услужливыми, просто заметьте нового ребенка, как замечаете любого другого малыша на площадке или одноклассника своих детей.
Отдельное внимание уделите языку - не называйте особых детей обидными словами даже в разговорах в кругу своей семьи. Избегайте слов "инвалид", "слепой", "глухой", "даун", "неполноценный", замените их эвфемизмами: ребенок с особыми возможностями или потребностями, с определенным синдромом или разладом, с инвалидностью и т.п. Если будете проявлять уважение к таким людям на всех уровнях, такое отношение станет нормой и для вашего ребенка.
Правила игры
Какие же конкретные советы помогут вашему ребенку принять нового товарища в свой круг общения, а ему - найти свое место в обществе, которое пока еще не привыкло к людям с особыми потребностями?
1. Постарайтесь не смотреть слишком долго на особенных детей, даже если вам интересно за ними наблюдать. Но и не отводите глаз, когда ваше внимание заметили, поскольку одинаково неприятно чувствовать себя как экзотической диковинкой, так и невидимкой. Взгляд и искренняя улыбка - вот лучшее начало дружбы независимо от состояния здоровья.
2. Приглашайте таких детей в свои игры, так как сами они часто стыдятся или просто боятся очередного отказа. Вместе с тем помните, что они не всегда могут так же быстро бегать и прыгать, немного дольше других думают над своим ходом в игре. Но с вашей помощью они могут быстро овладеть новыми движениями и идеями, а если это не удается, постарайтесь найти какую-то новую игру, доступную и интересную для всех.
3. Спрашивайте, нужна ли помощь. Поскольку, даже если вам кажется, что ваш товарищ не сможет сам поднять карандаш или съехать на инвалидной коляске по очень крутому пандусу, вполне возможно, что именно сейчас он учится это делать и больше всего хочет справиться своими силами. Разве вы научились бы завязывать шнурки, если бы за вас это всегда делал кто-то другой?
4. Не жалейте - сочувствуйте и поддерживайте. Жалость предполагает громкие слова и отсутствие реальной помощи. Лучшим подарком для особенных детей будет ваше отношение к ним как к равным.
Конечно ж, в каждом частном случае учитывайте особенности конкретного человека. Не злитесь, если ребенок с аутичным расстройством не реагирует на вас, ведь ему действительно сложно наладить контакт с другими. Вместо того чтобы кричать товарищу по игре с нарушением слуха, надо стать так, чтобы он вас увидел и прочитал слова по губам. Обращайтесь за помощью к взрослым, если не понимаете, что происходит с вашим другом или одноклассником, - возможно, его состояние обострилось и ему нужна помощь врачей.
В любом случае общение с особенным ребенком должно проходить через познание, понимание, при вашей искренней поддержке. К этому придется приложить усилия - и родителям того ребенка, и вам, и вашим детям, но результат стоит такого труда: один счастливый человек, получивший свое место в этом мире, его счастливая семья, которая больше не боится одиночества своего особенного члена, и немного лучшее общество, в котором уже не так страшно оказаться даже с очень нерадостным диагнозом - разве не о таком мире мы мечтаем?