"Сегодня в нашем славном детском саду в меню у детей должно было быть мясо, но я его ни в тарелках у детей, ни в кастрюле не увидела. Даже у работников кухни поинтересовалась, где мясо, и они мне искренне признались, что тоже давненько его не видели у себя на кухне. А вот в меню, утвержденном заведующей, мясо наши детки едят через день. Вот и я была уверена в том, что мой ребенок получает сбалансированное питание в детском саду!"
Такой гневный пост оставила на родительском форуме возмущенная мама-киевлянка. И приложила фото меню, подписанного заведующей детсадом, где черным по белому в обед значился "мясной бигос", которого дети так и не увидели.
Мнения родителей о школьном и детсадовском питании всегда разные. От "вместо куриных ножек дают кость со шкуркой", "после садика ребенок голоден и съедает дома полбатона" до "мы всем довольны, питание прекрасное".
Но вопрос далеко не праздный. Ведь в школьных и дошкольных заведениях они проводят столько же (а порой и больше) времени, как дома. И если в школу еще можно принести свой термос с обедом, то в детсаду вариантов нет: как говорится, готовь к обеду ложку и ешь то, что приготовлено поварами. Меню обедов традиционное, из двух блюд: суп или борщ на первое, мясное или рыбное с гарниром на второе и компот.
А вот примеры меню школьных обедов в разных странах.
Франция: капуста и салат из помидоров на первое, жаркое из говядины, картофеля и запеченных помидоров с зеленью на второе, сыр и киви на десерт.
Бразилия: рис и бобы, измельченное мясо, овощи.
Таиланд: белый рис, курица, фасоль.
Швеция: блюдо из картофеля, капусты и фасоли, крекер и ягодный сок.
Китай: рыба, яичница с томатным соусом, рис, шпинат, цветная капуста и суп.
Южная Корея: кимчи, свинина, соус из бобов (sammjang), суп.
Словакия: копченая скумбрия, хлеб, красный перец, салат из помидоров, киви, яблоки, молоко и шоколадный батончик.
Япония: лапша-удон, фаршированный сыр, чикува (рыбное блюдо), замороженный мандарин, молоко.
США: чизбургер, tater tots (плавленый сыр и картофель), шоколадный пудинг и кетчуп.
По информации с разных сайтов, например, в Германии родители могут по Интернету выбрать для своего ребенка два вида меню - вегетарианское или мясное.
Во Вьетнаме в некоторых школах организованы сразу две столовые: официальная (еду туда поставляет компания, с которой администрация школы заключила договор) и неофициальная (ее "поставщиками" являются школьные уборщицы или другие технические работники - любители домашней кулинарии. Свои блюда они готовят дома, а потом продают в школе). Вторая столовая более популярна у детей.
В австралийских школах есть буфеты mother's little helper. Еду в них обычно готовят родители-волонтеры. Пекут пироги и маффины, готовят хот-доги и сандвичи. Еду в таком буфете надо заказывать заранее, однако проголодавшегося "внепланово" всегда найдут чем накормить.
В Канаде школьники либо заказывают еду у фирмы-поставщика (делать это нужно за неделю), либо приносят с собой в термосе. При этом в уставе школы отмечено, что нельзя приносить в школу "еду, не содержащую полезных ингредиентов".
Большое значение имеет и организация питания. Например, во Франции на обеденный перерыв выделяют большую перемену - целый час. В это время родители могут либо забрать ребенка домой и покормить его там, либо он может поесть в школе.
В украинских школах ситуация сложнее. Поскольку все ученики начальной школы обеспечиваются питанием за счет государства, учебным заведениям приходится составлять расписание обедов таким образом, чтобы за первую половину дня "пропустить" через школьную столовую все четыре параллели классов. Поэтому иногда выходит так, что первые классы обедают после первого урока, вторые - после второго и так далее. Это создает ряд трудностей. Во-первых, сделать кучу дел (помыть руки, прийти строем в столовую, пообедать и строем вернуться в класс) за 10–15 минут небольшой перемены очень трудно. Поэтому класс опаздывает на урок, сбивается учебный процесс.
Во-вторых, есть и первое, и второе в 10 утра любят далеко не все. Поэтому много продуктов остается на тарелках. Но даже если первоклашка пообедал утром, то к часу дня он снова голоден. И он будет обедать. Но уже платно.
Как свидетельствует статистика, в среднем питание одного ученика обходится государству примерно в 7 гривен в день. В детском саду - 21 грн (родительских 10,50). До сих пор их выделяли регулярно. Но в начале ноября мэр Киева Виталий Кличко заявил, что денег на питание детей в казне столицы осталось на две недели.
"Большинство долгов нам досталось в наследство, - комментирует заместитель главы КГГА Анна Старостенко. - Каждую неделю выделяем по 5–7 млн на погашение долгов перед поставщиками продуктов питания. Бюджетом города на 2014 год предусмотрено 120 млн грн на питание в дошкольных учреждениях. На сегодня у нас оплачено лишь 74 млн. Питание в детсадах покрывается государством и родителями 50 на 50. Средства, перечисленные родителями, аккумулируются на спецсчетах районных управлений образования. Мы дали команду, чтобы эти деньги сразу перечислялись поставщикам питания. Это облегчает ситуацию, но не решает ее. Ситуацию можно исправить благодаря дополнительной дотации из госбюджета, о чем нами подготовлены соответствующие обращения в Кабмин. Надеемся также, что Киеву будут в полном объеме возвращены налоги физических лиц, а это 8 млрд грн. С таким требованием наша команда шла на местные выборы, и сейчас мы боремся за то, чтобы налоги, которые платят киевляне, оставались в столичной казне".
Важно отметить, что закупка продуктов питания для школы и детского сада отличается. Договора на покупку продуктов для дошкольников заключают непосредственно районные управления образования. А вот для школ они покупают не сами продукты, а услугу обеспечения питанием. Эту услугу предоставляют коммунальные или частные предприятия. Например, в столице таких насчитывается целых 23. И даже школьные повара почти во всех школах являются работниками не учебного заведения, а предприятия, выигравшего тендер на предоставление услуг по питанию для этой школы.
Сложившаяся годами система питания в столице имеет много недочетов, и ее нужно срочно реформировать, считает Анна Старостенко. Основные проблемы - неэффективное использование денег и непрозрачные механизмы их распределения, что порождает большие возможности для коррупции.
В связи с этим мэрия запланировала несколько первоочередных шагов. Первый из них - аудит закупок в каждом районном управлении образования столицы. Последний такой мониторинг проводился еще в 2011 году. И его результаты просто поражают. Например, в одном из столичных районов капусту покупали по цене, составляющей 524% от реальной. В другом районе за килограмм свеклы отдавали 124% ее рыночной стоимости. И это при том, что цены сравнивали по одному из самих дорогих киевских рынков - Бессарабскому.
Свежие данные на сентябрь 2014 г. тоже вызывают много вопросов в смысле разброса цен (см.табл.).
"Когда в одном из случаев я поинтересовалась, почему такая большая разница в цене на один и тот же продукт, мне ответили, что более дешевого предложения не было. Проверки уже начаты. По их результатам будут сделаны выводы", - заверяет Анна Старостенко.
Второй шаг столичной мэрии - разработка других решений для организации питания. Пока что они только обсуждаются. Например, закупка продуктов питания по рамочным соглашениям. Это означает, что не районы, а город будет централизованно проводить тендер, выбирать нескольких поставщиков и на основании этого определять рекомендованную цену. Предполагается, что тендер будет проводиться максимально прозрачно.
По идее столичных властей, такая централизация позволит привлечь к организации питания несколько больших оптовых компаний вместо множества маленьких фирм-посредников. Это скажется на ценах. Кроме того, с крупными компаниями будет проще решать вопросы по задолженности: если большая компания может структурировать долг, растянуть его погашение, то маленькая будет просто парализована в случае неуплаты вовремя.
Между прочим, идея централизации закупок продуктов питания уже витала в коридорах столичной мэрии в 2011 году. "Надо просто прозрачно заключать договора с фермерами, а не с посредниками, которые накручивают откаты", - комментировал для СМИ экс-секретарь комиссии по вопросам образования и науки в Киевраде Алексей Давиденко.- Мы увидели, что в большинстве районов победителями тендеров становятся коммунальные предприятия при администрациях. Организовывают тендер таким образом, что победа "своему" предприятию обеспечена". Экс-замглавы КГГА Леонид Новохатько тогда обещал централизацию и "киевский стандарт питания в школах и садиках". Но все так и осталось в планах. Можно предположить, что лобби владельцев фирм и фирмочек тогда оказалось сильнее. Хочется надеяться, что в этот раз все будет по-другому.
Еще один гипотетический вариант - введение в школах практики детских садов, где родители оплачивают 50% питания, а остальные 50% - государство, или же отказ от бесплатного питания для всех (за исключением льготных категорий учеников).
"На сегодня питание в садах и школах составляет более 6% общего бюджета, выделенного на систему образования в столице. Это более 300 млн гривен в год. И нужно подумать о том, как наиболее эффективно, с наибольшей пользой для детей их использовать. Для того чтобы выработать правильное и максимально эффективное решение, нужно обсудить все его варианты с родителями. Мы попросили районные управления образования провести опрос родителей относительно предложений по оплате питания, - говорит директор Департамента образования и науки Киева Елена Фиданян. - Сейчас при департаменте создается Совет родителей. Мы подписали договоры о сотрудничестве с общественными организациями учителей, директоров, родителей. Все вместе, открыто и прозрачно будем обсуждать предложения по созданию эффективной системы обеспечения школьным питанием. И не только этот, но и другие вопросы. Ведь проблема оплаты питания - лишь звено более глубокой проблемы. Нужно в корне менять всю систему финансирования образования, распределения средств. Нужно разрабатывать механизмы ваучеризации образования, когда каждый ребенок имеет свой образовательный ваучер - финансовое обеспечение от государства".