Физическое насилие по отношению к детям в Украине не является противоправным действием, за исключением тех случаев, когда оно повлекло за собой смерть или инвалидность ребенка. А учитывая то, что все мы росли в тоталитарной стране, испытывая на себе "дедовские" методы воспитания, рукоприкладство в большинстве семей по сей день не считается чем-то вопиющим.
Традиционная семейная книга "Домострой" в свое время советовала родителям следующее: "Наносите чаду побольше ран, и в будущем не пожалеете... Ломайте ему ребра, пока еще не вырос, а иначе он окрепнет и перестанет вас слушаться". Судя по криминальным новостям, некоторые наши сограждане следуют этим средневековым предписаниям и в ХХI веке.
Так, исследование, проведенное в трех российских городах, - Ижевске, Самаре и Саратове, в котором участвовало 1783 человека, в том числе 842 родителя несовершеннолетних детей, свидетельствует о толерантном отношении к телесным наказаниям.
Оказалось, что каждый третий из опрошенных знает о случаях жестокого обращения с детьми, причем половина считает телесные наказания недопустимыми, треть респондентов полагает, что применять такие меры следует в зависимости от ситуации, а примерно один из десяти опрошенных считает, что бить детей можно.
По данным опроса, свыше 30% применяет телесные наказания, причем большинство использует достаточно жесткие меры: порку ремнем, избиение. А тех, кто воздействует на ребенка только словом, беседой, оказалось всего лишь 14%.
С одной стороны, россияне в большинстве своем нетерпимы к жестокому обращению с детьми и неравнодушны к страданиям ребенка: из трех человек двое сообщили, что вмешаются, увидев, как родитель бьет свое дитя, а третий пройдет мимо. С другой стороны, эти представления достаточно противоречивы: телесные наказания в качестве воспитательной меры применяются в каждой второй семье, и лишь половина опрошенных считает их недопустимыми. Не думаю, что в Украине ситуация кардинально отличается.
В одном из донецких лицеев провели анкетирование учащихся и их родителей. Среди причин насилия в семье опрашиваемые чаще всего указывали алкогольное опьянение родителей, затем раздражительность родителей и семейные проблемы. Наказание как метод воспитания оказалось на последнем месте.
Грань между физическим наказанием из педагогических соображений и физическим насилием очень тонкая. К слову, Швеция была первой страной в мире, запретившей в 1979 году телесные наказания. Но психологическое насилие наносит ребенку не менее глубокую травму, которая может повлиять на всю жизнь.
Английский психолог Алиса Миллер еще в 1980 г. в книге "Для твоего собственного блага" обобщила правила воспитания ребенка с "убитой душой". Она утверждает, что в основе психологического насилия родителей и воспитателей по отношению к детям лежат их собственные психологические проблемы (в том числе приобретенные в детстве), которые они пытаются решить за счет детей.
Родительские комплексы:
- бессознательное стремление перенести на другого унижение, которому когда-то подвергались сами;
- необходимость найти выход подавленным чувствам (гневу, агрессии и т. д);
- потребность иметь объект для манипулирования в своем полном распоряжении (ребенок в силу своей беззащитности подходит для этого как нельзя лучше);
- самозащита, в том числе потребность идеализировать собственное детство и своих родителей посредством переноса их педагогических методов воспитания на своего ребенка;
- реванш за ту боль и унижения, которые когда-то пережили.
Такие родители больше всего ценят послушание и воспитывают детей в духе безусловного подчинения. Алиса Миллер назвала такие принципы "отравляющей педагогикой" и описала основные установки, которыми руководствуются родители-тираны:
- любовь детей к родителям - это обязанность;
- родители заслуживают уважения просто потому, что они родители;
- дети не заслуживают уважения просто потому, что они дети;
- высокая самооценка - это плохо;
- низкая самооценка - это хорошо, так как делает людей бескорыстными, способными к самопожертвованию;
- нежность и любовь к детям вредны;
- суровость, холодность, грубость по отношению к детям - хорошая подготовка к жизни;
- удовлетворять детские желания - значит баловать;
- притворная благодарность лучше, чем честная неблагодарность;
- то, как ребенок себя ведет, важнее, чем то, что он на самом деле думает и кем на самом деле является;
- родители не переживут, если их обидеть;
- родители всегда правы.
Если воспитание сводится только к соблюдению набора последовательных строгих правил и ребенок не получает душевного тепла, то впоследствии ему будет трудно выражать свои чувства. Его всегда будут преследовать депрессивность, подавленность, мучительное терзающее чувство вины и психосоматические заболевания.
Ключевыми моментами при нормальном воспитании являются:
- уважение к ребенку и соблюдение его прав;
- терпимость к детским чувствам;
- стремление определять по поведению (в том числе и плохому) ребенка о его эмоциональной жизни и особенностях восприятия, его индивидуальности;
- естественное педагогическое воздействие, а не догматическое применение "традиций" или принципов, взятых из учебников педагогики, в процессе воспитания своих детей;
- целесообразность и результативность педагогического воздействия в каждом конкретном случае.
Главное желание родителей в наши дни - это успешная социализация ребенка. Поэтому ребенок считается "хорошим", когда ведет себя социально одобряемо (слушается старших, вежливо здоровается и т. д.). Он по-прежнему "должен" родителям, но уже не прислуживать в доме или терпеть побои (как в прошлые века), а быть социально успешным: хорошо учиться, быть лучшим - таким, чтобы родители могли им гордиться. Социальные успехи ребенка становятся престижем родителей. И нередко он оказывается виновным, если "не оправдал доверия": "Лучше бы я пошла работать, чем с тобой сидела!", "Я столько в тебя вложил(а)!" - то и дело слышит ребенок от родителей. Физический контроль сменяется психологическим: телесным наказаниям предпочитают манипуляции и эмоциональный шантаж ("Веди себя хорошо, и тогда я...", "Мальчики никогда не плачут" и т. д.). Миллион условностей, а о безусловной любви снова забывают.
Каждый стиль воспитания формирует определенный тип характера с присущими ему психологическими особенностями и проблемами. Поэтому от того, как относятся к детям в конкретном обществе, зависит, какие люди будут составлять это общество спустя двадцать лет и позже. Помните о законе бумеранга.